Вирус международного значения

914

Болезнь, вызванная вирусом Эбола, стала очередным вызовом медицине мира. Отсутствие вакцин и специфических лекарств, высокая вирулентность вируса в сочетании с высокой летальностью его жертв — все это грозит потерей контроля над распространением болезни и возникновением масштабной эпидемии. Что делать, чтобы этого не произошло? Как мобилизовать общество и усилия государства, чтобы предотвратить распространение смертоносного вируса на территории Украины? Об этом наш разговор с главным внештатным специалистом МЗ Украины по специальности «Инфекционные болезни», заведующей кафедрой инфекционных болезней Национального медицинского университета имени А.А. Богомольца, профессором Ольгой ГОЛУБОВСКОЙ.  

ebola_mgn

ВЗ Когда впервые зафиксирована болезнь Эбола, и всегда ли она была такой агрессивной, как сейчас?
— Официально эту болезнь впервые зафиксировали в 1976 году в Конго, в поселении вблизи реки Эбола. Хотя некоторые ученые считают, что первые вспышки болезни в этом регионе произошли в середине 1950-х годов. Происхождение вируса установить не удалось, однако основным источником этой инфекции считают крыланов. Хотя вирус Эбола нашли и в антилоп, лошадей, шимпанзе. Устойчивый источник, то есть носители этого вируса, от него не погибают и не болеют, вирус просто живет в их организме. При контактах с людьми вирус адаптируется к человеческой популяции (в течение нескольких лет или и десятилетий).

vz_36-37_Страница_20_Изображение_0001Ольга ГОЛУБОВСЬКА, завідувачка кафедри інфекційних хвороб Національного медичного університету імені О.О. Богомольця, професор
Болезнь Эбола всегда протекала в том же виде, что и сейчас, однако ее вспышки были не такими масштабными — в 1976 году она забрала примерно 400 человеческих жизней. Потом возникали спорадические случаи этого заболевания, и вот мы имеем невиданный доныне масштаб распространения Эбола — по данным ВОЗ (по состоянию на 28 августа), общее количество пострадавших от вируса составляет 3069 человек, 1552 из них умерли. И это только подтвержденные случаи — реальное же количество больных явно больше.

Эпицентрами вспышки в этом году стали Либерия, Гвинея, Сьерра-Леоне и Нигерия. Ареал распространения вируса активно увеличивается — в этом и заключается особенность нынешнего эпидемического процесса. Количество больных и летальных случаев неуклонно растет. Поэтому ВОЗ объявила болезнь Эбола заболеванием международного значения, то есть борьба с ним регулируется международными медико-санитарными правилами. Они были приняты в 2005 году, чтобы на глобальном уровне координировать усилия разных стран по преодолению инфекционных болезней, которые при современных условиях жизни (глобализация, «размывание» границ, активные миграционные процессы, быстрое транспортное перемещение людей с одной территории на другую и т.п.) могут очень быстро распространяться в мире. И без четкой координации действий трагедий не избежать.

ВЗ Если ориентироваться на сообщения СМИ, то больные, пораженные вирусом, уже есть в странах Европы и даже в Украине. Это паника или реальность?
— Чтобы не впадать в панику, я советовала бы ориентироваться на официальные данные ВОЗ. Пусть они не такие оперативные, как слухи в СМИ, но там зафиксирована подтвержденная информация. К примеру, сообщение в прессе относительно выявления больного в Канаде впоследствии не подтвердилось. Сейчас в Украине действительно госпитализирован пациент, у которого может оказаться вирус Эбола, — он контактировал с мужчиной, который поехал в Сьерра-Леоне и там его госпитализировали с подозрением на эту болезнь. Наш пациент сейчас здоров, но его изолировали до подтверждения или опровержения диагноза у жителя Сьерра-Леоне, с которым он контактировал. Имеем надежду, что подозрения окажутся напрасными, но бдительность не будет лишней.

Поэтому «сенсационные» сообщения в прессе в основном касаются вероятных диагнозов, которые еще нужно подтвердить. Хотя озвученные в СМИ цифры не являются статистическими данными, но они имеют право на жизнь. Статистика ВОЗ может несколько отставать — нужно время на то, чтобы собрать материал, провести исследование, а люди умирают каждый день. Вообще же анализ любой эпидемии осуществляется в течение нескольких лет после ее завершения. Для этого задействуют, в том числе, и ретроспективные исследования. И такая статистика также значительно отличается от той, что обнародуют в период самых эпидемий.

