Последние события в Украине вселили надежду в то, что будущее нашего общества наконец будет выстраиваться по другим, цивилизованным, правилам. И власть наконец будет прислушиваться к мнению общественности, системой будут управлять профессионалы, а решения государства и его представителей будут прозрачными и взвешенными, как никогда. Такие обещания перед медицинским сообществом давал и нынешний глава Минздрава Украины. Впрочем, некоторые шаги нового руководителя этого ведомства вызывают, по меньшей мере, удивление, а если откровенно — то и возмущение, и ощущение, что нас снова обманывают.
Буду очень откровенным. На самом деле в течение 22 лет независимости Украины социальной сферой, в том числе и здравоохранением, практически никто не занимался — больше были озабочены тем, как продать самолеты, танки, угля, чтобы стать миллиардерами. Кому-то это удалось, но в обществе возникла параллельная реальность — обнищавшее население, запущенная социальная сфера, нищая беспомощная и «перекошенная» система здравоохранения.
Изменение акцентов или стратегии развития?
Наиболее аргументировано могу говорить о родной отрасли. В то время как во всем мире акценты в психиатрии сделаны на амбулаторном звене (это не только экономически выгоднее, но и уменьшает стигматизацию), у нас до сих пор «раздута» стационарная психиатрия. Чтобы сократить стационарные койки, недостаточно волевого решения, нужно создавать и развивать систему амбулаторной психиатрии. Формально она якобы существует (в виде диспансеров, оставшихся от СССР), но присущих ей функций не выполняет. Нужно создавать социально-реабилитационные центры, которые помогут больному психиатрического профиля адаптироваться в обществе.
Еще одна проблема — в отечественной психиатрии нет социальных работников. Мы — единственная страна (и, пожалуй, еще Россия), которая может этим «похвастаться». Недостатком является и то, что в психиатрической службе работают обычные, а не специально обученные для такой работы, медсестры. Поэтому опыт они приобретают «в процессе» (хорошо, если под правильным руководством). В свое время наша Ассоциация инициировала специализированную подготовку медсестринского персонала, с этой целью приглашали профессоров из медсестринского дела из Нидерландов, Великобритании. Но Минздрав не выявил интереса к этой идее и она «погасла», хотя для ее воплощения и не нужны дополнительные средства. Но многим чиновникам от медицины (и не только чиновникам) спокойнее, когда ничего не меняется. А у многих «незаинтересованных лиц» не хватает элементарного профессионализма для внедрения чего-то нового и прогрессивного. Скажу неприятные вещи, но это факт: некоторые наши профессора не пройдут экзамен по психиатрии даже на уровне требований к современному студенту-медику. Но главное для «успеха» в нашей системе — надувать щеки и делать вид, что ты супер-профи! Кстати, история «звездного успеха» Андрея Слюсарчука — это классический пример наших реалий, ни в одной цивилизованной стране мира такого не могло случиться.
Да, психиатрическая служба требует новых, качественных кадров, но для их подготовки нужны не только новые современные программы и «умные» книги, но и «качественные» преподаватели. Иначе, как можно требовать профессионального роста от практикующего врача в провинции, когда он каждые 5 лет приезжает на курсы повышения квалификации и слушает там лекторов, профессиональный уровень которых ниже, чем у обычного практикующего врача.
Словом, систему отечественной психиатрии нужно менять радикально (как, кстати, и всю систему здравоохранения, в настоящее время находящуюся в агонии). Поэтому реформы нам очень нужны. Главное — кто и как их будет проводить, в каком направлении и будет ли это понятным (а, следовательно, и приемлемым) шагом для общества.
О новом старте и старых тормозах
Лишь в последнее время начали происходить определенные сдвиги в направлении приближения отечественной психиатрии к европейским стандартам. Они, возможно, еще не очень заметны в общем беспорядке нашей медицины, однако способны существенно изменить ситуацию в случае их внедрения. Во-первых, недавно отдельная рабочая группа уже начала разрабатывать стандарты лечения психиатрических больных. В нее вошли специалисты, которые хорошо знакомы с европейскими стандартами и ориентированы на них. Ведь если мы создадим доморощенные стандарты и протоколы — нашим больным не позавидуешь! А, поверьте, в деятельность этой рабочей группы пытаются вмешаться некоторые «профессора», которые не воспринимают европейский вектор развития психиатрии и пытаются ему противостоять. Поэтому процесс идет медленно.
