Пенсионная реформа: чего ожидать медикам?

1216

Стаття українською

Медицинская реформа грозит работникам сокращениями штатов, а пенсионная — отдаляет возраст выхода на заслуженный отдых и ограничивает льготы. Как выжить между двух огней?

Пенсійна реформа чого очікувати медикам?

Галина ГОЛЕУСОВАГалина ГОЛЕУСОВА, главный специалист Профсоюза работников здравоохранения Украины
Повысятся ли мизерные пенсии медицинских работников в процессе их осовременивания и изменений, предложенных новой пенсионной реформой?

На заседании Кабинета Министров 17 мая 2017 года были представлены основные положения проекта Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно повышения пенсий», который формирует основы предложенной Правительством пенсионной реформы и, в случае его принятия Парламентом, вносит существенные изменения в действующую систему пенсионного обеспечения граждан Украины.

Профсоюз поддерживает некоторые из представленных положений пенсионной реформы. В частности, это касается осовременивания ранее назначенных пенсий, усиления зависимости размера пенсии от продолжительности страхового стажа и получаемой заработной платы, замены механизма возмещения пенсий на льготных условиях на уплату работодателем повышенного размера единого взноса, отмены принудительного изъятия части (15%) пенсий у работающих пенсионеров, освобождение Пенсионного фонда от несвойственных ему выплат.

Однако у Профсоюза имеется много замечаний и предостережений к предложенным изменениям.

Особое возмущение вызвало предложение отменить с 1 января 2018 года право на назначение пенсии за выслугу лет (среди других категорий работников такое право сегодня имеют и медики). Сразу замечу, что этот вид пенсии является своеобразной компенсацией за работу в особо вредных и тяжелых условиях и профессиональную деятельность с риском преждевременного профессионального старения, психологической и эмоциональной перегрузки, которая накапливается за многие годы. То есть это особая форма материального обеспечения тех профессиональных категорий, которые не могут долго работать по своей специальности из-за значительной нагрузки на здоровье, поскольку это может привести к снижению или даже потере трудоспособности.

Профсоюз считает, что отмена права на назначение пенсии за выслугу лет для работников здравоохранения непременно должна сопровождаться внедрением системы компенсации их материальных потерь вследствие вынужденного перехода на другую работу или полного прекращения трудовой деятельности.

Также инициаторы новой реформы предлагают изменить механизм возмещения предприятиями потерь Пенсионного фонда Украины для выплаты пенсий на льготных условиях (назначенных по Спискам №1 и 2). Согласно действующему законодательству последние назначаются и выплачиваются органами Пенсионного фонда Украины, а затем возмещаются предприятиями.

Такой механизм не учитывает реального финансового состояния предприятий и организаций, которые часто не могут в полном объеме возмещать расходы Пенсионного фонда в связи с отсутствием необходимых средств. Поэтому Правительство предложило предприятиям вместо упомянутого возмещения платить повышенный ЕСВ за своих работников, занятых на вредных производствах. То есть предприятия будут платить за всех работников 22%, плюс 15% — за работников, занятых на работах, предусмотренных Списком №1, и 7% — по Списку №2. С 2019 года вообще предлагается ввести профессиональную пенсионную систему для работников, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, то есть предприятия будут платить в накопительный фонд 15% — за работников, занятых на работах, предусмотренных Списком №1, и 7% — по Списку №2.

Профсоюз считает, что указанные размеры ЕСВ обеспечат пенсии, значительно более низкие по размеру, чем те, что имели бы место в случае их назначения в солидарной системе с действующими законодательными нормами. В большинстве случаев это составит меньше минимальной пенсии.

Поэтому профсоюзы обратились к Президенту Украины с просьбой взять под личный контроль состояние подготовки и прохождения в Верховной Раде Украины законопроекта о пенсионной реформе. Также мы обратились к парламентским фракциям и группам, каждому из народных депутатов с призывом не принимать к рассмотрению и не голосовать за законопроекты, которыми ограничиваются пенсионные права граждан Украины и которые не прошли общественного обсуждения.

Кто имеет право на назначение денежной помощи в размере десяти месячных пенсий, не подлежащей налогообложению?

