1 апреля 2015 года вступил в силу Закон Украины от 02.03.2015 г. №213-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения». Он предусматривает изменение отдельных норм, касающихся в том числе и пенсионного обеспечения медицинских работников. Об этом — наш разговор с главным специалистом по социально-экономической работе Профсоюза работников здравоохранения Украины Галиной Голеусовой.
ВЗ Больше всего вопросов поступает от наших читателей, которые сегодня являются работающими пенсионерами. Их так много в отрасли или изменения относительно пенсионного обеспечения оказались самыми болезненными?
— В отрасли здравоохранения работают почти 300 тыс. пенсионеров. Безусловно, реализация предложенных в Законе изменений существенно сужает их права в сфере пенсионного обеспечения и ведет к резкому ухудшению материального состояния упомянутой категории работников здравоохранения. Ведь они и без того получают мизерные пенсионные выплаты, особенно это касается людей, которые выходили на заслуженный отдых раньше. Например, пенсии, назначенные до 2008 года, насчитывали с учетом показателя средней зарплаты в стране за 2007-й (тогда он составлял 1197 грн), а в 2014-м — уже учитывая показатель 2700 грн. То есть ранее назначенные пенсии вдвое меньше тех, которые назначаются в настоящее время. А, начиная с 2012 года, при начислении пенсий занижается (приблизительно на 10%) показатель средней заработной платы в стране, поскольку он определяется не за последний календарный год перед назначением пенсии, а за 3 года. К сожалению, с 2014-го приостановлено действие ч. ІІ ст. 42 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» (статьей предусмотрено ежегодное повышение пенсий с учетом темпов роста средней зарплаты и уровня инфляции), которое также негативно отражается на размере пенсионных выплат. К тому же в настоящее время из части пенсии, превышающей 3 минимальные заработные платы (сегодня это 3654 грн), удерживается военный сбор (1,5%) и налог на доходы физических лиц (15%). Также пенсии практически не индексируются, поскольку с 01.01.2015 г. введены нормы относительно ограничения проведения индексации пенсий финансовыми возможностями Пенсионного фонда Украины. Поэтому любое дополнительное урезание размеров пенсий еще больше снижает уровень социальной защищенности пенсионеров, особенно в нынешних условиях постоянного роста цен на товары и услуги. Это касается и нормы упомянутого Закона, которая предусматривает, что в период с 1 апреля до 31 декабря 2015 года работающим пенсионерам будет выплачиваться лишь 85% назначенного размера пенсии. Правда, это коснется лишь тех людей, размер пенсии которых превышает 150% размера прожиточного минимума, установленного для лиц, потерявших работоспособность, то есть 1423,5 грн. Если пенсия не превышает этой суммы, работающий пенсионер будет получать ее в полном объеме.
ВЗ Какие документы и куда должен предоставить пенсионер, чтобы подтвердить свой статус работающего или неработающего?
— Такой статус (а, следовательно, и размер пенсии к выплате) будет определен органами Пенсионного фонда Украины по материалам пенсионных дел и согласно данным системы персонифицированного учета. Лично предоставить документы должны лишь те пенсионеры, которые своевременно не сообщили органам Пенсионного фонда о трудоустройстве или увольнении с работы. Даже если человек опоздал с подачей документов об увольнении с работы и, например, предоставил такую информацию уже после 1 апреля 2015 г., когда Закон вступил в силу, ему все равно будет выплачена пенсия в полном объеме за тот период, на протяжении которого он не работал. И наоборот, если пенсионер вовремя не предоставит документов о своем трудоустройстве, и по данным системы персонифицированного учета это станет известно позже — ему придется вернуть часть выплаты пенсии. Если пенсионер увольняется с работы, ему возобновляют выплату начисленной пенсии в полном объеме.
ВЗ Как изменятся условия назначения так называемых льготных пенсий, а также пенсий за выслугу лет?
— С 1 апреля 2015 года специальный стаж работы, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, в частности работникам здравоохранения, поэтапно будет повышаться — ежегодно на 6 месяцев в течение 10 лет (в целом на 5 лет).
