Электронная медицина: чрезмерное бремя или спасательный круг?

2526

Современное здравоохранение уже невозможно представить без применения средств электронной связи, обработки и хранения информации.

В Украине говорят об этом достаточно давно. Однако попытки создать общегосударственную систему электронной медицины наталкиваются как на откровенное непонимание и нежелание медиков к внедрению чего-то нового, так и объективные препятствия. Среди них — плачевное состояние компьютерного обеспечения заведений здравоохранения и хроническое отсутствие средств на исправление этой ситуации, неподготовленность рядового врача к пользованию этой системой и значительное количество врачей предпенсионного и пенсионного возраста, а также целый ряд законодательных «белых пятен» в соблюдении конфиденциальности медицинской информации при использовании электронного здравоохранения и т.д.

Что же представляет собой электронное здравоохранение как целостная система? Как оно «работает» в мире? И, наконец, готова ли Украина к ее введению?

Высокие технологии покоряют мир

Электронная медицина относится к сфере высоких технологий (англ. — high technology, hi-tech), на которые сейчас делают основную ставку во всем мире. Наиболее наукоемкие отрасли промышленности, которые также относятся к hi-tech, так или иначе касаются прогресса медицины и отдельных ее отраслей (например, биотехнологии, нанотехнологии, информационно-коммуникативные технологии). Достижения в этих областях тесно переплетаются и взаимно используются.

ВОЗ неоднократно обнародовала документы, касающиеся различных процессов медицинской информатизации. Наиболее основательной и наиболее важной является «Резолюция А58/21 «eHealth/Электронное здравоохранение», в которой четко определены преимущества, возможности и направления развития дальнейшей информатизации. В частности, в ней указано: «Электронная система здравоохранения должна повлиять на системы здравоохранения путем повышения эффективности медицинского обслуживания и улучшения доступа к медико-санитарной помощи, особенно в отдаленных районах, для инвалидов и лиц пожилого возраста. Она должна принести пользу провайдерам медико-санитарных услуг, специалистам и конечным потребителям за счет повышения качества обслуживания и укрепления здоровья. Она также должна положительно сказаться на стоимости медицинской помощи в результате сокращения числа лишних обследований и их дублирования. Укрепление здравоохранения с помощью системы электронного здравоохранения может способствовать реализации основных прав человека в результате повышения уровня справедливости, солидарности, качества жизни и качества медико-санитарной помощи».

Внедрение принципов электронной медицины предусмотрено Программой Европейского Союза «Европейская стратегия здоровья-2020» и отечественной «Стратегией развития информационного общества в Украине». В украинском документе электронной медициной названа деятельность с использованием электронных информационных ресурсов в области здравоохранения и обеспечения оперативного доступа медицинских работников и пациентов к ним.

Сейчас во многих странах мира (даже со средним и низким уровнем дохода) информационно-коммуникационные технологии используют все чаще, в разных целях и в различных областях здравоохранения. Как показывают исследования, опубликованные ВОЗ в 2012 году, 42% программ, которые используют эти технологии, применяют их для расширения географического доступа к услугам здравоохранения, 38% — для повышения качества обработки данных, 31% — для облегчения общения между пациентами и врачами за пределами кабинета врача, 17% — для совершенствования диагностики и лечения, 8% — для борьбы с мошенничеством и злоупотреблениями, 4% — для оптимизации финансовых операций. Больше всего задействована для этого телефонная связь — 71% всех программ, компьютерная сеть — 39%. Примечательно, что 47% таких программ в сфере здравоохранения работают за счет спонсорских средств.

От карточки пациента к кибермедицине

Электронное здравоохранение охватывает широкий спектр услуг и систем на стыке медицины и информационно-коммуникативных технологий.

Электронные медицинские реестры. Создание единой информационно-аналитической системы учета состояния здоровья населения на основе электронной идентификации пациентов в учреждениях здравоохранения (в виде электронных реестров) является принципиально новым подходом к реформированию медицинской отрасли в Украине.

И преимущества такой системы очевидны. Электронные медицинские реестры позволяют передавать данные пациента (от первичного к третичному звену). В конце концов, это освободит врачей от «пропасти» рутинной писанины. Ведь львиная доля времени, отводимого на прием одного пациента, идет не на его опрос и осмотр, а на запись полученных результатов в амбулаторную карту.

