Население планеты стремительно стареет. По данным ВООЗ до 2050 г. количество лиц пожилого возраста в мире увеличится до 38%, и быстро наступит период, когда такие люди будут преобладать в общей популяции. Неутешительные прогнозы подталкивают страны мира к изменению государственной политики в отрасли медико-социальной защиты и поддержки этой категории населения.
Демографические реалии современности
Статистический оптимизм — не оправдан
По данным ВООЗ у 40% лиц в возрасте 50-65 лет обнаруживают 4-5 болезней, а у 66% людей в возрасте старше 75 лет — их уже более 5-ти. Состояние здоровья и особенности заболеваемости у пожилых и стариков обусловлены увеличением количества хронических болезней.
В Украине в последние 5 лет наблюдают тенденцию к снижению показателей заболеваемости и распространенности болезней среди лиц, достигших пенсионного возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет). По крайней мере, по данным ГУ «Центр медицинской статистики МОЗ Украины» распространенность уменьшилась на 10%, заболеваемость — на 13%, в частности максимальное снижение отмеченных показателей состоялось в 2014 г. Однако объясняется это не улучшением здоровья людей, а рядом других факторов: во-первых, отсутствием или получением неполных статистических данных в связи с проведением АТО (оккупированные территории, аннексированный Крым), значительной миграцией населения; во-вторых, существенным ухудшением социально-экономического положения в Украине. Прежде всего это касается людей преклонных лет, которые экономят на своем здоровье и не обращаются за медицинской помощью даже при острых и безотлагательных состояниях, занимаются самолечением, что приводит к увеличению количества запущенных заболеваний и даже к летальным последствиям. В частности, если рассмотреть статистические данные в региональном аспекте, то в 2014 г. самые высокие показатели распространенности болезней среди населения пожилого возраста зафиксированы в Киеве, Днепропетровской и Одесской областях, а самые высокие уровни заболеваемости, опять-таки, в Ивано-Франковской и Львовской областях. Поэтому в свете последних событий лучше сравнивать данные 2013 г. (когда не было препятствий для получения статистических данных) и 2010 г. Да, показатели распространенности отдельных заболеваний за период 2010-2014 гг. (как и показатели заболеваемости населения этой категории) имели тенденцию к росту (табл. 1, 2). В структуре распространенности болезней среди лиц старшего возраста в 2014 г. отмечается увеличение доли новообразований, болезней эндокринной и нервной систем. Самой высокой остается частота болезней сердечно-сосудистой системы.
В динамике структуры заболеваемости на протяжении 2010-2014 гг. привлекает внимание постепенный рост показателей по некоторым классам болезней (табл. 3).
Когда старость — не радость
Очень часто старость сопровождается инвалидностью, которая не только снижает качество жизни людей пожилого возраста, но и истощает ресурсы общества. Потому это проблема не только медицинская, но и экономическая. Во всем мире насчитывается свыше 250 млн лиц пожилого возраста с умеренной или тяжелой инвалидностью. По оценкам ВООЗ распространенность инвалидности растет с возрастом: в настоящее время она зарегистрирована приблизительно у 46% лиц старше 60 лет (в государствах с низким уровнем дохода эти показатели более высокие, чем в развитых странах). Среди самых распространенных причин инвалидности — нарушение зрения, деменция, потеря слуха и остеоартрит. Однако важно отметить, что в странах с низким и средним уровнями дохода они более весомы. Например, показатель инвалидности из-за нарушения зрения более чем в 3 раза превышает аналогичный в развитых государствах. И это при том, что такие нарушения вызваны по большей части аномалиями, значительная часть которых может быть откорректирована.
В странах с высоким уровнем дохода самой частой причиной потерянных в результате инвалидности лет является деменция (по статистическим данным в 2010 г. свыше 35 млн лиц в мире страдают этой болезнью и ежегодно регистрируется болеее 7 млн новых случаев). Количество таких людей в мире практически удваивается каждые 20 лет, в значительной мере за счет быстроразвивающихся стран. В настоящее время 58% больных деменцией живут в странах с низким и средним уровнями дохода, и по прогнозам этот показатель достигнет порядка 75% в 2050 г.
