Сокращение кроватей: кто и как определяет норму?

3408

Во всем виноваты лишние кровати. Так в Украине объясняют проблемы здравоохранения, этим оправдывают неудачи его реформирования, а сокращение «балласта» предлагают как выход из кризиса. Почему переход на мировые нормы обеспечения стационарными койками не учитывает их возможностей в развитых странах и в отечественных реалиях? Кто изучал действительные потребности в стационарной помощи, чтобы оптимизация сети не стала прокрустовым ложем? И где гарантии того, что новое количество таки перейдет в новое качество?

010-011_dis_club1

VZ 09-10_2016_Страница_10_Изображение_0002Виктор ЛЫСАК, директор Департамента здравоохранения Полтавской ОГА, Заслуженный врач Украины, кандидат медицинских наук
В советские времена норма 130-140 кроватей на 10 тыс. населения считалась оптимальной. Однако в настоящий момент медицина предприняла значительный шаг вперед — несравнимо изменились методики лечения и диагностики, появились новейшие технологии и оборудование, а мы и до сих пор руководствуемся старыми нормами коечного фонда. По моему мнению, показатель 60 коек на 10 тыс. населения, урегулированный Постановлением Кабинета Министров от 25.11.2015 г. №1024 «Об утверждении норматива обеспечения стационарными больничными койками в расчете на 10 тыс. населения», сегодня является самым приемлемым. Наш департамент тщательным образом изучал эту проблему на примере Великобритании, Франции, Нидерландов, Польши и других стран, и мы убедились, что такая норма соответствует уровню современной медицины. Ведь больного лечит не место, а новые методы и подходы в лечебном процессе. Во всем мире 60-70% пациентов после нескольких дней интенсивного лечения выписывают домой. Если мы берем за образец Европу, то следует перенимать ее опыт. Там срок пребывания больного в стационаре короток: после операции и нескольких дней лечения в реанимации его выписывают. Еще определенный период времени он находится в гостинице рядом с клиникой, откуда ходит на консультации. То есть там, где применяют высокотехнологичные, интенсивные методы лечения, потребность в кроватях значительно уменьшается. В настоящее время в области внедрены прогрессивные технологии в хирургии, травматологии, офтальмологии, дающие возможность сократить срок пребывания больных в стационаре до нескольких дней.

Впрочем, оптимизацию коечного фонда нельзя проводить необдуманно. Важно, чтобы профильное Министерство подготовило для этого соответствующие расчеты и методики, чтобы не пострадали пациенты, не появилось социальное напряжение, чтобы, сократив кровати, мы не потеряли каких-то важных функций наших заведений, не допустили перегруженности на отдельных потоках — особенно это касается ургентных больных. Должен быть единый подход к такому важному вопросу на уровне как районов и областей, так и государства. Следует учесть и региональные особенности: в промышленных городах, скажем, больше случаев травматизма, в сельской местности преобладают другие болезни и т. п. Также необходимо акцентировать внимание на маршрутизации пациента — госпитализация не должна быть хаотичной, когда больные напрямую обращаются в стационар. Семейный врач — единственный, кто должен направлять пациента в учреждения вторичного уровня. А уже там определят, нужна ли ему госпитализация в стационар третичного уровня.


