Недавно Генеральный директор ЧАО «Фармацевтическая фирма «Дарница» — одного из крупнейших отечественных производителей фармацевтических препаратов — Глеб Загорий публично защитил докторскую диссертацию и ему присвоено Государственной аттестационной комиссией Министерства образования Украины научную степень доктора фармацевтических наук. Тема его научной работы весьма актуальна — «Методологическое обоснование стратегии и тактики оптимизации и эффективного развития отечественного производства лекарственных средств».
ВЗ Глеб Владимирович, скажите, пожалуйста, вы получили степень доктора, наверняка затратив на это немало усилий. Зачем это вам, успешному бизнесмену?
— Считаю, что знания и практический опыт, наработанные в бизнесе, должны использоваться. Моя научная работа — уникальный, более чем 15-летний практический опыт развития «Дарницы» в самых разнообразных условиях. Кроме того, фармация — это сфера деятельности, где показатель наукоемкости является одним из самых высоких, поэтому получение научной степени здесь имеет вполне практический смысл. Невозможно полноценно ориентироваться в сфере оборота лекарств и вопросах функционирования системы здравоохранения, не объединив научный и практический потенциал.
ВЗ Какова практическая ценность вашей научной работы?
— В процессе написания работы было много экспериментов с моделями ценообразования, прио¬ритетностью капитальных инвестиций, очередностью научных исследований для формирования наиболее сбалансированного портфеля продуктов, поиском собственной стратегии развития на перспективу. Естественно, целью было более эффективное развитие нашего предприятия. Сформированный план изменений заложил основу научных инноваций и производственных инвестиций на следующие 7 лет, позволил сконцентрировать усилия в сфере кардиологии и неврологии. Борьба с наиболее распространенными социальными заболеваниями, которые являются основными причинами смертности населения и напрямую влияют на инвалидизацию, потерю трудоспособности, должна стать ведущим направлением деятельности.
ВЗ Почему выбрали именно эту тему диссертации?
— Мы ставили реалистичные цели и задачи: разработать план системных мероприятий по оптимизации и развитию именно отечественного производства лекарственных средств. С точки зрения обеспечения лекарствами страна выглядит импортозависимой, и это подрывает национальную безопасность. Доля иностранных производителей на фармацевтическом рынке в денежном выражении составляет около 70%, отечественных — лишь 30%. И подобное соотношение не является экономически обоснованным. Мало того, что это небезопасно в кризисных ситуациях, так еще и 70% всех средств, заработанных фармацевтическими компаниями в Украине, перетекает за границу. В стране при этом полностью отсутствует системная политика перехода на европейские нормы функционирования фармации. Но у отечественных производителей по-прежнему есть огромные возможности для развития.
ВЗ Что мешает развиваться отечественным производителям?
— Корень этой проблемы лежит в самой системе здравоохранения и даже в самом экономическом положении страны и ее граждан. Существующие в Украине подходы к лечению заболеваний с наивысшим уровнем смертности давно устарели. Они не соответствуют современным научно обоснованным и экономически оправданным подходам, применяемым в более развитых странах с высоким уровнем доходов населения. Украинские пациенты лечатся не современными эффективными препаратами, а тем, что подешевле. Например, в лечении болезней системы кровообращения в Украине лидирует ацетилсалициловая кислота.
Государство не уделяет достаточного внимания и, тем более, не берет на себя ответственность за безосновательное завышение цен на лекарства, игнорирует бесконтрольную регистрацию импортных медикаментов и вред колоссального потока телевизионной рекламы лекарств. При этом уровень персональной ответственности руководителей системы здравоохранения за такое пренебрежение главным стратегическим ресурсом любой экономики — человеческим — крайне низок. А значит, мотивации что-то менять у них практически нет. Хотя этот вопрос — часть национальной безопасности страны.
Более того, наша отрасль сама по себе слишком зарегулирована для отечественных компаний — лицензирование, сертификация и т.д.
ВЗ Но ведь таковы нормы европейского законодательства…
— Да, и это, безусловно, положительная тенденция с точки зрения интересов пациента. Но проблема в том, что сейчас украинский производитель поставлен в неравные условия по сравнению с зарубежным, что открывает широкое поле для манипуляций с качеством продукта со стороны иностранных производителей. Мы как страна не можем поехать на завод в Европу и проверить, как производят медикаменты для Украины. Предыдущее руководство Государственной службы Украины по лекарственным средствам боролось на уровне ЕС хотя бы за зеркальные требования по проверке качества и условий производства препаратов и практически вышло на финишную прямую. Сейчас этот процесс остановился и повернулся вспять.
Кроме того, Украина впускает практически любого европейского производителя, а сама поставлять препараты в Европу фактически не может, несмотря на их явные конкурентные преимущества, из-за отсутствия соглашений о признании результатов инспекций производств и контроля качества. Вопрос о Соглашении об оценке соответствия и приемлемости промышленных товаров (Agreement on Conformity assessment and acceptance of industrial products — АСАА) между ЕС и Украиной, которое предусматривает, что торговля определенными товарами в его рамках будет проводиться без дополнительных испытаний и процедур подтверждения соответствия, был исключен из повестки дня очередного заседания Подкомитета по сотрудничеству Украина — ЕС. Вновь оте¬чественный производитель менее защищен, чем зарубежный.
