Понятно, что в том, чтобы лекарства были качественными, безопасными и эффективными, заинтересованы и врачи, и пациенты, и, в конце концов, государство, которое должно обеспечить граждан не просто гарантиями, но, собственно, качественными и безопасными лекарствами. Неслучайно во всех развитых странах мира эта сфера регулируется действительно жестко. Украина пошла именно этим путем и относится к странам с жесткой регуляторной политикой в сфере лекарственных средств. Но, как и любой сложный процесс, она требует постоянного обновления, совершенствования и переосмысления некоторых принципов, которые, возможно, еще вчера казались логичными и приемлемыми. Конечно, изменения не могут быть популярными, но популизм в такой сфере — дело очень опасное. К этому эволюционному процессу постоянно приковано внимание общественности, профессиональных сообществ и игроков фармацевтического рынка, поэтому и вопросов к Главе Государственной службы Украины по лекарственным средствам Алексею СОЛОВЬЕВУ всегда немало.
ВЗ Подводя итоги работы Временной следственной комиссии ВРУ по вопросам расследования отдельных фактов нарушений законодательства со стороны должностных лиц Минздрава Украины, других государственных предприятий, учреждений и организаций в сфере здравоохранения и фармацевтической отрасли, голова ВСК высоко оценил сотрудничество Гослекслужбы Украины в процессе работы комиссии. Зато вопросов остается много. И самый главный, который неоднократно поднимался, но до сих пор не решен, — вопрос единого регуляторного государственного органа, который был бы способен нести ответственность по всем вопросам, связанным с лекарственными средствами. Почему? Ведь решение о подчинении Государственного экспертного центра МЗ Украины Гослекслужбе Украины уже было принято, но не выполнено. Что помешало?
— Прежде всего, следует отметить, что приоритетом деятельности Гослекслужбы Украины есть и остается обеспечение качества лекарственных средств в обороте. С этой целью в нашей стране проводится гармонизация национального законодательства в сфере обращения лекарств с европейским — на сегодняшний день отечественное законодательство в этой сфере на 90% гармонизировано с законодательством ЕС. Это позволило внедрить эффективные европейские инструменты регуляторной практики, что для пациента и системы здравоохранения в целом является гарантией качества и безопасности лекарств. В частности, введен ряд европейских норм относительно: импорта лекарств, произведенных исключительно в условиях GMP ЕС, лицензирования импорта, присоединения к Европейской фармакопее, уголовной ответственности за фальсификацию лекарств, ратификации Конвенции «Медикрайм», требований надлежащей дистрибьюторской практики и т.д.
В отличие от Украины, ответственность перед потребителями лекарств в странах Европейского Союза возложена на единый регуляторный орган, который несет полную ответственность за допуск на рынок лекарственного средства, его качество в обращении, фармаконадзор т.п.
В Украине же создание единого регуляторного органа по европейскому образцу пока остается проблемным вопросом. Еще в конце 2011 года был подготовлен проект Указа, которым планировалось внести изменения в положение о Министерстве здравоохранения и Гослекслужбе Украины. Изменения предусматривали передачу функций государственной регистрации лекарственных средств и фармаконадзора Гослекслужбе Украины. Проект Указа был согласован Министерствами здравоохранения, финансов, юстиции, экономического развития и торговли. Однако в день рассмотрения Кабинетом Министров Украины проект Указа по неизвестным причинам был снят с повестки дня и до сегодняшнего дня ситуация не изменилась.
ВЗ Регистрируя лекарственное средство, МЗ Украины регистрирует, на самом деле, «кота в мешке», ведь разве можно опираться только на данные, указанные в досье заявителя? В какой плоскости лежит проблема контроля качества лекарств при существующей системе, когда лекарства регистрирует МЗ Украины?
— В соответствии с законодательством ЕС (Директива 2001/83 ЕС) и рекомендациями ВОЗ, «качество лекарственного средства» состоит из трех взаимосвязанных факторов — безопасности, эффективности и качества. В то же время в Украине функции государственной регистрации и государственного контроля качества лекарственных средств возложены на разные структуры: ГП «Государственный экспертный центр МЗ Украины» (далее — Центр) и Гослекслужбу Украины.
Усилия Гослекслужбы направляются на выявление и запрет некачественных лекарственных средств при их производстве, оптовой и розничной реализации, приводят к многочисленным случаям изъятия такой продукции. В то же время, в отличие от практики, которая применяется во всем мире, этот государственный орган не причастен к предоставлению разрешения на применение лекарственных средств в Украине, то есть к их государственной регистрации, и, соответственно, не может влиять на этот процесс.
Лабораторный контроль качества образцов лекарственных средств и проверка воспроизводимости методов контроля осуществляется экспертной организацией (Центром) вместо лабораторий органов государственного контроля. В результате чего большое количество утвержденных методик не воспроизводится при государственном контроле качества, что практически делает его невозможным в таких случаях и приводит к увеличению времени нахождения лекарственных средств на лабораторном анализе, а, следовательно, отсутствию препарата на рынке Украины.