К сожалению, в нашей стране многое зависит от влиятельных дураков. Как пример — лоббирование одного препарата (очень дорогого, от кустарного отечественного производителя, название не обнародую, чтобы не делать лишней рекламы), который назначают в Украине детям при большинстве психиатрических диагнозов, в том числе и при болезни Дауна! Если бы он хоть как-то лечил таких детей, разработчик уже давно бы получил Нобелевскую премию, а Украина «озолотилась» бы на его экспорте. Однако в мире никто и нигде не признает этот препарат лекарством, впрочем Минздрав Украины в свое время зарегистрировал его, а, следовательно, есть все основания для того, чтобы, не дай Бог, ввести этот препарат в «украинские» стандарты лечения. А это преступление! И, вообще, я не понимаю — как может так случиться, что одно подразделение Минздрава разрабатывает стандарты лечения и одновременно другое подразделение того же Минздрава согласовывает разрешительные документы на регистрацию неэффективных лекарств, которые совсем не вписываются в стандарты лечения? У нас бесконечно меняются министры, но ситуация не меняется. Объяснить такую «стабильность» можно одним словом — коррупция. Вместо этого, коррупцией у нас скорее назовут факт кражи продуктов из пищеблока больницы. Извините, а что можно там украсть, если наших больных кормят на 3 гривны в день?
Во-вторых, украинская психиатрия наконец перешла на международную классификацию заболеваний. Таких ужасов, как диагноз «Шизофрения вялотекущего течения» там нет. Существует четкий перечень, выходить за рамки которого врач не имеет права. Достижением последнего времени стало и то, что у нас начали уделять больше внимания защите прав пациентов. Появился закон о психиатрической помощи, разработанный под европейские требования. Издано много правовой литературы для психиатров. Появились адвокаты, знающие эту подсистему права. И мы, как народ, несмотря на «фокусы» наших политиков, становимся все более европейской нацией, поэтому нам не безразлично, как защищены права пациентов. Журналисты также следят за тем, что делается в психиатрических больницах. В конце концов, их руководители вынуждены быть более открытыми — теперь, чтобы не впустить СМИ на территорию психбольницы, главному врачу нужно придумывать что-то вроде того, что там свирепствует эпидемия чумы и холеры. А непорядочные главврачи таки боятся огласки об их «деяниях». В соседней России в последнее время вновь появились серьезные нарушения прав в области психиатрии — неугодных помещают в психбольницы (как во времена СССР). В Украине, к счастью, такого нет, хотя отдельные попытки случались (на уровне областного руководства), однако они не реализовались. Также в Украине стало значительно меньше жалоб по поводу принудительной госпитализации больных психиатрического профиля.
Еще один плюс — мы недавно воссоединили наркологическую службу с психиатрической (мировая практика), до сих пор в Украине этого никто не осмелился сделать. Но самым главным сдвигом стало то, что Ассоциация психиатров Украины вместе с Ириной Пинчук, которая пришла на должность главного внештатного психиатра Минздрава Украины, впервые изъявили желание посчитать, сколько стоит психиатрическая услуга. И выяснили неприемлемые вещи: часть средств на финансирование отрасли поступает из Минздрава, часть — из гуманитарной помощи, а также из других источников (к тому же в разных областях Украины эти источники разные). И никто никогда не считал эти средства вместе. Подозреваю, что подобное происходит не только в психиатрии, но и в других областях медицины. В нашей стране не обучены считать доходы и расходы (или же кому-то это не на руку). Ведь окажется, что средств, которые мы выделяем на содержание «психиатрических тюрем» (т.е. стационаров), не так уж мало, но используются они неэффективно — лучше «перебросить» их на другие нужды психиатрической службы (модернизированной). Такое положение вещей — не вина больниц, это просчет государства. К примеру: Минздрав Украины как орган государственной власти лишь несколько лет назад впервые (с нашей подачи) узнал, что отечественная психиатрическая служба распылена аж по 7-ми ведомствам.
А где же прозрачность и открытость?