ВЗ Вы сказали о недобросовестных действиях со стороны зарубежных производителей. Разве международного сертификата недостаточно, чтобы гарантировать качество препарата?
— Это нельзя назвать махинациями, они делают все по букве закона. Но происходит оптимизация расходов, которая не идет на пользу нашим пациентам. Очень часто для своего рынка, например, для стран ЕС, зарубежные компании производят препарат в своей стране в полном соответствии с жесткими регуляторными требованиями. А для развивающихся рынков, таких как Украина, в целях снижения затрат производство осуществляется в странах, где такая регуляторная система отсутствует. Таким образом, производится лекарственное средство под одним и тем же названием и с тем же составом, но уже другого уровня эффективности. Именно поэтому в последние годы Украина добивалась возможности проводить инспекции.
ВЗ У вас есть предложения, что нужно сделать сейчас, чтобы ситуация изменилась?
— Важно сохранить последовательность и четкую позицию в реализации курса на евроинтеграцию отрасли. Это высокие стандарты качества лекарств, обязательное требование наличия доказательной базы их эффективности и равные условия для производителей. Все эти мероприя¬тия направлены на защиту как здоровья, так и материального благополучия нашего пациента.
Необходимо продолжить начинания предыдущего руководства Гослекслужбы — обеспечить нашему пациенту и системе здравоохранения те же гарантии качества и эффективности лекарств, которые имеют граждане стран ЕС. То есть внедрить систему обеспечения качества лекарств на всех стадиях жизненного цикла препарата, выполнять обязанности страны с жесткой регуляторной системой — члена Международной системы сотрудничества фармацевтических инспекций PIC/S, возобновить членство в медицинских подкомиссиях Еврокомиссии, развивать сотрудничество с членами Международной ассоциации фармпроизводителей, Международной конфедерации по условиям производства и качеству лекарственных средств. Вернуть практику инспектирования заводов, поставляющих свою продукцию в Украину, обеспечить законодательную платформу для регистрации в Украине препаратов только с доказанной эффективностью. Внедрить европейский подход к ценообразованию на лекарственные средства, использовав практику сравнительных цен зарубежных производителей — это обезопасит потребителя от угрозы переплачивать в разы за импортные препараты.
ВЗ Вы баллотируетесь в народные депутаты от Блока Петра Порошенко. Зачем?
— Во-первых, чтобы помочь Президенту Украины реализовать задекларированную им Программу реформ. Во-вторых, применить свои знания и практический опыт для развития национальной фармацевтической отрасли и системы здравоохранения. Я хорошо понимаю проблемы отрасли и вижу пути решения этих проблем.
ВЗ С чего вы начнете, если вас выберут в Парламент?
— С реформирования системы здравоохранения. Ее можно условно разделить на две части: фармация и медицина. И если фармация в последние годы интенсивно развивалась, то в медицине ситуация совсем запущена. Действующая в Украине модель системы здравоохранения (система Н.А. Семашко), унаследованная от бывшего СССР, с начала ее внедрения была направлена на защиту и сохранение жизни населения в условиях военных действий и борьбы с эпидемиями. Она никогда не была ориентирована на повышение качества и уровня жизни населения. Система финансируется из расчета на больничную койку и штат медицинских работников. А в условиях ограниченных финансовых возможностей системы, растущих потребностей в медицинском обслуживании, невысоких доходов большинства граждан, появления дорогостоящих лекарственных средств и технологий такой подход приводит к значительным финансовым перерасходам государства и пациента. Более того, результатом становится обострение социальной напряженности между группами населения с различными уровнями достатка.
ВЗ У вас есть предложения, что следует сделать прямо сейчас?
— Необходим комплексный план реорганизации этой системы. Должно быть единое видение направлений реформирования, его этапности, целей, задач, участников и ответственных, приемлемый перечень инструментов или индикаторов эффективности, сроков, объема финансирования и т.д.
Идеальной модели, к которой мы должны прийти, не существует — у каждой страны свой путь, но есть ряд систем, от которых мы можем взять лучшее, исходя из собственных реалий. От потребностей разных категорий пациентов и врачей к формированию системы, а не наоборот, как это было раньше.
Нормальная система здравоохранения — это комплексная программа социально-экономического развития общества. Сюда входят и охрана окружающей среды, и безопасность пищевых продуктов, и пропаганда здорового образа жизни, и борьба с наркоманией и многое другое.
У нас же система медицинского обеспечения часто используется для реализации популистских целей, за которыми удачно скрываются коррупционные схемы. Так рождаются различного рода «пилотные проекты», не имеющие ничего общего с реформированием медицины, рассчитанные лишь на короткие пиар-кампании политиков.