60% опрошенных украинцев считают, что за последние 2 года ситуация в сфере здравоохранения ухудшилась и 87% граждан нашей страны не доверяют отечественной медицинской системе. Это факты, наиболее ярко отражающие предварительные результаты работы Министерства здравоохранения Украины и министра, которую 23 февраля 2014 года было отправлено в отставку.
ВЗ В этом году должна была завершиться реализация Пилотного проекта по реформированию системы здравоохранения в четырех регионах Украины.
— Реформа медицинской отрасли началась в рамках так называемой программы медицинских реформ, которая была анонсирована Виктором Януковичем и предусматривала повышение доступности медицинских услуг и создание стимулов для здорового образа жизни населения.
ВЗ 23 февраля 2014 Верховная Рада Украины большинством голосов приняла Закон Украины «О введении моратория на ликвидацию и реорганизацию учреждений здравоохранения», фактически остановив ход этой реформы. Каковы причины такого шага?
— Когда почти 3 года назад начинали медицинскую реформу, у украинцев появилась надежда, что наконец-то будет организована целенаправленная и системная работа по обеспечению надлежащих условий и материально-техническому обеспечению деятельности медицинских учреждений. Но ни врачи, ни пациенты не довольны тем, что сейчас происходит. Вместо обещанного улучшения качества медицинских услуг и повышения зарплат медикам мы получили закрытие больниц, массовые сокращения медицинских работников, невозможность получить высококвалифицированную медицинскую помощь, устранение из лечебного процесса «узких» специалистов, в частности педиатров, и перегрузку пациентами врачей первичного звена, которые должны теперь лечить всех и от всего пустыми руками за «смешные деньги».
Министерство здравоохранения Украины называло это оптимизацией, на самом же деле пыталось вложиться в прокрустово ложе дефицитного бюджета и увеличить собственные теневые доходы от государственных закупок. Цену таких экспериментов хорошо демонстрируют цифры: например, общий коэффициент смертности, который составил в Украине в 2012 году 14,5 на 1000 человек против 6,7 — в странах-членах ЕС.
И, к сожалению, именно пилотные области стали лидерами распространенности болезней среди взрослого населения (самые высокие показатели регистрируются в Киеве, Винницкой, Днепропетровской, Киевской, Черкасской областях). В целом по Украине за последние пять лет уровень распространенности болезней возрос на 31,1%.
ВЗ Мы говорим о «пассивной эвтаназии»?
— Да, каждая шестая украинская семья отказывается от лечения из-за отсутствия средств. Именно это явление эксперты называют пассивной эвтаназией.
Среди основных причин — крайне низкое качество медицинского обслуживания и неравенство в доступе к услугам здравоохранения. Это подтверждается результатами опроса граждан представителями Государственной службы статистики в октябре 2012 года. Поражает то, что причиной 71-97% отказов от предоставления медицинской помощи, посещения врача, приобретения лекарств или изделий медицинского назначения опрашиваемые назвали их слишком высокую стоимость. И это в стране, где Конституция декларирует бесплатность медицинской помощи!
ВЗ Поговорим о самой медицинской реформе…
— Что мы имеем на сегодняшний день? Только в 2012 году закрыто примерно 100 лечебных учреждений — под видом оптимизации. 7 тысяч врачей и 18 тысяч медперсонала были уволены. По идее реформирования новосозданные центры ПМСП должны быть наполнены семейными врачами, которых на сегодня нет (потребность в семейных врачах составляет примерно 25-30 тыс., сейчас мы имеем 8 тыс.). Даже в профессиональной среде не понимают до конца, кто же такой семейный врач. Если учесть требования, которые ему предъявляют, он фактически должен быть суперспециалистом широкого профиля. Вместо этого происходит массовая переквалификация за 6 месяцев, когда под угрозой увольнения врачей узких профильных специальностей заставляют переквалифицироваться в семейных врачей. По Киеву, насколько мне известно, уже 2000 врачей отказались от такой переквалификации — мы теряем квалифицированные кадры.
ВЗ Что же принесет украинским медикам и пациентам вновь принятый Закон о моратории?
— В первую очередь, принятие данного Закона Украины призвано прекратить бесчинство чиновников Минздрава Украины, которые под прикрытием печально известной медицинской реформы занимались перераспределением государственных средств и пытались перевести все тяготы и всю полноту ответственности на местные власти. Все то, что происходило в области здравоохранения в течение последних лет, требует серьезного, содержательного анализа.
Эта реформа проводилась без участия врачей, научных специалистов, которые могли бы четко спрогнозировать ее последствия. Она осуществлялась в спешке и в основном за счет сокращения учреждений здравоохранения и отдаления врача от пациента. Последствия того, что уже сделано, будут точно неожиданными и точно катастрофическими. Если мы сейчас имеем уровень смертности, который приравнивает нас к странам Африки, то такими темпами до 2017 года мы займем по уровню смертности первое место. Это при том, что Украина является европейской страной с достаточно профессиональным медицинским персоналом и профессиональной медицинской школой (украинская медицинская школа была одной из лучших в Союзе, и об этом также не следует забывать). Мы просто уничтожали многолетние наработки и спешно пытались ввести какие-то искусственные фрагментарные новации, сущность которых сводилась к тому, чтобы уменьшить финансирование системы здравоохранения.