ВЗ Как заподозрить болезнь Эбола?
— Ее инкубационный период длится от 2 до 21 дня. Пациент становится контагиозным, когда у него начинают проявляться симптомы болезни, — во время инкубационного периода он не может заразить других людей. К сожалению, клинические симптомы болезни Эбола в первые сутки не отличаются от большинства инфекционных заболеваний. Сначала имеет место только высокая температура (до 39-40°С) и общий интоксикационный синдром, через несколько дней лихорадки возникает выраженная боль в мышцах, появляются различные высыпания на коже (к примеру, вроде кори), может быть тяжелый диарейный синдром. На 4-5-й день появляется геморрагический синдром (из-за этого раньше болезнь называли геморрагической лихорадкой Эбола) — кровоизлияния в кожу, слизистую, кровь теряет способность свертываться, что приводит к тяжелой полиорганной недостаточности и смерти больных. Это системное заболевание, оно поражает почки, печень, сосуды.

Вообще вирус Эбола неоднороден, существует несколько его штаммов, один из которых (под названием Рестон) протекает не так тяжело. Остальные разновидности вируса очень агрессивны, вызывают высокую летальность (до 90%). Поскольку болезнь Эбола не имеет никаких проявлений специфических симптомов, которые бы помогли четко определиться с диагнозом, прежде всего можно говорить о вероятном диагнозе, когда врач лишь допускает, что у пациента может быть эта болезнь. Подобные предположения основаны на личном клиническом опыте врача, его знаниях, понимании того, что в диагностике инфекционных болезней важен эпидемиологический анализ, который иногда является решающим.

Нужно также учитывать, в каких странах (или транзитных зонах) больной побывал накануне болезни, с кем контактировал. О подтвержденном диагнозе можно говорить лишь на основании лабораторных данных. И здесь я хочу сделать акцент на том, что инфекционная служба очень зависит от возможностей лабораторной диагностики.

Однако нужно учесть, что во время массовых вспышек любого инфекционного заболевания нужно ставить клинический диагноз без лабораторного подтверждения, поскольку в условиях эпидемий или пандемий нереально подтвердить все случаи болезни молекулярно-диагностическими методами. К примеру, когда в Румынии произошла вспышка лихорадки западного Нила, там было примерно 5000 больных, а подтвердить диагнозы удалось лишь у 1800 человек (лаборатории не могли справиться) — остальным установили диагноз на основании клинической картины.

ВЗ Как избежать инфицирования вирусом Эбола, в том числе и медицинским работникам, которые будут контактировать с такими больными?
— В том и кроется вся опасность, что вирус Эбола чрезвычайно контагиозный, у него много путей передачи. Хотя он не передается воздушно-капельным путем, а только при непосредственном контакте с биологическими выделениями организма больных, однако достаточно незначительного контакта, чтобы этот вирус попал на слизистую глаз, носоглотки, поврежденную кожу.

Инфицированные люди являются распространителями заболевания до тех пор, пока вирус циркулирует в их организме, даже после клинического выздоровления (к примеру, в сперме мужчины вирус обнаруживается в течение 7 недель после клинического выздоровления!). Только лабораторные анализы могут подтвердить, что вируса в крови нет, и такой больной может контактировать с другими людьми. Этот вирус настолько заразен, что передается через третьих лиц и даже через больных, которые умерли. Поэтому это важно знать населению.

Для медперсонала — свои предостережения. Достаточно сказать, что условия работы с этим вирусом приравниваются к 4-му, самому высокому, уровню биологической опасности. То есть масочного режима здесь уже явно недостаточно, нужны респираторы, специальные костюмы, современные боксы с полной изоляцией больных и с отрицательным давлением, чтобы предотвратить распространение возбудителя. Наши специалисты знакомы с этими правилами работы. К тому же мы пользуемся рекомендациями экспертов ВОЗ, которые работают в разных регионах.

