Медицина Великобритании: от каждого — по возможности, каждому — по потребности

3206

Стаття українською

В 2014 году агентство Bloomberg опубликовало рейтинг эффективности национальных систем здравоохранения — Великобритания заняла 10-е место среди рассмотренных 50 стран. А согласно последнему рейтингу по обеспечению медицинскими услугами в развитых странах мира ее Национальная служба здравоохранения признана лучшей в мире «медико-санитарной службой». Таким образом Британия доказала: качественная медицина может быть экономной, стоит лишь рационально подойти к распределению бюджета.

Union_flag_1606_(Kings_Colors).svg

Коммунизм по-английски

Медицинская система Британии славится тем, что именно здесь реализованы… социалистические идеи Советского Союза. Система впервые реформирована еще в 1948 году тогдашним премьер-министром Клементом Эттли. Свою модель медицины он назвал Национальной службой здравоохранения и решил, что она будет 100-процентно финансироваться из налогов граждан, а медицинские услуги получат бесплатно все, кто в них нуждается, и в необходимом объеме. При этом не будет учитываться ни материальное состояние граждан, ни сумма, которую они выплачивают в виде налогов. Эттли хотел сделать англичан нацией долгожителей, и теперь можно с уверенностью сказать, что его цель достигнута: в Британии один из самых высоких показателей продолжительности жизни — у мужчин он составляет 79 лет, у женщин — 83.

В период правления Маргарет Тэтчер была провозглашена концепция «внутреннего рынка»: объединение врачей общей практики в группы фондодержателей. Это стало настоящим прорывом в управлении здравоохранением и дало возможность Великобритании тратить на него гораздо меньше средств по сравнению с другими развитыми странами. Правительство Блэра сделало обязательным объединение врачей в группы. Вместо «внутреннего рынка» стали использовать термин «сотрудничество», вместо групп фондодержателей создали группы первичной помощи.

Несмотря на то что с 1948 года служба здравоохранения Великобритании неоднократно реформировалась, суть ее осталась неизменной. Финансирование на 82% осуществляется за счет общих налогов, и большая часть населения пользуется медицинскими услугами абсолютно бесплатно. Остальные 18% покрываются за счет коммерческой деятельности, государственного медицинского страхования и благотворительных взносов. Неизменной осталась и Национальная служба здравоохранения, или NHS (National Health Service). Ее услугами пользуются более 90% граждан. В частные медицинские клиники обращаются за помощью менее 10%. В NHS входят четыре подслужбы: Национальные службы здравоохранения Англии, Уэльса, Шотландии и Служба здравоохранения и социального обеспечения Северной Ирландии.

Все они действуют независимо друг от друга, а ответственность за их работу несет правительство той части страны, где расположена определенная служба. Централизованную систему управления медицинской отраслью возглавляет Министерство здравоохранения и социального обеспечения. Национальная служба здравоохранения Великобритании объединяет все государственные медицинские учреждения, контролирует и оплачивает деятельность многих частных медицинских институтов, которые взяли на себя обязательства соблюдать ее правила. Система здравоохранения и ее учреждения местным органам власти не подчиняются, и влияние последних реализуется только на политическом уровне. С другой стороны, местная власть освобождена от забот о медицинском обслуживании своих жителей.

Особые черты британской медицины

Основной отличительной характеристикой системы здравоохранения Британии является то, что ее бюджет вдвое меньше, чем в других развитых странах: NHS тратит на каждого гражданина 3405 дол. в год, тогда как, например, в США — от 8508 дол. На здравоохранение выделяется 9,8% от НВП. Все средства аккумулируются в центральном бюджете и распределяются сверху вниз по управленческой вертикали. Распределение денег осуществляется на основе дифференцированного норматива «подушного» финансирования, который учитывает отличия территорий, например по половому составу, и ряд других социально-экономических характеристик. Бюджетное финансирование дает возможность сдерживать рост стоимости лечения, вынуждает медиков экономить, снижает вероятность навязывания пациентам ненужных процедур, манипуляций и лекарств. Однако, поскольку источники финансирования здравоохранения замыкаются на государственном бюджете, его размер зависит от других статей государственных расходов и конкурирует с ними. Правительство не имеет возможности расширять фонды охраны здоровья. Дефициты, возникающие в Национальной службе здравоохранения, частично компенсируются частным медицинским страхованием и увеличением сферы платной медицинской помощи.