VZ 09-10_2016_Страница_10_Изображение_0004Алена БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ, Председатель Харьковской областной организации Профсоюза работников здравоохранения Украины
Профсоюз обеспокоен внедрением нового норматива обеспечения учреждений здравоохранения стационарными кроватями — это может привести к сокращению численности штата и высвобождению работников. Бесспорно, медицинская реформа является ожидаемой как для медицинского сообщества, так и для общества в целом. Однако реформа — это не только оптимизация заведений, кроватей, это прежде всего повышение качества и доступности медицинской помощи, престижности труда представителей отрасли. К тому же в последние годы количество стационарных коек в Украине значительно уменьшено. К сожалению, Постановление Кабинета Министров №1024 не согласовывалось с Профсоюзом, хотя такая процедура предусмотрена действующим законодательством. Также не понятно, почему Правительством установлен именно такой норматив (60 кроватей на 10 тыс. населения), который, кстати, относится к государственным социальным стандартам. В проекте Методики обеспечения стационарными больничными койками в расчете на 10 тыс. населения, наработанном МОЗ Украины, не учтены потребности в них в зависимости от заболеваемости населения, доступности медицинской помощи, многих других факторов. В регионах существуют определенные расхождения, которые тоже нельзя оставлять вне поля зрения. Постоянно подчеркивается необходимость устранения дублирования разных видов медицинской помощи, однако вопреки этому действие Постановления не распространяется на ведомственные заведения здравоохранения.

Профсоюз считает, что любую оптимизацию необходимо проводить, ориентируясь на реальные потребности населения в медицинской помощи, а также обеспечив выполнение конституционных прав и гарантий работников отрасли. Сегодня в рамках реализации упомянутого Постановления МОЗ Украины не разработало конкретных мер по дальнейшему трудоустройству высвобожденных медиков, не предусмотрело дополнительного финансирования и компенсационных выплат всвязи с увольнениями при оптимизации коечного фонда.

На уровне региона Профсоюз достиг понимания с властью в вопросе взвешенного подхода к реализации Постановления. Проведены предварительные консультации с руководством области, Департамента здравоохранения ОГА по недопущению массового увольнения работников, минимизации негативных рисков сокращения коечного фонда. Уверены: оптимизация коечной сети области будет осуществляться прежде всего с учетом реальных потребностей в видах медицинской помощи ее жителям и перемещенным лицам, региональных особенностей и обеспеченности медицинскими кадрами, а не учитывая сугубо формальные нормативы, как это фактически предложено Правительством.


VZ 09-10_2016_Страница_10_Изображение_0003Валерий ЗУБ, главный врач Черниговского областного онкологического диспансера, главный внештатный онколог управления здравоохранения Черниговской ОГА, кандидат медицинских наук
Сокращение кроватей — процесс неминуемый. В частности и из-за уменьшения численности населения страны (например, на Черниговщине — ежегодно на 10-12 тыс.). Другое дело, как именно происходит такое сокращение: по приказу или естественным путем. Значительным препятствием на пути рациональной оптимизации коечного фонда, по моему мнению, является 33-й Приказ МОЗ — документ сурово регламентирует штатное расписание учреждения и привязывает его к количеству кроватей. Соответственно, чтобы сохранить медперсонал, каждый главврач держится за коечный фонд. Поэтому нужно предоставить руководителям возможность самостоятельно комплектовать штаты отделений: в хирургии должно быть больше врачей и среднего медперсонала, в отделениях терапевтического профиля — другая «расстановка сил». Бесспорно, необходим нормативный документ, корректирующий количество медицинского персонала, но этот процесс должен быть гибким — с учетом особенностей региона, района и отдельного учреждения. Кроме того, их нужно учитывать и при формировании оптимального показателя коечного фонда. Руководители Черниговских ОГА и областного совета неоднократно обращались с этим предложением в МОЗ Украины. Поскольку наша область очень большая, а численность населения крайне малая, к тому же преобладает хуторный тип поселения, то сокращение кроватей до 60-ти на 10 тыс. жителей приведет к закрытию половины медицинских учреждений региона! Этого делать нельзя, нужно учитывать социальную составляющую, иначе небольшие районы области вообще останутся без больниц. Должен сработать здравый смысл.

Одно из направлений оптимизации медицинской отрасли области — формирование межрайонных центров, где сельскому населению будут оказывать специализированную медицинскую помощь. Другие медучреждения можно трансформировать в реабилитационные заведения, больницы выхаживания, для лечения хронических больных и т. п.