В п. 71 Заключительных положений Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном обеспечении» указано, что право на такую помощь имеют лица, которые на день достижения пенсионного возраста, предусмотренного ст. 26 этого Закона, работали в заведениях и учреждениях государственной или коммунальной формы собственности на должностях, работа на которых дает право на назначение пенсии за выслугу лет в соответствии с пунктами «е»-«ж» ст. 55 Закона Украины «О пенсионном обеспечении», и имеют страховой стаж (для мужчин — 35 лет, для женщин — 30 лет) на таких должностях, а также если они до этого не получали какой-либо пенсии.

При определении размера такой помощи учитывается месячный размер пенсии, исчисленный согласно ст. 27 и 28 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» на день ее назначения.

Выплата денежной помощи осуществляется органами Пенсионного фонда Украины единовременно, за счет средств Государственного бюджета Украины, одновременно с первой выплатой пенсии.

Порядок исчисления страхового стажа, дающего право на назначение денежной помощи, и ее выплаты утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины от 23.11.2011 г. №1191.

Если на момент достижения пенсионного возраста работник не получил необходимого страхового стажа на должностях, дающих право на назначение пенсии за выслугу лет, а в день обращения страховой стаж составляет 30 лет для женщин или 35 лет для мужчин, лицо имеет право на получение денежной помощи при назначении пенсии по возрасту.

Факт дальнейшей работы не влияет на выплату указанной денежной помощи.

Засчитывается ли в стаж, дающий право на денежную помощь в размере десяти месячных пенсий, период пребывания в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста во время обучения в клинической ординатуре?

Отпуск по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста засчитывается в общий непрерывный стаж работы и стаж работы по специальности. Однако если уход за ребенком осуществлялся во время учебы в клинической ординатуре, указанный период не засчитывается в стаж, дающий право на упомянутую денежную помощь. В то же время замечу, что период работы в должности врача-интерна в учреждениях здравоохранения к такому стажу засчитывается, поскольку она предусмотрена Перечнем врачебных должностей в учреждениях здравоохранения, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Украины от 28.10.2002 г. №385 и зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 17.11.2002 г. под №892/7130.

Чаще всего под сокращение штатов попадают работники предпенсионного возраста, которым гораздо труднее найти работу. Как защитить свои права?

Напомню, что в ст. 42 Кодекса законов о труде приведен перечень категорий работников, которым предоставляется преимущественное право быть оставленным на работе после сокращения численности или штата работников в связи с изменениями в организации производства и труда. В частности, при равных условиях производительности труда и квалификации предпочтение отдается:

  • семейным работникам — при наличии двух и более иждивенцев;
  • лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком;
  • работникам с длительным непрерывным стажем работы на данном предприятии, в учреждении, организации;
  • лицам, обучающимся в высших и средних специальных учебных заведениях без отрыва от производства;
  • участникам боевых действий, инвалидам войны и лицам, на которых распространяется действие Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты»;
  • авторам изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и рационализаторских предложений;
  • работникам, получившим на этом предприятии, в учреждении, организации трудовые увечья или заболевшим профессиональным заболеванием;
  • лицам из числа депортированных из Украины в течение пяти лет со времени возвращения на постоянное место жительства в Украине;
  • работникам из числа бывших военнослужащих срочной службы, военной службы по призыву во время мобилизации, на особый период, военной службы по призыву лиц офицерского состава и лиц, проходивших альтернативную (невоенную) службу, — в течение двух лет со дня увольнения их со службы.

Действительно, при сокращении рабочих мест работодатели очень часто увольняют работников предпенсионного возраста, считая их менее продуктивными (хотя это ошибочный стереотип). Поэтому в защиту этой категории работников Верховная Рада Украины приняла Закон Украины №2005-VІІІ «О внесении изменения в статью 42 Кодекса законов о труде Украины относительно защиты трудовых прав работников». Он вступил в силу 30 апреля 2017 года и предоставляет лицам предпенсионного возраста преимущественное право на сохранение рабочего места в случае сокращения штата. Закон предусматривает, что при равных условиях производительности труда и квалификации такие преимущества предоставляются работникам, которым до наступления пенсионного возраста осталось менее трех лет.

Следовательно, такие работники наконец получили дополнительные гарантии защиты своих трудовых прав и могут воспользоваться ими.

Якщо ви знайшли помилку, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Залишити коментар

Введіть текст коментаря
Вкажіть ім'я