ВЗ ли в Украине такие условия для работы медиков и лечения больных?
— Инфекционную службу называют армией мирного времени. К сожалению, у нас уже так повелось, что на армию обращают внимание, когда беда на пороге. Впрочем, в Украине еще с советской системы здравоохранения сохранились инфекционные стационары, где можно изолировать больных. У нас есть заведения с мельцеровскими боксами (индивидуальные, с наиболее совершенной защитой). У нас есть госпитальные базы, которые могут работать с особо опасными инфекциями, и специально обученный медперсонал. Если же нужно подтвердить или опровергнуть диагноз болезни Эбола, мы можем обратиться к референт-лабораториям ВОЗ в Лионе и в Гамбурге.

Помимо соблюдения стандартных медико-санитарных норм безопасности, медицинские работники должны избегать контактов с инфицированными кровью и жидкостями или загрязненными окружающими предметами (использованное постельное белье пациента или использованные иглы), а также использовать средства индивидуальной защиты. Очень важно придерживаться особых правил гигиены рук. Это как раз те «простые вещи», которые спасают жизнь.

ВЗ Что должны знать и уметь врачи первичного звена, чтобы не пропустить таких больных?
— Во-первых, врачи первичного звена должны быть знакомы с этой проблемой и рассказывать о ней пациентам. И если они видят, что у больного среди лета появилась высокая температура тела, а еще он был накануне в странах Африки или в транзитной зоне, либо же контактировал с каким-то туристом, врачи должны направить такого больного в стационар. К сожалению, большинство больных «геройствуют» с высокой температурой дома и соглашаются на госпитализацию, когда уже дела совсем плохи — на 3-4-е сутки, а врачи часто «потакают им в этом.

Болезнь Эбола тяжело поддается лечению, и оно может быть только симптоматическим, чтобы помочь организму побороть вирусную инфекцию и не погибнуть от осложнений, поскольку специфических средств лечения этого недуга не существует. Поэтому главное, чтобы такое симптоматическое, патогенетическое лечение началось как можно раньше. Тяжелые больные нуждаются в интенсивной симптоматической терапии. Правда, сейчас появились некоторые ЛС для специфического лечения болезни Эбола, но они еще не прошли клинических исследований. Некоторые больные добровольно соглашаются их принимать. Но говорить о том, что мы нашли панацею от Эбола, пока что рано. К тому же вирус имеет способность к мутациям и их никто не сможет предвидеть — в этом коварство вируса. То есть мы не знаем, как он поведет себя, и какие вызовы он нам подбросит.

В свое время английский биолог, Нобелевский лауреат Питер Медавар сказал, что вирус — это нуклеиновая кислота, завернутая в плохие новости. К сожалению, мы не знаем, какие будут следующие новости от вируса Эбола, наука пока что не проникла в тонкости взаимоотношений микро- и макроорганизмов.

ВЗ Вакцины против вируса также не найдено… Что должно делать наше государство для защиты населения от смертоносной эпидемии?
— То, что делают другие цивилизованные государства: информировать население, врачей, проводить обучение с противоинфекционной безопасности, заниматься мероприятиями противоинфекционного контроля. Страны запада могут похвастаться хорошей системой мониторинга и координацией действий различных служб и ведомств в этом вопросе. К тому же в развитых странах выделяют значительные средства на контроль над инфекционными болезнями.
Лучше иметь хорошо подготовленную армию, которая не будет задействована, чем не иметь ее, когда в этом возникает острая необходимость, — так считают во всем мире. Известный центр по контролю над заболеваемостью в Атланте имеет годовой бюджет в 4 млрд долларов. Эксперты центра могут выезжать в самые отдаленные уголки мира для проведения исследований, в них есть все необходимое для этого — современные мобильные лаборатории, надежные средства защиты. Результаты их исследований помогут защитить от опасности не только граждан отдельной страны, но и все население мира (это, кстати, самая надежная защита — жить в благополучном мире).
Наша страна имеет ограниченные финансовые возможности, поэтому спасти планету у нас не получится, а вот защищать себя, неуклонно следуя рекомендациям ВОЗ, нам нужно учиться.

Беседу вела Светлана ТЕРНОВАЯ, «ВЗ»

Якщо ви знайшли помилку, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Залишити коментар

Введіть текст коментаря
Вкажіть ім'я