VZ 09-10_2016_Страница_11_Изображение_0001Олег НАЙДАН, заместитель начальника управления здравоохранения Черкасской ОГА
Сегодня в Черкасской области функционируют 82 кровати на 10 тыс. населения. Стоит заметить, что наше управление не может самостоятельно принимать решения, какие кровати и в каком количестве будут оптимизированы в том или ином лечебном заведении края. Это — прерогатива местных органов самоуправления, ведь где-то экономически нецелесообразными окажутся, например, хирургические кровати, где-то — педиатрические. Это зависит от ряда факторов, в частности, наличия диагностического оборудования, квалифицированных кадров, отдаленности от областного центра, демографической ситуации и пр.

Теперь мы ожидаем от районов планов оптимизации коечного фонда, которые должны быть сформированы до конца первого квартала в нынешнем году (эти планы утвердит власть на местах). Поэтому управление не будет конечной инстанцией внедрения сокращений. Каждый район организует работу так, как посчитает нужным. Главное, не нарушить законы и права пациентов, обеспечить возможность выполнения протоколов лечения — за этим тщательным образом будем следить.

Сегодня большинство койко-мест в районах выполняют социальную функцию. Да, круглосуточно содержатся кровати, на которых больные находятся лишь днем. Следовательно, таких пациентов можно и нужно лечить в условиях дневного стационара. А это — резерв оптимизации коечного фонда. Понятно, что сокращение кроватей приведет к кадровым ротациям, но у них также будут местные особенности: где-то понадобится меньше медсестер, взамен возникнет потребность ввести должность офтальмолога или семейного врача.

В обществе бытует ошибочное мнение, что сокращение кроватей ухудшит качество предоставления медицинской помощи. Это не так. Если в участковой больнице несоответствующий уровень оснащенности и нет опытных специалистов, то большое количество стационарных кроватей никоим образом не способствует более эффективному лечению больных. Именно поэтому и нужны оптимизация, создание межрайонных центров или отделений разного профиля, отличающихся достаточной материально-технической базой и кадровым потенциалом. Средства, высвобожденные за счет сокращения кроватей, можно будет направить на закупку оборудования или приобретение жилья для специалистов и т. п. Но поскольку каждый район имеет свои особенности и потребности, механизм сокращения кроватей не может быть унифицирован. Ведущую роль должны взять на себя центры ПМСП, ведь во всем мире именно эффективная работа первичного звена снижает количество госпитализаций. Главное — отнестись к сокращению взвешенно и ответственно, просчитав все до мелочей, тогда от этого выигрывают и пациенты, и бюджет.


VZ 09-10_2016_Страница_11_Изображение_0002Дмитрий РУДЕНКО, главный врач КУ «Черниговская центральная районная больница»
К вопросу сокращения кроватей следует подходить очень взвешенно, учитывая не только количество населения, но и площадь административной единицы обслуживания и расстояния до самых отдаленных населенных пунктов на этой территории, ведь с данными аспектами непосредственно связано качество предоставления медицинской помощи.

Предложенный МОЗ Украины механизм сокращения кроватей не учитывает особенностей отдельных регионов. Для примера возьмем Черниговскую область, одну из самых больших в Украине по территории и в то же время одну из наименее заселенных (населенные пункты обычно небольшие и расположены на значительном расстоянии друг от друга). В частности в Черниговском районе, площадь которого превышает территорию таких европейских государств, как Люксембург, Андорра, Лихтенштейн, размещены 123 населенных пункта (протяженность его в одном направлении — 70 км). Поэтому понятно, что люди из отдаленных хуторов и сел приезжают в Чернигов на стационарное лечение. Они не могут ежедневно посещать стационар дневного пребывания или получать амбулаторное лечение. На сегодня в районе функционирует 73,8 кровати на 10 тыс. населения. Это средний показатель (с учетом отмеченных особенностей), который не очень отличается от такового некоторых европейских стран.