У людей пожилого возраста существует еще и такая проблема, как травмы из-за падения. Их часто не регистрируют, однако они влекут резкое ухудшение здоровья и требуют длительного лечения. Ежегодно «падают» приблизительно 28-35% людей старше 65 лет и 32-42% — старше 70-ти. На протяжении года в результате перелома шейки бедра из-за падения умирают 20% лиц пожилого возраста. Но этого можно избежать благодаря своевременному выявлению и устранению факторов риска (лечение артериальной гипотензии и нарушений зрения, оценка условий проживания, пропаганда упражнений для укрепления мышц и сохранения равновесия и т. п.).
Другие аспекты, имеющие решающее значение для здорового и активного старения, связаны с психическим здоровьем. Тогда как депрессия признается одной из важнейших проблем у лиц пожилого возраста (в том числе и инвалидности), социальную изоляцию и одиночество не регистрируют в базах данных пациентов. Впрочем, в некоторых европейских странах свыше 40% женщин старше 65 лет проживают одни.
Действенные программы профилактики инвалидности невозможно разработать без учета факторов риска ее возникновения. Безусловно, некоторые из них не поддаются коррекции (возраст, пол, генетика), но на значительную их часть можно влиять (возрастные болезни, функциональные ограничения, нарушения процессов психофизиологической адаптации, сидячий образ жизни и другие поведенческие факторы), в том числе и путем изменения социально-экономических условий. Сегодня такие программы крайне необходимы, особенно для малообеспеченных слоев населения. Главное — развеять миф о том, что болезни и инвалидность — нормальные явления для такого возраста, и ничего с этим не поделаешь. ВООЗ предоставляет ряд рекомендаций для создания стратегии предотвращения инвалидности: разработка профилактических планов на национальном уровне и уровне местных организаций, а также программ по преодолению факторов риска инвалидности, обучения соответствующих профессиональных групп в отрасли геронтологии и гериатрии медицины, поощрения научных исследований и разработок по вопросам инвалидности в старческом возрасте.
Стоит обратить внимание и на то, что инвалидность в старости — это не только инвалидность в общепринятом понимании, но и состояние, при котором возникают затруднения в самообслуживании в повседневной жизни: при купании, одевании, питании, перемещении от стула до кровати, посещении магазина, приготовлении еды, уборке, пользовании общественным транспортом, приеме лекарств и пр.
К сожалению, неблагоприятные социально-экономические условия и низкий уровень медицинского обслуживания повышают риск преждевременной смерти людей пожилого возраста. Хотя по данным ВООЗ основными ее причинами (независимо от уровня экономического развития страны) является ишемическая болезнь сердца (ИБС), цереброваскулярные болезни (прежде всего инсульт) и хроническое обструктивное заболевание легких (ХОЗЛ), однако в странах с низким и средним уровнями дохода количество лет жизни, потерянных в результате этих болезней, значительно больше, чем в развитых государствах (в результате инсульта — в 3 раза, ИБС — в 2 раза, ХОЗЛ — в 4 раза).
Не груз, а ресурс
Старение населения — явление глобальное и неминуемое. Поэтому ВООЗ разработала руководящие принципы для понимания того, какие программы разные страны могут использовать с целью совершенствования медучреждений в соответствии с потребностями людей пожилого возраста. ВООЗ считает, что решающую роль в этом вопросе должна играть эффективная первичная медико-санитарная помощь. К сожалению, подготовка специалистов здравоохранения, как правило, не предусматривает учебу в отрасли предоставления особой медицинской помощи таким людям.