ВЗ Какой же выход — прекратить реформу? Или вообще отменить?
— Отменить форсирования вопроса. Ведь погоня за результатами медреформы, которая проталкивалась силовыми административными методами, привела лишь к тому, что врачи стали ее противниками — их мнение никого не интересовало, а когда они все же его высказывали, то получали «серьезные замечания от руководства».
Путь к возрождению украинской медицины, а ныне речь идет именно о возрождении, ведь ее почти полностью «реформировано», — это, во-первых, объективный и взвешенный анализ состояния отрасли, а уже во-вторых — толерантное и продуманное реформирование с цифрами в руках и с участием максимального количества врачей-практиков. Лучше врачей никто не может знать потребности пациентов, так как только они ежедневно видят десятки больных и имеют с ними постоянную прямую связь.
Одним из наиболее чувствительных индикаторов качества системы здравоохранения является показатель смертности детей в возрасте до одного года. В 2012 году он почти вдвое превышал показатели развитых европейских стран. При этом в отдельных областях Украины наблюдалось значительное увеличение младенческой смертности по сравнению с 2011 годом: в Хмельницкой — почти на 50%, Донецкой — на 12%, Днепропетровской — на 8%.
ВЗ Но вы же приводите данные и по пилотным областям, где кроме «успешных реформ» изменить ситуацию к лучшему были призваны перинатальные центры!
— То-то и оно. Кстати, более 60% смертей детей связаны с инфекционной патологией, которую можно избежать путем проведения своевременной и плановой вакцинации. Поэтому в мире она воспринимается как надежда на спасение миллионов жизней и происходит в обычном режиме — тихо и мирно.
ВЗ К сожалению, в Украине все иначе. Кто в этом виноват?
— Больше всего волнует украинцев качество вакцин, потому что, зная намерения нашего государства на всем сэкономить и желание чиновников от медицины нагреть руки, ни один из родителей не может без колебаний ответить на вопрос: «Делать прививку или нет?» К сожалению, гибель детей после вакцинации не настораживает должностных лиц, принимающих решения, какие вакцины стоит закупать, а какие — нет. Кстати, за регистрацию вакцин и за расследование связи между вакцинацией и летальными случаями несут ответственность одни и те же чиновники Минздрава, которые, конечно же, ни разу не признали этой связи.
Генеральная прокуратура Украины еще в мае 2013 года вынесла Министерству здравоохранения Украины представление с требованием срочно устранить нарушения законов Украины, допущенные при закупке и применении вакцин в 2011-2012 годах. В ответ на мое депутатское обращение Генпрокуратура также сообщила об инициировании привлечения к ответственности чиновников, виновных в нарушении законодательства.
ВЗ О каких именно вакцинах идет речь?
— В представлении отмечается, что в течение 2012 года в результате прививки против гепатита В некачественной вакциной производства печально известной компании «Фармстандарт-Биолик», совладельцем которой до февраля 2013 был Александр Богатырев, пострадали 508 детей. При этом на закупку этого опасного для здоровья препарата было потрачено 18 миллионов бюджетных средств. Наиболее вопиющим фактом в этой ситуации является то, что, несмотря на запрет Государственной службы Украины по лекарственным средствам в дальнейшем сохранять и применять вакцины производства компании «Фармстандарт-Биолик», в конце 2012 года Минздрав Украины провело предварительную оплату очередной партии иммунобиологических препаратов этого же производителя на сумму 6,5 миллиона гривен.
ВЗ Эта информация изложена в проекте Отчета Временной следственной комиссии?
— Да, со всеми полученными ВСК данными можно ознакомиться в открытом доступе. Но вернемся к вакцинации. Вместо того чтобы сделать выводы, МЗ прибегло к беспрецедентному в своем цинизме шагу. В то время как в Украине законодательно утверждено требование подтверждения GMP-сертификации всех лекарственных препаратов, которые используются на ее территории, Минздрав инициировало проект Постановления Кабмина, которым предусматривалось разрешить использование в Украине некоторых вакцин без GMP-сертификата (тех, что применяются на территории Украины более 10 лет). Таких в рамках Национального календаря прививок оказалось 12.
Минздрав уверяло, что это — вынужденный и временный шаг. Что Постановление будет действовать только в течение нескольких лет. Что использование российских вакцин, которым, по словам чиновников Минздрава, нет аналогов, нужно для того, «чтобы не сорвать вакцинальную кампанию, нуждающуюся в этих дешевых, но качественных и проверенных годами вакцинах».