Если кто-то думает, что те прогрессивные шаги, о которых я сказал, дались нам легко — он ошибается. Нам приходилось давить на Минздрав, на другие органы власти и далеко не всегда нас понимали и поддерживали. А еще чаще политика государства (несбалансированная, непоследовательная) казалась непонятной нам.
Хотелось бы поверить, что все это — в прошлом, однако и нынешний глава Минздрава Украины принимает решения, логику которых понять крайне трудно.
После назначения Олега Мусия на должность Министра здравоохранения я встретился с ним, рассказал о ситуации в психиатрии и пути ее улучшения. Мне импонировали его заявления о преодолении коррупционных схем в деятельности ведомства, о честной и прозрачной политике, о том, что в своей работе он, прежде всего, будет прислушиваться к мнению общественности, что наконец пришло время профессионалов, и профессиональные ассоциации, как никто другой, станут его советчиками т.п. Своеобразным тестом на правдивость этих заявлений стали его решения, в частности, относительно кадровых перестановок главных специалистов Минздрава.
Устранение Ирины Пинчук с должности главного психиатра и нарколога Минздрава стало для меня настоящим шоком. Министр не объяснил своего решения медицинскому сообществу, он не посоветовался с Ассоциацией психиатров Украины, кого они считают достойным этой должности, кто продолжит поддерживать европейский вектор развития отрасли. Так где же провозглашенная демократия, где обещанная ориентированность на общественность, где задекларированная прозрачность в принятии решений? Это же настоящий волюнтаризм!
Напомню, что в 2005 году, когда должность Министра здравоохранения занимал Николай Полищук, он ввел публичные советы по назначению главных специалистов. И именно тогда провинциальный врач Ирина Пинчук победила трех конкурентов, претендующих на эту должность. Ассоциация также поддерживала ее кандидатуру, так как убежден: главный специалист должен не только знать, как работает система, но и видеть больных, для которых она создана. И к мнению Ассоциации тогда прислушались. А что же имеем сейчас? Полное игнорирование медицинского сообщества? Подковерные решения?
К сожалению, существуют не только любители ловить рыбку в мутной воде, но и желающие прятать удочки в революционной пене. Провозглашенная идея люстрации также является ее проявлением, поскольку доныне в правовом поле такого понятия не существует (как и процедуры его реализации). Какой смысл люстрации? По моему убеждению, для наказания преступников существует Уголовный кодекс. Почему водителя, который даже непреднамеренно травмировал пешехода на дороге, судят и сажают, а чиновник, который, например, украл или растратил государственные средства либо причастен к регистрации, допущению на фармрынок или использованию некачественных лекарств, может избежать такого наказания? Потому что его, видите ли, люстрировали (какая «трагедия»!). Пока существует уголовное право, его нормы должны распространяться на всех! Иначе у власти снова и снова будут «выплывать» старые кадры, по которым «тюрьма плачет», и будут появляться новые, которые будут действовать по правилу «за это нам ничего не будет». А люстрацию могут использовать для расправы с неугодными. И главное — надо менять систему, чтобы государственный чиновник (и не только) вынужден был соблюдать закон, а в случае его нарушения не оставался безнаказанным.
Чего ждать завтра?
Честно говоря, я надеялся, что Олег Мусий как врач, который не был в порочном круге чиновничьего бюрократизма, сможет привить другой климат в министерстве. Но он поступил, как руководитель старого образца. Получается, что Минздрав Украины не может очистить себя от «врожденных» недостатков и наследственных болезней, потому что это неудобно, невыгодно и болезненно. Это еще раз подтверждает общепризнанный тезис, что ни одна система не может самотрансформироваться. Так же и здравоохранение не смогут реформировать ни медицинские работники, ни их родное министерство — во всем мире этим занимаются специальные комитеты по реформированию, внешние, полностью независимые от Минздрава, куда входят экономисты, эксперты по другим вопросам (приобщаются к консультациям и медики).
Если Минздрав будет «внедрять революционные изменения» такими методами, которые использует сейчас, мы вряд ли будем жить по-новому. В чем тогда смысл революции достоинства, за что люди отдают свои жизни? Это же не война востока и запада, партии левых с партией правых. Это война прошлого и будущего. И будущее не победит, если с прошлым бороться старыми методами.