Также сокращение коечного фонда должно быть постепенным: по мере уменьшения сроков пребывания больного в стационаре за счет внедрения современных технологий лечения. Например, после ввода в нашей больнице метода лапароскопической холецистэктомии период лечения пациентов этого профиля сократился с 2-3 недель до 3-5 дней. То есть сначала тщательным образом отрабатывается новая технология (а это требует ряда организационных и санитарно-образовательных мероприятий, поскольку все усложненные и запущенные случаи оперируются именно традиционным методом), а уже потом сокращают кровати. К сожалению, государство практически не выделяет средств на ввод современных технологий (на закупку нового оборудования и расходных материалов, соответствующее переобучение персонала и т. п.). Кстати, метод лапароскопической холецистэктомии в нашей больнице был внедрен не за государственные средства, а благодаря спонсорской помощи.

К сожалению, в настоящий момент приходится констатировать, что цель у Министерства одна — сокращение расходов на здравоохранение. И если Постановление №1024 войдет в силу, главные врачи медицинских заведений будут вынуждены увольнять часть медицинских работников, ведь сегодня численность штата напрямую связана с количеством кроватей. Это, соответственно, усилит социальное напряжение и в медицинских коллективах, и среди населения. Ведь условия предложенного сокращения не учитывают потребностей и возможностей предоставления не только плановой, но и экстренной круглосуточной медицинской помощи по всему спектру патологий в пределах терапевтического и хирургического окон.

Замечу: сейчас наша больница работает с большой нагрузкой, практически все отделения переполнены (почти треть госпитализированных — больные гриппом и ОРВИ), и я не представляю, как мы будем оказывать помощь больным в подобных ситуациях, если кровати сократят.


VZ 09-10_2016_Страница_11_Изображение_0003Петр КИРПИК, Председатель первичной профсоюзной организации КУ «Болградская центральная районная больница» Одесской области
Когда нас в очередной раз призывают сокращать кровати, аргументируя это тем, что высвобожденные в результате оптимизации средства будут направлены на улучшение качества медицинской помощи и другие «блага и процветание» больниц, осуществивших такие сокращения, сразу возникает предложение — докажите на примере. Потому что на собственном опыте я убедился в противоположном: оптимизация коечного фонда нашу больницу не спасла, а финансирование не зависит от того, принимает или нет ее руководство прогрессивные управленческие решения. В 1989 году в медицинских заведениях района насчитывалось 865 кроватей, 500 из них — в ЦРБ, остальные — в 9 участковых больницах. Мы понимали, что объемы государственного финансирования не дадут нам возможности содержать такого «монстра», поэтому начали постепенно сокращать коечный фонд, доведя его до 365 кроватей, что составляет 50,9 на 10 тыс. населения. То есть даже новый норматив мы уже давно выполнили и перевыполнили. Однако средства на содержание обновленного фонда у нас не появились. Поэтому из-за недостаточного финансирования ЦРБ в 2015-м были вынуждены еще больше «сократиться»: с июля прошлого года приостановили работу 30 койко-мест туберкулезно-легочного отделения и столько же — терапевтического. Следовательно, в настоящее время в районе функционируют 300 стационарных кроватей (показатель — 42,6 на 10 тыс. населения). Спасло ли это нас? Никоим образом. Потому что решение, куда и как распределять средства, зависит не от нас.