Эти «проверенные годами вакцины», производимые в странах, где GMP-сертификация не является обязательной, на днях снова унесли жизни 3 человек. Об этом сообщила Гослекслужба Украины, временно запретив своими распоряжениями от 7 февраля 2014 применение вакцин из-за сообщения о летальных случаях. В «черный список» попала вакцина туберкулезная (БЦЖ), изготавливаемая «НПО по медицинским иммунобиологическим препаратам «Микроген» МЗ Российской Федерации, рекомбинантная вакцина «Эувакс» для профилактики гепатита В производства корейской фирмы LG Life Sciences и вакцина «Пентаксим», которую ООО «Фармекс Груп» фасует с in bulk фирмы-производителя Sanofi pasteur SA, Франция.
ВЗ Отечественные производители уже давно сертифицировали свои производства. Так, может, стоит рассмотреть возможность производить вакцины в Украине, а не закупать иммунобиологические препараты сомнительного качества?
— Это требование не было новостью ни для производителей вакцин, которые собирались поставлять свою продукцию в Украину, ни для Минздрава, которое планировало ее закупать. Ведь соответствующий Закон не упал как снег на голову — некоторое время готовился его проект, который потом еще обсуждался, отсрочивалось вступление его в силу. А почему выжидало Минздрав? Ведь там понимали, что такая ситуация возникнет, когда нужные нам вакцины не смогут попасть в Украину без GMP-сертификации. Почему «критическая ситуация» возникла одномоментно и почему единственным «спасением» предлагалась отмена GMP-сертификации определенных вакцин, а точнее, конкретных производителей?
Пока государство тратит львиные доли бюджета на приобретение иностранных вакцин сомнительного качества, украинские ученые уже без всякой поддержки, но еще работают над созданием собственных вакцин. И, что самое унизительное для национального достоинства, все возможности для этого были в нашей стране, и пока окончательно не потеряны! Почему многие страны решают проблемы эпидемиологии собственными силами, а Украина — чужими? Ведь сегодня у нас не производят никакой вакцины.
Попытка отмены GMP-сертификации вакцин, инициированная лично министром Раисой Богатыревой и ее заместителем Романом Богачевым, — антиукраинский шаг, направленный не на безопасность наших детей, а на зарабатывание теневых денег.
Настаиваю на том, что только жесткий контроль качества всех без исключения лекарственных средств является гарантией и залогом здоровья будущей молодой украинской нации. Отдельно хотел бы высоко оценить сотрудничество с Государственной службой Украины по лекарственным средствам и ведущими сотрудниками Минздрава во время работы ВСК, ведь все это время они работали под постоянным давлением руководства Минздрава Украины.
ВЗ Вы, как член ВСК, точно знаете «в лицо» чиновников, которые довели ситуацию до критической точки…
— Фракция «Батькивщина» еще осенью 2013 года требовала от руководства Верховной Рады Украины срочно поставить на публичное обсуждение отчет Временной следственной комиссии по расследованию деятельности Министерства здравоохранения Украины, а также вопрос об отставке министра здравоохранения Раисы Богатыревой.
Сейчас сфера здравоохранения в Украине находится в ужасном состоянии, что в своем отчете констатировала ВСК. Министерство здравоохранения Украины озабочено не здоровьем граждан, а фактически разрабатывает и внедряет коррупционные схемы, гарантирующие обогащения в особо крупных размерах.
Одна из таких схем успешно использована Минздравом при закупке автомобилей скорой помощи. Было потрачено около 1 миллиарда гривен, из которых более 200 миллионов — фактически украдены. При этом машины были закуплены не у производителей или крупных дистрибьюторов, а у «компаний-прокладок»: «АИС-Столица», ПрАО «Практика» и ООО «Илатанмед». К тому же, приобретенные машины — с сомнительным китайским оборудованием. Мы с коллегами из ВСК неоднократно демонстрировали документы, подтверждающие эти данные.
Кто будет нести ответственность, если человек умрет в этой «скорой», потому что откажет, например, прибор искусственного дыхания китайского производства? Если в Минздраве думают, что эти деньги они просто украли и не несут никакой ответственности за то, что дальше будет с этими сомнительными «скорыми», — это не так.
23 февраля 2014 по моей инициативе Раиса Васильевна Богатырева, министр здравоохранения Украины, наконец-то была отправлена в отставку. Теперь — дело за Генеральной прокуратурой.
Но успокаиваться рано. Во время работы ВСК мы получили информацию о том, кто и как претендует на участие в тендерах. Очень не хочется верить в то, что «группа Богатыревой» через своих сторонников будет продолжать участвовать в распределении государственных средств на тендерах. Мы завершаем работу ВСК с полным пониманием того, какие схемы нам очень скоро придется уничтожить, чтобы в будущем вернуть доверие граждан к действиям Министерства здравоохранения Украины.
Вместе с тем хочу заверить, что народные депутаты Украины и по завершению работы парламентской ВСК будут продолжать пристально следить за попытками заинтересованных бизнес-структур завозить на территорию Украины лекарства сомнительного происхождения, сомнительного качества или недоказанной терапевтической эффективности.
Беседовала
Виктория МИКОЛАЙЧУК, для «ВЗ»