Но интересен Туманный Альбион не только своим экономическим педантизмом в вопросах медицинского обслуживания. Великобритания — один из немногих примеров того, что успешную систему здравоохранения можно создать без обязательного медицинского страхования. Когда его поэтапно вводили практически по всему свету, эта страна пошла другим — собственным — путем. Предложения перейти на страховой принцип формирования бюджета общественного здравоохранения были отклонены британцами еще в 1991 году. В ходе длительных дискуссий здесь решили: форма привлечения средств не может быть основой реформы. Значительно более важно изменить характер взаимодействия между стороной, которая финансирует, и поставщиками медицинских услуг. Поэтому доступ к большинству из них бесплатный для всех жителей. Кстати, гости страны также могут рассчитывать на бесплатную медицинскую помощь в экстренном случае.

Первичная медицинская служба

Чуть ли не главной идеей экономных англичан стала минимизация обращений к специалистам. Система построена так, что попасть непосредственно, скажем, к отоларингологу даже с выраженными симптомами ангины не удастся. С целью разгрузить узких специалистов была создана должность general practitioner, сокращенно GP. По существу это врач общей практики (наподобие нашего семейного врача). Департамент, где принимают такие специалисты, называется surgery. В зависимости от густонаселенности районов в одном surgery может быть два-три таких врача. Врачи общей практики выстраивают свою деятельность на основе индивидуального контракта с NHS, форма которого едина для всей страны.

Следует отметить, что в большинстве случаев у general practitioner нет никакого специального оборудования — все исследования, обследования и консультации проводятся в госпиталях. Врач общей практики исполняет роль «диспетчера», который определяет, сможет он помочь пациенту самостоятельно или придется направить больного к узкому специалисту. GP — врач многопрофильный. Он обязан консультировать по всем вопросам — от зубной боли до воспаления легких и сердечного приступа. Каждый житель Британии согласно закону закреплен за определенным врачом, попасть к которому можно в течение 24 часов, предварительно позвонив по телефону в приемную. Более того, добиться у GP направления к узкому специалисту сразу же удастся лишь в случае тяжелого течения заболевания. В большинстве случаев врач изо всех сил будет бороться с болезнью самостоятельно — так построена система. Обычная практика для GP — консультация по телефону, чтобы человек, состояние здоровья которого не кажется врачу угрожающим, вообще не приходил на прием. Если все же пациенту удалось получить добро на посещение узкого специалиста, то придется ждать около двух недель письменного подтверждения с датой консультации. По закону дать такую консультацию больному обязаны в течение 18 недель. Конечно, в случае тяжелой патологии его срочно направят в стационар.

Не так давно в Великобритании введена система «бесконтактной физиотерапии», суть которой заключается в том, что больного направляют к физиотерапевту, чтобы он получил не массаж или электростимуляцию, а рекомендации относительно необходимых физических упражнений, правильного дыхания, борьбы с вредными привычками и первоочередных мер в случае, скажем, боли в спине. Отдельно функционирует служба общественного здравоохранения, включающая только средний медицинский персонал (акушерки, патронажные и медицинские сестры, социальные работники). Их задание — профилактическая работа, уход за больными, выполнение медицинских назначений врачей, при необходимости — помощь в неосложненных родах на дому.

Вызов врача домой в Британии — скорее исключение! Если жизни пациента ничего не угрожает, скорая помощь не приедет, и ему нужно самостоятельно идти в accident & emergency (A&E). Там в зависимости от тяжести состояния (а не от занятой очереди) пациент попадет к врачу.

Также, чтобы разгрузить врачей общей практики и скорой помощи, созданы своеобразные медицинские центры — walk in centre, которые работают по принципу «пришел — помогли». Доступен такой медицинский сервис ежедневно, 7 дней в неделю, с 8-ми утра до 8-ми вечера и существует в любом центре любого города по всей стране. Обычно здесь принимает медсестра, которая может выписать рецепт на лекарства, проконсультировать, но занимается она только легкими случаями.

Специализированная помощь

Вторичная медицинская помощь предоставляется в специализированных и многопрофильных клиниках. При реформировании такие медицинские заведения получили определенную самостоятельность — возможность самим искать источники развития, оказывать помощь пациентам из других районов и т. п. Они организационно независимы от местных органов управления системой здравоохранения и непосредственно подчинены Министерству здравоохранения и социального обеспечения, назначающему их руководство. Несмотря на определенную самостоятельность, оплата труда врачебного персонала клиник жестко контролируется государством.