Электронная рецептура. С внедрением обязательного рецептурного отпуска лекарств на врача ляжет еще одно бремя — выписывание рецептов, что также отбирает много времени. Система электронной рецептуры значительно облегчает этот процесс, обеспечивая доступ к опции назначений, печати рецептов, а иногда и электронной передачи их от врачей к фармацевтам.

Как пример — такая система работает в Хорватии, где, кстати, врачи вообще практически не обременены писаниной — по программе электронной медицины eHealth в Хорватии введены электронные карточки пациентов, электронная рецептура и электронные направления врачей, что в итоге позволяет экономить 1 млн евро на год только на канцелярских товарах. А количество контактов пациентов с врачами и вообще с системой здравоохранения таким образом удалось уменьшить втрое! Например, больница в Задаре принимает более 250 тыс. амбулаторных пациентов в год. Все 450 больничных компьютеров «завязаны» в локальную сеть, которая, в свою очередь, интегрирована в центральную систему здравоохранения. Больничная система включает регистрацию и выписку пациентов, электронные карты, документацию медсестер, систему питания, аптеки и финансовое обслуживание. Бумажные носители в больнице почти не используются — кроме случаев, когда пациент настаивает на предоставлении ему бумажного варианта медицинской карты. Но такая необходимость возникает редко — пациенты всегда могут получить доступ к своей карте через Интернет. Все отчеты для контролирующих органов и страховых компаний тоже формируются автоматически.
А в общей больнице в Госпиче компьютерная система помогает справиться с проблемой отдаленной записи, поскольку больница обслуживает малонаселенную область (плотность населения — примерно 10 человек на 1 кв. км, радиус обслуживания — около 70 км). Поэтому врач из «более мелкой» больницы через электронную систему может быстро записать пациента на обследование в общей больнице Госпиче (такое направление в личную электронную карту пациента можно внести с любого медицинского учреждения).
К тому же к центральной системе здравоохранения Хорватии подключены и аптеки. Каждый гражданин имеет пластиковую карту медицинской страховки, которая одновременно выполняет функцию рецепта и платежного средства. Воспользовавшись такой картой покупателя, фармацевт может увидеть выписанный ему врачом рецепт в централизованной системе. Оплата препарата также происходит с помощью карты — в рамках страхового лекарственного обеспечения.

Хорватия начала внедрять проект eHealth в 2002 году и на протяжении 10 лет на его реализацию потрачено примерно 15 млн евро.

Телемедицина. Это достояние современности — очень удобный и эффективный метод предоставления медицинских услуг там, где расстояние является критическим фактором. Отдельно выделяют кибермедицину — консультирование через Интернет. О состоянии и перспективах развития телемедицины в Украине говорилось много, удалось достичь ряда реальных достижений, однако этот проект до сих пор не вышел за пределы пилотного. Зато в других странах мира это направление бурно развивается.

Например, правительство Новой Зеландии еще в 2011 году начало создавать понятную и доступную для населения систему телемедицины, запустив первый пилотный проект. Сейчас там уже действуют консультационные линии, на которые в течение года поступает примерно 2 миллиона звонков. Однако эти службы до сих пор не связаны между собой, у каждого из них существует собственный колл-центр, отдельный номер телефона и отдельная система сортировки вызовов.

В этом году в Новой Зеландии намерены развернуть новую национальную систему телемедицины, которая позволит гражданам страны получать медицинские консультации по телефону или через Интернет. Минздрав Новой Зеландии создаст 9 телефонных консультационных линий, работа которых будет организована по тематике вопросов населения (травмы, отравления, состояние депрессии и т.д.). Кроме этого, новозеландцы смогут получить консультацию с помощью онлайн-чата, электронной почтой или через мобильные сообщения. Приоритетом новой телефонной службы будет повышение качества жизни и советы при получении травм.

Просто и дешево

010-011_systemaВ итоге, электронная медицина включает в себя не только те направления, которые на слуху почти у каждого украинца — телемедицина, электронные реестры. В частности, речь идет о таких составляющих, как:

→потребительская информатика в здравоохранении, то есть использование медицинских электронных ресурсов здоровыми людьми или пациентами преимущественно с целью профилактики;

→системы управления медицинскими знаниями. Как пример — обзоры медицинских изданий, социальные сети для врачей, специализированные базы данных, в том числе и наукометрические — Scopus, Webscience; системы длительного медицинского образования (Coursera, Medscape и MDLinx);

→виртуальные команды специалистов здравоохранения, которые сотрудничают и обмениваются информацией о пациентах с помощью цифрового оборудования для обеспечения так называемой трансмуральной, или сквозной, помощи (взаимосвязь между первичным и вторичным звеньями медицинской помощи);

→мобильная медицина — предполагает использование мобильных устройств в процессе сбора медицинской информации о пациентах и передачи ее врачам, а также мониторинг (в режиме реального времени) жизненно важных функций организма пациентов и непосредственное дистанционное оказание помощи (через специальные мобильные устройства).

