Из-за введения 7% НДС на лекарства украинцы с 1 апреля будут покупать препараты на 10-12% дороже, чем сейчас. О том, сколько в настоящее время отечественные потребители переплачивают за лекарственные средства, которые к тому же часто являются ненужными или опасными, рассказал глава правления Союза потребителей медицинских услуг, лекарственных средств и изделий медицинского назначения Владислав ОНИЩЕНКО.
• Новый Кабинет Министров пересматривает свою политику во многих сферах экономики. Как вы считаете, необходимо ли вносить коррективы в государственную стратегию на лекарственном рынке?
— Основная проблема в том, что в Украине в принципе не существует национальной политики в сфере лекарственных средств, нет понимания проблем и реальных шагов по налаживанию эффективного функционирования фармацевтического сектора. Сейчас, как и 15-20 лет назад, страна испытывает сложности с обеспечением медикаментами, вызванные хаотичными и бессистемными решениями в вопросах формирования государственной политики в сфере здравоохранения. По моему мнению, она должна быть направлена на гарантированное обеспечение равного доступа населения к основным лекарствам за умеренную стоимость, а также их качества, безопасности и эффективности. Кроме того, нужно проводить курс на рациональное применение препаратов.
Существенную долю таких показателей системы здравоохранения, как смертность, инвалидность и распространенность болезней, в Украине определяют 26 заболеваний. На их лечение пациенты тратят только 20% приобретенных за год препаратов. То есть из 23 млрд грн, полученных аптеками за лекарства в 2012 г., на лечение основных болезней украинцы потратили только 4,6 млрд грн. Возникает вопрос: «На что идут другие 18,4 млрд грн?» При этом все продаваемые лекарства успешно прошли экспертизу в Государственном экспертном центре, зарегистрированы Минздравом и допущены к клинической практике.
• Что вы имеете в виду под рациональным применением?
— Необходимо принимать меры для того, чтобы врачи назначали, а пациенты применяли лекарства согласно клиническим показаниям и по минимальной стоимости. Смертность от побочного действия лекарств и их неправильного применения занимает в мире одно из ведущих мест — после смертности от сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и травм, в том числе в результате ДТП. В Украине в 2012 г., по официальной информации Государственного экспертного центра МЗ, зарегистрировано восемь смертей в результате побочного действия лекарств.
• Насколько, по вашему мнению, в Украине распространено нерациональное использование лекарств?
— В Украине практика использования препаратов без имеющейся доказательной базы по их безопасности и эффективности, а также попросту ненужных препаратов достаточно распространена.
Например, в Украине продаются иммунотропные препараты на сотни миллионов гривен в год. Но они не считаются лекарственными средствами в странах с развитой системой здравоохранения. В авторитетных международных, европейских или американских научных изданиях, пользующихся заслуженным доверием мировой медицинской общественности, нет публикаций с доказательствами их клинической эффективности.
• О каких именно препаратах идет речь?
— В течение 2012-2013 гг. с украинских аптек потребителям отпущено около 6,6 млн упаковок украинского «Амизона®», 3,3 млн упаковок российского «Арбидола®», 1,7 млн — украинского «Амиксина®» различных лекарственных форм и дозировок. Всего к иммунотропным препаратам относятся «Умифеновир» (бренды «Арбидол®», «Иммустат»), «Тилорон» («Амиксин®», «Лавомакс»), «Амизон®», «Амизон® Макс», «Инозин пранобекс» («Гропринозин®»), «Кагоцел®». Кроме того, как иммунотропные позиционируется ряд гомеопатических препаратов («Анаферон», «Афлубин®», «Энгистол», «Оцилококцинум®»).
Ведущие специалисты Украины по аллергологии, иммунологии, эпидемиологии, вирусологии, клинической фармации и клинической фармакологии, которые предоставили нашему объединению выводы о целесообразности и безопасности иммунотропных препаратов, указывают, что эти препараты могут способствовать развитию онкологических заболеваний. При инфекционных заболеваниях иммуномодуляторы могут привести к хронизации инфекционных процессов. Одних только российских иммунотропных препаратов в прошлом году было продано на 360 млн грн. Таким образом, покупая подобные российские препараты на сотни миллионов гривен, украинцы финансируют собственный геноцид.
Кроме того, большую озабоченность вызывает применение украинскими потребителями зарегистрированных в Украине, но отсутствующих в протоколах лечения лекарственных средств. Например, препарата «Канефрон®» нет в протоколах лечения заболеваний, которые указаны в утвержденной Минздравом инструкции, но он все равно продается на сумму более 100 млн грн в год.
• Использование подобных препаратов, как видно, — не единственная проблема украинского здравоохранения…
— Конечно. Еще одной огромной проблемой является отсутствие реального эффективного регулирования цен на лекарства, в первую очередь, иностранного производства. Это приводит к тому, что украинские потребители значительно переплачивают за импортные медикаменты по сравнению с жителями соседних стран. Приведу несколько примеров, чтобы не быть голословным. Оригинальный препарат компании Sanofi «Плавикс®» в украинских аптеках стоит около 900 грн (упаковка из 27 таблеток по 75 мг). А в соседней Молдове такая упаковка продается, в пересчете на гривны, всего лишь за 139 грн. В Болгарии этот препарат стоит 182 грн. Даже в России он дешевле — 527 грн. В Украине в 2013 «Плавикс®» в вышеупомянутой упаковке было реализовано в розницу на сумму 21,5 млн грн. Если бы цены на этот препарат в Украине были на уровне молдавских, украинцы не переплатили бы 18 млн грн. И это не единственный пример. Хорватский препарат «Сумамед®» стоит 187 грн (упаковка — 3 таблетки по 500 мг). В России он стоит 110 грн, в Молдове — 76 грн, в Беларуси — 118 грн. В прошлом году этого препарата в вышеописанной упаковке было продано на сумму 30,3 млн грн. Если бы у нас действовали молдавские цены, украинские потребители не переплатили бы еще 18 млн грн.
• Куда идет разница в ценах?
— На поездки чиновников и врачей на семинары, например, на Кубу, или на телевизионную рекламу. Так, в прошлом году в Украине был реализован препарат «Нурофен®» на сумму 122 млн грн. При этом производитель этого лекарства потратил на телевизионную рекламу 77 млн грн. Приведу пример с разницей в цене на одну из упаковок «Нурофен®». Упаковка из 24 таблеток по 200 мг в каждой стоит в Украине 40 грн, а в России такую упаковку можно приобрести за 15 грн. Если бы цены на эту упаковку «Нурофен®» были на уровне российских, украинцы сэкономили бы 5,7 млн грн. Всего в прошлом году таких упаковок было продано на сумму 9 млн грн.
Галина ЧЕРНОМОРОВА, capital.ua