Существующая процедура экспертизы и согласование технологической документации на лекарственные средства предусматривает двойную экспертизу и согласование — при получении лицензии на производство и при государственной регистрации лекарственного средства. Если процедура будет осуществляться однократно, то предприятие может одновременно получить лицензию на производство и зарегистрировать лекарственное средство в Украине. Все документы (лицензии, сертификаты, выводы) выдаются Гослекслужбой Украины. Фактически Центр при регистрации ЛС проводит экспертизу этих же документов. Однако на это тратится время, человеческие и материальные ресурсы.
Следовательно, осуществление экспертизы и процедуры регистрации Гослекслужбой Украины обусловит недопущение потери контроля государства за уровнем качества лекарственных средств, регистрируемых в Украине. Кроме того, это позволит оптимизировать систему регистрации лекарственных средств, которая на сегодняшний день является непрозрачной.
ВЗ Одним из действенных инструментов контроля качества ЛС и недопущения на отечественный рынок некачественных лекарств является GMP-сертификация. Отечественные производители с пониманием отнеслись к нововведениям, и добросовестно выполняют все требования по европейским стандартам производства. А относительно иностранных компаний, лекарства которых составляют большинство реестра зарегистрированных в Украине лекарственных средств?
— Производство лекарственных средств в странах с жесткой регуляторной системой (ЕС, страны, регуляторные органы которых являются членами Системы сотрудничества фармацевтических инспекций (PIC/S), Япония) проводится с неуклонным соблюдением требований GMP.
Напомню, что Украина начала внедрение требований GMP еще в 2000 году.
Для украинских производителей требования GMP стали обязательными с 2010 года. В ноябре 2011 г. были внесены изменения в статью 9 Закона Украины «О лекарственных средствах», согласно которым при регистрации или перерегистрации лекарственных средств иностранные производители должны предоставлять выданный Государственной службой Украины по лекарственным средствам документ (сертификат соответствия требованиям GMP или при наличии сертификата, выданного уполномоченным регуляторным органом страны-члена PIC/S, вывод о подтверждении соответствия требованиям надлежащей производственной практики), подтверждающий соответствие производства лекарственных средств требованиям GMP. В соответствии со статьей 9 Закона Украины «О лекарственных средствах» требования надлежащей производственной практики являются обязательными для иностранных производителей лекарственных средств.
Фактически для иностранных производителей необходимость соблюдения требований GMP внедрена с 15 февраля 2013 года. С этой даты в Украину поставляются только те лекарственные средства, которые производятся и контролируются в соответствии со стандартами качества, соответствующими их назначению, а также в соответствии с требованиями регистрационного досье и спецификации на эту продукцию.
Введение стандарта GMP и других гармонизированных с ЕС стандартов для нашей страны показало, что сегодня украинский пациент имеет такие же гарантии качества и безопасности лекарств, как пациент Европейского Союза.
ВЗ Как вообще, по вашему мнению, должен выглядеть идеальный процесс регистрации лекарственного средства?
— Для этого национальная процедура государственной регистрации лекарственных средств должна быть полностью гармонизирована с соответствующим законодательством ЕС.
Во-первых, следует признавать результаты испытаний и экспертиз, которые уже были проведены во время централизованной процедуры в Европейском медицинском агентстве (ЕМА), так называемую централизованную процедуру лицензирования (регистрации). Так, лекарственные средства, которые лицензированы (зарегистрированы) в ЕМА, должны допускаться на рынок Украины и вноситься в Государственный реестр лекарственных средств по упрощенной процедуре. Это позволит сократить сроки (до 1 месяца) и значительно снизить стоимость государственной регистрации лекарственных средств, которые лицензированы (зарегистрированы) ЕМА, и, как следствие, значительно улучшить обеспечение граждан Украины безопасными, эффективными, высококачественными и, что крайне важно, новейшими (инновационными) лекарственными средствами.
Во-вторых, срок действия регистрационного удостоверения должен быть бессрочным, то есть в Украине нужно отменить процедуру перерегистрации. Это очень важный вопрос, решение которого позволит не допустить прерывания процесса лечения и избежать рисков, связанных с заменой лекарственного средства, значительно уменьшить регуляторное давление на заявителей и производителей, улучшить бизнес-среду в Украине в сфере регистрации лекарственных средств, гармонизировать национальное законодательство с законодательством ЕС в сфере регистрации лекарственных средств по срокам действия регистрационного удостоверения на лекарственное средство.
В-третьих, требования к качеству лекарственных средств должны соответствовать Европейской Фармакопеи. Поскольку с 2013 года Украина является членом Европейской фармакопеи с правом голоса, Гослекслужба принимает непосредственное участие в разработке европейских стандартов качества лекарственных средств и отвечает за гармонизацию государственных стандартов качества с европейскими.
В-четвертых, следует исключить необходимость регистрации активных фармацевтических ингредиентов (субстанций) в качестве лекарственных средств, что позволит значительно упростить процедуру их ввоза, обеспечит непрерывность процесса производства готовых лекарственных средств, что, в свою очередь, будет способствовать непрерывному доступу пациентов к лекарственным средствам.