В этом году район получил медицинскую субвенцию в размере 40,9 млн грн. На сессии Болградского райсовета, где утверждали районный бюджет, она стала настоящим камнем преткновения. Методом продавливания, с нарушением регламента и процедуры голосования, с третьей попытки районный бюджет таки был утвержден. Депутаты распределили медицинскую субвенцию между районным ЦПМСП и ЦРБ в пропорции 35% и 65% соответственно. Но средств, доставшихся в результате такого распределения (даже с учетом остатка прошлогодней субвенции и дополнительных ресурсов из местного бюджета, которых, кстати, выделено меньше, чем на первичку), не хватит даже на элементарное выживание больницы. Придется и в дальнейшем сокращать коечный фонд (однако это уже за пределами разумного и допустимого!), штаты медработников, уменьшать ассигнования на приобретение дезинфекционных средств, лекарств для предоставления неотложной помощи, содержания больных в стационаре. Не в полном объеме заложены средства на заработную плату, не предусмотрены ассигнования на замещение временно отсутствующих работников и другие необходимые сверхтарифные выплаты, на индексацию заработной платы и т. п. Туберкулезно-легочное отделение придется закрыть, переведя больных на лечение в специализированные учреждения (пока мы лишь приостановили работу, а не сократили эти койко-места, и теперь другого выхода нет). А райсовет умывает руки, дескать, мы никаких решений о закрытии не принимали, это — ваша «воля».

Более того, в настоящее время разрабатываются соответствующие мероприятия по передаче ЦПМСП дополнительных, не свойственных для первички услуг (лабораторных исследований, физиотерапевтических процедур, акушерской помощи и пр.), чтобы довести уровень финансирования центра до 40%. В прошлом году он составлял 27%, в нынешнем ассигнования увеличили на 2,5 млн грн. Пожалуйста, однако не за счет уменьшения финансирования ЦРБ на 3-4 млн грн! Перетягивание одеяла — это не реформы, оно никого не спасет. Департамент здравоохранения ОГА, куда мы обратились за помощью, отмахивается: дескать, решайте эти вопросы на местах. А как решать? Взмах волшебной палочки в виде дальнейшего сокращения кроватей уже не сработает — придется вообще закрывать больницу, поскольку она не сможет полноценно функционировать. Потому что на 2016 год на питание больных в стационаре не предусмотрено ни копейки, как и на обеспечение льготников, протезирование. На медикаменты всего 790 тыс. грн. Это при нынешнем уровне цен — на 300 кроватей, на 70 тыс. населения района, включительно с лекарствами на неотложную помощь, наркотическими препаратами и прочим! Следовательно, в нынешнем году на одного стационарного больного приходится 4,67 грн на лекарства и 3,37 грн на питание (за счет ассигнований из местного бюджета).

Бесспорно, все претензии и возмущения пациенты будут адресовать медикам. Люди не станут разбираться, кто сколько средств выделил, как их распределяли, да еще наслушавшись заявлений о том, что больницы возглавляют неэффективные менеджеры, не умеющие рационально использовать средства и держащиеся за «лишние кровати» и т. п. И больше всего об этом кричат ответственные за распределение средств. Однако, расписывая нули на жизненно важные статьи расходов, они не предлагают разумных и действенных решений выхода из ситуации. Нам уже некуда сокращаться. И излишка кадров у нас нет. Более того, больнице нужны анестезиологи и невропатолог. Еще больший дефицит врачей на первичке, молодежь не хочет там работать, потому что предоставляемое жилье, без преувеличения, как говорится, — без окон, без дверей. Возможно, если вследствие кричащего недофинансирования и сокращения «сверх предела» больницы начнут закрываться, люди все-таки поймут, кто в этом виноват — врачи или представители власти. И последним, в конце концов, придется взять на себя ответственность за состояние медицинской отрасли.

Недавно я посетил одно собрание, где присутствовала Ольга Богомолец, она обвиняла врачей в неумении управлять отраслью, экономить средства и работать на местах. Представители Министерства хором поддакивали ей, рассказывали об успешных реформах в Грузии и прочее. Создалось впечатление, что эти люди прилетели с другой планеты. Им бы не в Грузию, а в украинскую глубинку поехать, чтобы ознакомиться с реалиями, на которые они накладывают свои «идеи», и увидеть собственными глазами последствия необдуманных решений, в том числе и принятых на местах.

Якщо ви знайшли помилку, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Залишити коментар

Введіть текст коментаря
Вкажіть ім'я