Чуть ли не каждый вновь назначенный чиновник в своих речах подчеркивает готовность власти к открытому диалогу с обществом. Михаил Пасечник, Председатель Государственной службы Украины по лекарственным средствам, осуществляющей государственную регуляторную политику в сфере обращения лекарственных средств, несмотря на громкие заявления, на самом же деле готов учитывать интересы только крупных игроков. Малых представителей фармотрасли госрегулятор слышать не желает, а тем, кто слишком громко отстаивает свои интересы, пытается всячески усложнить жизнь. Об этом нам рассказала Елена ПРУДНИКОВА, Председатель Общественной организации «Всеукраинское объединение «Николаевская фармацевтическая ассоциация ФармРада».
Активная общественная позиция ОО «НОФАФР» в вопросах защиты малого предпринимательства в течение четырех лет объединяла вокруг себя ФЛП из разных регионов страны. Таким образом появилась необходимость создать представительства в других областях для координации этой работы в регионах. Именно поэтому, по решению Общего собрания ОО «НОФАФР» в августе этого года, было изменено название общественной организации, созданы 14 обособленных подразделений в регионах Украины, начат процесс подтверждения всеукраинского статуса в порядке, установленном законом. Теперь мы ОО «Всеукраинское объединение «Николаевская фармацевтическая ассоциация ФАРМРАДА» (ОО «ВОНФАФР»). Подтверждение всеукраинского статуса даст возможность ОО «ВОНФАФР» получить равные права и возможности с ассоциациями, которые являются лоббистами аптечных сетей, дистрибьюторов и производителей и имеют всеукраинский статус.
Нежелание власти слышать мнение общества привело к тому, что наша организация вынуждена была в июне этого года в очередной раз выходить под стены Правительства. Следует отметить, что акцию поддержали и фармацевты других регионов, неравнодушные к проблемам отрасли. Тогда мы выдвинули ряд требований, которые подали Премьер-министру Украины Арсению Яценюку, в частности: подчинение Гослекслужбы Украины непосредственно Правительству и отставка Министра здравоохранения Украины Олега Мусия.
Михаил Пасечник, возглавив Гослекслужбу Украины, отмечал, что контроль общественности за ее деятельностью будет осуществляться в том числе путем функционирования 5 рабочих групп. Для нас важно, чтобы результатом их работы стали именно системные изменения в законодательстве в сфере обращения лекарственных средств, а не очередное внесение формальных изменений в действующие нормативно-правовые акты.
Прежде всего, это установление четких правил игры на рынке и, конечно, реформы отрасли. Министр здравоохранения Олег Миссий своим «брендом» выбрал введение фармацевтического самоуправления с обязательным членством и передачей части наблюдательных функций, в частности, лицензирование. При этом игнорируется требование статьи 36 Конституции Украины: «Никто не может быть принужден к вступлению в любое объединение граждан или ограничен в правах за принадлежность или непринадлежность к политическим партиям или общественным организациям». Таким образом, по главному закону Украины, непринадлежность к самоуправляющимся организациям не может быть ограничением в отношении права заниматься тем или иным видом бизнеса.
В отдельных странах Европы такие ограничения действительно существуют. Взять хотя бы функционирование Аптечной палаты в Польше, членство в которой для фармацевтов является обязательным. Т.е. выполнение профессиональных обязанностей там возможно лишь при условии соблюдения необходимых квалификационных требований и такого членства. Однако умалчивается, что в Польше вообще отсутствует такое явление, как аптечные сети. Для Мусия, который вместе с Пасечником отстаивает интересы крупного бизнеса, это, увы, не главное. Берется только то, что выгодно… Следовательно, существует риск создания в Украине таких организаций во главе с представителями крупного бизнеса и усиления давления на малое предпринимательство вплоть до невозможности его существования.