Соответствующие проекты законодательных актов были инициированы и подготовлены Гослекслужбой Украины и направлены в Минздрав Украины.
ВЗ Больной вопрос, который время от времени обостряется, — вакцины. Почему так происходит, что некоторые из тех, что уже попадали под временный запрет Гослекслужбы, вновь появляются в этом же реестре с пометкой «временный запрет из-за сообщения о летальном случае»?
— Приказом Министерства здравоохранения от 16.01.2013 года № 23 были внесены изменения в Порядок установления запрета (временного запрета) и возобновления обращения лекарственных средств на территории Украины, утвержденного приказом от 22.11.2011 года № 809.
Так, в случае поступления от Министерства здравоохранения Украины и территориальных органов Гослекслужбы Украины сообщения о непредсказуемых побочных реакциях и/или смерти человека вследствие применения серии или серий вакцин, Гослекслужба Украина должна, в соответствии с законодательством, временно запретить обращение такого медицинского иммунобиологического препарата до расследования их причин.
Основанием для возобновления обращения серии или серий временно запрещенных вакцин является заключительный вывод групп оперативного реагирования по расследованию неблагоприятного события после иммунизации об отсутствии причинно-следственной связи между неблагоприятным событием после иммунизации и применением серии или серий вакцины (анатоксина, аллергена туберкулезного), который подается Министерством здравоохранения Украины в Гослекслужбу Украины.
Таким образом, запрет и возобновление обращения серий вакцины (анатоксина, аллергена туберкулезного) осуществляется Гослекслужбой Украины на основании информации, полученной от Министерства здравоохранения Украины.
ВЗ Можно ли избежать такой ситуации, предъявляя единые для всех производителей требования на соответствие требованиям GMP? Почему отечественные производители, прошедшие все необходимые инспекции и имеющие подтверждение в виде GMP-сертификата, не производят этих вакцин?
— Все мы понимаем главную задачу — не допустить нехватки лекарств на рынке Украины, но в то же время необходимо обезопасить наших граждан от вакцин, сывороток, антибиотиков или других препаратов, применение которых может навредить здоровью и нести угрозу жизни. Если есть европейские или американские вакцины и сыворотки с доказанной эффективностью, производимые в соответствии с международными требованиями GMP, даже по цене выше, чем сейчас закупает Министерство здравоохранения, это значит, что Министерство здравоохранения Украины должно обеспечить их закупку.
Относительно производства вакцин в Украине — конечно, развивать их отечественное производство крайне необходимо. Что касается отечественных производителей лекарственных средств — некоторые вакцины и анатоксины ими не производятся, а только планируются к производству в ближайшее время. Одновременно после того, как требования международного стандарта GMP были введены для украинских производителей, деятельность некоторых предприятий остановили в связи с тем, что производство вакцин на этих предприятиях осуществляется с нарушениями и не соответствует этим требованиям. Сейчас предприятиями осуществляются устранения нарушений, активная модернизация и техническое переоснащение производственных линий с целью приведения к требованиям законодательства.
Как один из вариантов развития отечественного производства лекарственных средств следует рассматривать партнерство с иностранными производителями.
ВЗ Почему, по вашему мнению, в Украине до сих пор регистрируются препараты с недоказанной терапевтической эффективностью?
— Проблема различной клинической эффективности генерических и оригинальных препаратов остается одной из главных как для врачей, так и для пациентов.
Процесс государственной регистрации лекарственных средств обязательно должен включать подтверждение биоэквивалентности, поскольку доказательством качества и эффективности генериков по сравнению с оригинальными препаратами являются только исследования биоэквивалентности.
Однако большинство генерических лекарственных средств регистрировались в Украине на основании результатов сравнительных клинических исследований. По таким данным невозможно сделать вывод об эффективности и эквивалентности генерических препаратов, исходя из позиции доказательной медицины.
Метод сравнительных клинических исследований в соответствии с рекомендациями ВОЗ используют в крайнем случае, поскольку он требует участия значительного числа пациентов, длительного времени.
Однако в Украине проводятся ограниченные клинические исследования с участием, как правило, до 100 больных, употребляющих другие лекарственные средства наряду с исследуемыми, поэтому объективный вывод о том, как действует исследуемый препарат по сравнению с референтным, сделать практически невозможно (то есть, вывод о том, что генерический препарат является терапевтически эквивалентным оригинальному).
Так, в соответствии с европейскими стандартами и рекомендациями ВОЗ только исследования биоэквивалентности — единственное объективное доказательство того, что лекарственное средство является качественным, безопасным и эффективным.
Однако, до сих пор в Законе Украины «О лекарственных средствах» требование относительно определения при государственной регистрации генерических лекарственных средств их биоэквивалентности и терапевтической эффективности не зафиксировано.
Таким образом, Министерству здравоохранения Украины целесообразно проанализировать все генерические препараты, которые есть в нашей стране, и ответить на вопрос: «С какими препаратами они сравнивались при государственной регистрации и какие исследования при этом проводились?»
Интервью подготовлено при содействии пресс-службы Гослекслужбы Украины