То есть в период с 1 апреля 2015 года по 31 марта 2016-го стаж будет не менее 25 лет и 6 месяцев; с 1 апреля 2016 года по 31 марта 2017-го — не менее 26 лет; с 1 апреля 2017 года по 31 марта 2018-го — не менее 26 лет и 6 месяцев; с 1 апреля 2018 года по 31 марта 2019-го — не менее 27 лет; с 1 апреля 2019 года по 31 марта 2020-го — не менее 27 лет и 6 месяцев; с 1 апреля 2020 года по 31 марта 2021-го — не менее 28 лет; с 1 апреля 2021 года по 31 марта 2022-го — не менее 28 лет и 6 месяцев; с 1 апреля 2022 года по 31 марта 2023-го — не менее 29 лет; с 1 апреля 2023 года по 31 марта 2024-го — не менее 29 лет и 6 месяцев; с 1 апреля 2024 года или после этой даты — не менее 30 лет. Причем условия назначения пенсий за выслугу лет (в части длительности ранее отработанного специального стажа) остаются неизменными. Например, врач, который состоянием на 1 апреля 2015 года отработал 25 лет, сможет в любое время после увольнения с работы воспользоваться своим правом на назначение пенсии за выслугу лет. Изменения условий назначения льготных пенсий и пенсий за выслугу лет будут касаться лишь новых пенсионеров.
Также с 1 апреля 2015 года поэтапно будет повышаться возраст женщин, необходимый для назначения им пенсий на льготных условиях:
- с 45 до 50 лет — женщинам, родившимся после 01.04.1970 г., которые будут выходить на пенсию по списку №1 (перечень особо вредных и особо тяжелых профессий и работ утвержден Кабинетом Министров Украины);
- с 50 до 55 лет — женщинам, родившимся после 01.04.1965 г., которые будут выходить на пенсию по списку №2 (соответствующий перечень вредных и тяжелых профессий и работ также утвержден Кабмином Украины).
Этот процесс будет происходить постепенно: в течение 10 лет, ежегодно на 6 месяцев. Отмеченные изменения введены с целью согласования льготного пенсионного возраста женщин с общим пенсионным возрастом для них — последний уже поэтапно повышается до 60 лет, начиная с 1 октября 2011 года.
Также на 5 лет (поэтапно на 6 месяцев ежегодно) увеличивается общий страховой стаж для назначения пенсий на льготных условиях — как женщинам, так и мужчинам. Отныне, чтобы выйти на пенсию по списку №1, мужчинам необходимо иметь общий страховой стаж 25 лет (раньше — 20), женщинам — 20 лет (раньше — 15), а по списку №2 — 30 и 25 лет соответственно (было 25 и 20). При этом длительность льготного стажа, необходимого для выхода на такую пенсию, остается без изменений. В свое время льготный пенсионный возраст для женщин вводился как превентивное мероприятие, а именно — «защита временем» работников от влияния вредных производственных факторов, которые приводят к потере здоровья и работоспособности. Поэтому повышение пенсионного возраста, безусловно, приведет к росту уровня профессиональной заболеваемости и производственного травматизма. Кроме того, занятость на работах с вредными и тяжелыми условиями труда существенно влияет на состояние здоровья женщин, и средняя продолжительность жизни у этой категории значительно ниже в сравнении с общей средней продолжительностью жизни.
Хочу обратить внимание на то, что возмещение средств Пенсионному фонду Украины на выплату и доставку льготных пенсий осуществляется за счет предприятий. Однако сейчас возмещаются лишь 64,1% указанных расходов, и состоянием на 01.03.2015 г. задолженность предприятий в этом плане составляет 7,7 млрд грн, что приводит к необходимости осуществлять выплаты льготных пенсий фактически за счет всех других пенсионеров.
ВЗ В отрасли трудятся не так много спецпенсионеров, которые в случае продолжения работы вообще будут лишены пенсий. Существуют ли исключения?