Британской медицинской системе присуще малое количество больничных коек. Например, в Западном Мидленде их около 24 тыс. на 5,2 млн населения. Плановых операций здесь приходится ожидать очень долго — около полугода. Но проводят их бесплатно. Почти половину операций выполняют в однодневных стационарах. Сверхплановые объемы стационарной помощи оплачиваются за каждый случай отдельно, но только на основе текущих расходов на их предоставление, то есть по низким ставкам. Делается это для того, чтобы снизить мотивацию больниц к наращиванию необоснованных случаев госпитализации сверх согласованных объемов.

Требования к качеству и условиям оказания медицинской помощи, система мониторинга и оценки выполнения договорных обязательств, развитый медицинский аудит — все это вынуждает больницы больше думать об удобствах пациентов, сокращении сроков ожидания плановой госпитализации или консультации. Тем госпиталям, которые не выдерживают конкуренции, придется «слиться» с более успешными «соседями».

Система британского здравоохранения до сих пор активно пытается снизить расходы на вторичную помощь. Весомую роль в этом играет сестринский персонал. Медсестры ежедневно посещают стационары и оценивают состояние пациентов и их готовность к переходу на следующий этап. Еще одним интересным элементом британской системы здравоохранения являются клиники, где работают лишь медсестры. Такие заведения обычно рассчитаны не более чем на 50 пациентов. Там оказывают первую медицинскую помощь и проводят простые хирургические операции. Создание подобных клиник стало возможным благодаря специальной образовательной системе подготовки медсестер. Исторически так сложилось, что сначала они овладевают общей медицинской практикой, а потом получают узкую специализацию. По окончании вуза регистрируются в Государственном совете медицинских сестер и акушеров и только после этого у них есть право начать практическую деятельность.

Отлично налажена и британская экстренная медицина: в случае аварий или катастроф по всей территории страны на место трагедии направляют вертолеты скорой помощи, которые доставляют пострадавших в больницы, где весь объем необходимой медицинской помощи оказывают абсолютно бесплатно.

Частный медицинский сектор

Частная медицина в Великобритании — одна из наиболее передовых и самых дорогих в мире. В этой стране около 300 негосударственных госпиталей, каждый из которых получает лицензию в местном подразделении NHS и проходит проверку два раза на год. Здесь нет никаких очередей, а медицинскую помощь оказывают в полном и необходимом объеме. Услуги платных врачей и кабинетов оплачивают либо страховые компании, либо пациенты самостоятельно. В больших компаниях Британии распространена медицинская страховка как дополнительный бонус к зарплате.

Но обойти семейного врача нереально, даже пользуясь частными медицинскими услугами. Именно GP дает направление к частному специалисту. Потом больному нужно обратиться в страховую компанию и узнать, аккредитован ли у них этот врач. «Контролирует» работу частника и процесс реабилитации также врач общей практики. За предоставление пациенту помощи за рамками основных обязанностей врач получает от службы охраны здоровья дополнительные средства.

Медикаментозное обеспечение

Практически все медицинские препараты отпускаются строго по рецептам. GP обязан отчитываться за выписанные рецепты, вести статистику и подводить итоги. Лекарства в аптеках отпускаются бесплатно, но за саму обработку (выписку) рецепта нужно заплатить. Сумма всегда одинакова, независимо от стоимости препарата. Освобождены от этой уплаты инвалиды, лица в возрасте до 16-ти и старше 60 лет, безработные, студенты и больные онкологического профиля. Если на момент обращения в аптеке необходимых лекарств нет, их доставят в ближайшую к жилью больного аптеку в течение трех дней.

Согласно букве Закона

Подать на врача в суд, даже из-за самого малого пустяка — популярное у англичан занятие. Поэтому вся британская медицина носит рекомендательный характер: врач ни на чем никогда не настаивает! Здесь совсем отсутствует элемент обязаловки: никто не может заставить человека проходить диспансеризацию или, например, делать флюорографию. Более того, ни один британский врач не станет убеждать пациента в необходимости дополнительных исследований и анализов, а также не имеет права отказать в приеме, если их результаты не готовы. За это медика могут запросто лишить лицензии.

Работа врачей и госпиталей ежегодно проверяется государством на общенациональном и региональном уровнях. В Британии используется система, которая дает возможность оценить эффективность и безопасность предоставления медицинских услуг, а также учесть отзывы пациентов о врачах и клиниках в целом. Если врач несвоевременно обнаруживает болезнь или проводит неэффективное лечение, он может быть оштрафован, уволен с работы или даже лишен медицинской лицензии. Пациент же в случае нарушения его прав получает существенную компенсацию.

Подготовила Татьяна ПРИХОДЬКО, «ВЗ»

Якщо ви знайшли помилку, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Залишити коментар

Введіть текст коментаря
Вкажіть ім'я