Проекты мобильной медицины не только расширяют доступ к медицинской помощи и информации по вопросам здоровья, но и повышают возможности диагностики, мониторинга и своевременного отслеживания заболеваний. В то же время они предоставляют много полезной информации для пациентов, расширяют доступ к медицинскому образованию и профессиональной подготовке работников здравоохранения.

По данным ВОЗ, в рамках мобильной медицины реализуются различные типы услуг: медицинские информационно-справочные службы/телефонные службы медицинской помощи; бесплатные экстренные телефонные службы; соблюдение режима лечения (отправка голосовых или текстовых сообщений с напоминаниями о приеме лекарств); напоминание о визите к врачу; использование текстовых сообщений по укреплению здоровья или информирование целевых групп пациентов. Мобильная медицина работает на повышение информированности населения (игры или викторины на актуальные темы здравоохранения, например, ВИЧ/СПИД), также она мобилизует реагирование общественного здравоохранения на чрезвычайные ситуации, активно способствует исследованиям в области здравоохранения и эпиднадзора, контролю над пациентом, работает на систему поддержки принятия решений и т.п.

Казалось бы, такая «мелочь», как напоминание о визите к врачу через мобильную связь, получает все большее распространение в высокоразвитых странах (в 71% таких стран существуют подобные инициативы). И именно потому, что это отнюдь не «мелочь». В Великобритании посчитали, что неявки на амбулаторный прием к врачу забывчивых пациентов обходятся бюджету примерно в 790 млн фунтов стерлингов в год! Зато мобильная медицина может решить эту проблему просто и с максимальной экономической эффективностью.

Как всегда, проблема финансирования любых нововведений в Украине становится краеугольным вопросом, а отчасти и главным препятствием для их внедрения. Это касается и электронной медицины (даже отдельных ее составляющих). Опыт ряда стран мира, где электронное здравоохранение уже внедрено, показал, что средства, вложенные в него на закупку и обслуживание оборудования, разработку программного обеспечения, обучение персонала и т.п., вполне окупаются в течение нескольких лет, особенно, если учесть рост уровня здоровья населения вследствие повышения доступности и качества медицинской помощи. Бесспорно, внедрению электронного здравоохранения Украины должны предшествовать тщательные биоэкономические расчеты.

Когда прилетит «первая ласточка»?

Бесспорно, при построении новой системы здравоохранения в Украине следует придерживаться не принципа «Чем дешевле, тем лучше», а принципа «Максимально эффективная помощь за наличные в государстве ресурсы», при этом не забывая советоваться с общественностью и разъяснять населению: а что же, собственно, предлагается сделать, какие ожидаемые выгоды на ближайшую и отдаленную перспективы? Электронная медицина как раз и должна стать той «первой ласточкой», которая способна лишить отечественное здравоохранение существующих «стагнационных» тенденций. Что сделать, чтобы приблизить эти изменения?

Прежде всего — максимум внимания следует уделять адекватной подготовке и повышению квалификации медицинских кадров. Чтобы компьютерная техника, которую закупают (хотя и не в том объеме, как того требует время), была для медиков не игрушкой, неким «настольным игровым центром», а незаменимым помощником в работе.

Также сегодня нужно осознать, что внедрение электронной медицины невозможно без изменения системы здравоохранения в целом. Ко времени — научно и экономически обоснованные, взвешенные, законодательно закрепленные изменения в структуре отрасли, принципах взаимодействия различных звеньев оказания медицинской помощи, принципах финансирования, совершенствовании подготовки кадров. Отрасли нужно не «латание дыр», а реальные изменения, и не только те, которые лишат население отдельных неудобств или трудностей в получении медицинской помощи, но и те, что сделают медицинскую помощь в целом более эффективной и доступной — с использованием всех мировых достижений. В том числе и тех, что стали достоянием электронной медицины….

Якщо ви знайшли помилку, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Залишити коментар

Введіть текст коментаря
Вкажіть ім'я