— Государственные служащие, должностные лица органов местного самоуправления, некоторые другие категории работников в период работы на своих должностях не будут получать назначенных им пенсий. При этом не важен вид пенсии и закон, согласно которому они были назначены. Отмеченные ограничения, опять же, не распространяются на инвалидов I и ІІ групп, инвалидов войны ІІІ группы, участников боевых действий, членов семей погибших военнослужащих. В особый период не вводятся ограничения на выплаты пенсий лицам, проходящим военную службу или занимающим должности в Министерстве обороны Украины, Главном управлении разведки Министерства обороны Украины, Министерстве внутренних дел Украины, Аппарате Совета национальной безопасности и обороны Украины, Государственной специальной службе транспорта, Службе безопасности Украины, Службе внешней разведки Украины, Государственной пограничной службе Украины, Управлении госохраны Украины, Государственной пенитенциарной службе Украины, Государственной службе Украины по чрезвычайным ситуациям, Госслужбе спецсвязи и защиты информации, Национальной гвардии Украины, органах Военной прокуратуры или участвующим в антитеррористических операциях, мероприятиях по обеспечению правопорядка на Государственной границе, в защите от вооруженного нападения на объекты, которые охраняются военнослужащими, в освобождении этих объектов в случае их захвата и т. д.
ВЗ Отмены «научных» пенсий не будет?
— Нет. Однако с 1 апреля 2015 года такая пенсия в период работы в научной должности будет выплачиваться в размере, начисленном в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», то есть на общих основаниях, предусмотренных для граждан Украины (это не касается лиц, имеющих право на выплату пенсии в полном объеме). Кроме того, временно, на период с 1 апреля до 31 декабря 2015 года, во время работы специалиста на научной и других должностях «научная» пенсия выплачивается в размере 85% от надлежащей — в порядке, предусмотренном для других работающих пенсионеров. Вообще Заключительными положениями Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения» предусмотрено, что до 1 мая текущего года Правительство должно подать на рассмотрение Верховной Рады изменения в пенсионное обеспечение, чтобы ввести единые принципы назначения пенсий для всех категорий граждан. Ведь сегодня так называемые специальные пенсии составляют до 60% заработка, а «обычные» — в среднем 40-45%.
В случае если до 1 июня 2015 года не будет принят соответствующий закон, с 1 июня 2015-го отменяются нормы пенсионного обеспечения лиц, которым пенсии (ежемесячное пожизненное денежное содержание) назначаются в соответствии с Законами Украины: «О государственной службе», «О прокуратуре», «О судоустройстве и статусе судей», «О статусе народного депутата Украины», «О Кабинете Министров Украины», «О судебной экспертизе», «О Национальном банке Украины», «О службе в органах местного самоуправления», «О дипломатической службе», а также Налоговым и Таможенным кодексами Украины, Положением о помощнике-консультанте народного депутата Украины.
ВЗ Можно ли ожидать повышения пенсий в этот сложный период, и будет ли касаться оно работающих пенсионеров?
— Временно, на период с 1 апреля до 31 декабря 2015 года, в случае увеличения определенного Законом размера прожиточного минимума для лиц, которые потеряли работоспособность, повышается и размер пенсии, начисленной в соответствии со ст. 28 данного Закона. Перерасчет пенсии проводится со дня установления нового размера прожиточного минимума — как неработающим пенсионерам, так и работающим. Учитывая, что с 1 декабря 2015 года запланировано увеличение прожиточного минимума до 1074 грн (в настоящее время он составляет 949 грн), в декабре этого года все пенсионеры, как работающие, так и неработающие, получат повышенную пенсию. Начиная с 1 января 2016 года, в случае изменения размера прожиточного минимума, пенсия будет повышаться только для неработающих пенсионеров. Но и работающим (лишь после их увольнения с работы) пенсия будет начисляться с учетом прожиточного минимума, действующего на дату увольнения.
Беседу вела Светлана Терновая, «ВЗ»