В то же время, в опыте европейских стран — много полезного для Украины. В той же Польше Аптечная палата проверяет качество оказания фармацевтической помощи, а уполномоченный государственный орган осуществляет контроль качества лекарственных средств — для этого он закупает образцы лекарственных средств в аптеке за государственные средства. В случае выявления некачественных препаратов наказание несет производитель некачественных лекарственных средств — и это правильно. Отечественные же органы контроля привыкли обвинять во всем аптеку — конечное звено в обращении лекарственных средств. Ее удобнее проверить и зарегулировать без лишних усилий. От этого страдают как аптеки, так и потребители. Как пример могу привести распространение фальсификата. Иногда складывается впечатление, что борьба с этим явлением сосредоточена исключительно на аптеке. К производителю фальсификата дойти сложнее, но целесообразнее. Ведь фальсификат — это большой и хорошо организованный преступный бизнес с подпольными фабриками и сложным оборудованием, собственными складами и сетью дилеров. Кстати, именно обвинениями ФЛП в распространении фальсификата объясняют меры, направленные на их ликвидацию. Однако статистика свидетельствует об обратном: подавляющее большинство случаев выявления фальсификата за последние 4 года приходилось на юридических лиц, некоторые склады с фальсификатом вообще не имели лицензий. Для ФЛП же потеря бизнеса (лицензии) и свободы (поскольку распространение фальсификата — это преступление) ради вхождения в преступную группировку в качестве мелкого дилера граничит с самоубийством. На этом мы неоднократно подчеркивали в своих выступлениях.
Следует также упорядочить и работу органов контроля. Нередки случаи, когда инспекторы Гослекслужбы Украины, отбирая образцы, изымают у аптек самые дорогие лекарственные средства, не компенсируя их стоимости. Но 98% таких препаратов являются качественными, так как контроль качества осуществляется еще при ввозе лекарственных средств на территорию Украины. Не выдерживает критики и транспорт, которым изъятые лекарственные средства доставляются к местам лабораторного исследования.
В рамках реформирования контролирующих органов планируется создать Единую государственную службу Украины по лекарственным препаратам и контролю за наркотиками, объединив Гослекслужбу Украины и Государственную службу Украины по контролю за наркотиками. Возможно, опыт этих двух органов контроля, объединенный ради общего дела, даст более весомые результаты. Нашим предложением является также вынесение на рассмотрение Общественного совета при Гослекслужбе Украины вопрос о целесообразности функционирования территориальных органов Гослекслужбы. Возможно, стоит их ликвидировать, за счет чего увеличить численность работников центрального аппарата. В регионах — ввести представительства центрального аппарата, которые бы в том числе осуществляли контроль за соблюдением Лицензионных условий. Это существенная экономия средств на бланках, штампах, печатях, заработной плате лишних руководителей и т.д. Одновременно будет расти авторитет представителей центрального органа контроля, конечно, только при условии честной и прозрачной деятельности — без взяток и кумовства.
Кроме того, я считаю, что необходимо дать дорогу молодым специалистам с более современными взглядами на функционирование именно европейской модели регулирования фармацевтической отрасли. Также, по моему глубокому убеждению, назначение руководителей департаментов, управлений и отделов центрального аппарата, руководителей территориальных подразделений (если они останутся) должно проходить по согласованию с общественностью. Это может происходить в формате рассмотрения и согласования кандидатур на Общественном совете при вновь созданной службе. Главными критериями в этом обсуждении должны быть: специальное образование кандидата (способность осознавать объемы и направления деятельности), стаж по специальности (характеризует приобретенный опыт), место предыдущей работы (на каждом месте работы лицо оставляет свой «след» — либо талантливого, честного и порядочного человека, либо коррупционера или посредственного работника, не способного к руководству). Эти составляющие являются ключевыми при решении вопроса о способности кандидата руководить органом государственного контроля или отдельными его структурами. Именно от этого должна зависеть эффективность работы органа, а не от того, есть ли у кандидата деньги, высокие покровители и спонсоры, как это происходит сейчас.