И хотя большинство детерминант здорового и активного старения находятся за пределами системы здравоохранения (поэтому крайне важно разрешать социальные проблемы), сектору здравоохранения следует адаптироваться к демографическому сдвигу. Он должен обеспечивать постоянную медико-санитарную помощь людям пожилого возраста. К сожалению, нынешние системы здравоохранения, особенно в странах с низким и средним уровнями экономического развития, не способны удовлетворить потребность в постоянном уходе за этими больными. Например, невзирая на то что ИБС и инсульт являются самыми частыми причинами потерянных лет жизни, а высокое артериальное давление — основным управляемым фактором риска развития этих болезней, лишь 4-14% людей пожилого возраста в странах с низким и средним уровнями доходов получают эффективное лечение артериальной гипертензии. Кстати, по результатам исследования, проведенного в Японии, где достаточно высокая продолжительность жизни населения, выяснили, что одним из основных факторов долголетия является контроль артериального давления в пределах эффективной системы выявления и лечения болезней в сочетании со стратегиями по снижению потребления соли. «Чудодейственного» рецепта решения проблем, связанных со старением населения, нет, зато разработаны конкретные направления, которые помогут уменьшить их груз. Это и формирование норм здорового поведения во всех возрастных группах для предотвращения или отсрочки развития хронических болезней, и минимизация их последствий благодаря раннему выявлению и предоставлению качественной медицинской помощи (в том числе и за пределами больниц), и доступ к реабилитации, вспомогательным средствам, длительной медицинской помощи и паллиативным услугам.
Код долголетия
Государство должно позаботиться о создании физических и социальных условий, благоприятных для здоровья людей пожилого возраста. Соответствующие национальные программы уже реализуются во многих странах мира, в частности США, Канаде, Франции, Испании, Португалии, Словении и др. Чтобы успешно решить эту проблему, современное общество должно преодолеть стереотипы отношения к людям пожилого и старческого возраста как к отягощающему фактору и осознать, что в условиях глобального старения населения мира они составляют значительный экономический и социальный ресурс. Зато увеличение ожидаемой продолжительности жизни, обеспечение активного долголетия поможет его расширить. Восприятие таких людей только как обременяющего фактора толкает общество на ошибочный путь минимизации расходов, связанных со старением, вместо перспективы максимального расширения их возможностей, использования их опыта и знаний. Некоторые из этих стереотипов изменяются, и процесс будет длиться со старением населения планеты — другого выбора у общества просто нет. Если государство сможет обеспечить здоровье людям пожилого возраста, уменьшатся его финансовые расходы. Поэтому мощный демографический сдвиг первой половины ХХІ ст. нуждается в соответствующих мероприятиях общественного здравоохранения, и ВООЗ выделяет их как приоритетные. В Украине давно не внедрялась отдельная, ориентированная на людей пожилого возраста, национальная программа (последняя из них завершена в 2002 г.).
Зато после ратификации Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС наша страна должна соответствовать Копенгагенским критериям-параметрам, потому Президент Украины подписал Указ от 12. 01. 2015 г. №5/2015 «О Стратегии устойчивого развития «Украина-2020». Она предусматривает внедрение в Украине европейских стандартов жизни. Среди многих реформ (в том числе и в отрасли здравоохранения) и программ развития государства в Стратегии предложена «Программа здорового образа жизни и долголетия», индикатором реализации которой станет повышение средней ожидаемой продолжительности жизни в стране и ее качества. К тому же в Украине разрабатывается проект «Украина 80+», цель которого — увеличение продолжительности здоровой жизни до 80 лет и более. Проект содержит алгоритм и тактику снижения смертности по определенным заболеваниям, реализовать которые можно лишь в случае объединения усилий государства, общественных организации, бизнес-сообщества и других структур. Вместо того, чтобы ожидать чуда от медицины, которая подарит возможность вечно жить и не болеть, нужно научить людей заботиться о своем здоровье начиная с раннего возраста. Общество же должно обеспечить для этого все условия — социальные, экономические и в отрасли здравоохранения в частности.