Реформирование отечественной системы здравоохранения все больше напоминает землетрясение, которое вызывает тектонические сдвиги на всех ее уровнях. Кто и как позаботится о новорожденных и пациентах педиатрической службы?
По моему мнению, закрытие роддомов, которые проводят ограниченное количество родов, — оправданный шаг. И не только потому, что это поможет сэкономить средства. Роды целесообразнее принимать в тех учреждениях, где есть квалифицированные специалисты и соответствующее оборудование. А какая квалификация медперсонала там, где проходят 100 родов на год? Поэтому надеюсь, что упомянутая инициатива поспособствует уменьшению показателей материнской и младенческой смертности в Украине.
Наше заведение, уже десятки лет выполняющее функции перинатального центра самого высшего уровня, имеет такое оборудование, правда, приобретено оно за средства благотворителей. Кстати, в этом учреждении создается государственный специализированный реабилитационный центр катамнестического наблюдения глубоко недоношенных детей (со дня рождения до 3 лет), ведь у 80% таких пациентов после рождения возникают осложнения со стороны центральной нервной системы, прежде всего церебральные параличи, а также нарушения функций зрения, слуха и тому подобное. Кроме реабилитационных мероприятий (массаж, плавание, работа с психологом, логопедом и прочее), в центре будут проводить ранние хирургические вмешательства. Это новое для Украины дело, потому в течение последних двух лет специалисты нашего института тесно сотрудничают с немецкими коллегами, у которых имеется огромный опыт в упомянутом направлении.
Организация такого вида наблюдения решит много и медицинских, и социальных проблем. Однако для создания государственной системы катамнестического наблюдения и услуг раннего вмешательства нужно разработать соответствующую нормативно-правовую базу, также необходимо сформировать единый компьютеризированный Национальный реестр новорожденных с перинатальной патологией, недоношенных и детей с экстремально низкой массой тела.
Развитие перинатальных центров в Украине дало первые весомые результаты. Прошла регионализация перинатальной помощи с определением маршрута беременных, рожениц и новорожденных, введены стратегии перинатального риска, появилась возможность широкого внедрения технологии безопасного материнства, обеспечения условий партнерских родов, привлечения беременных к принятию всех медицинских решений относительно здоровья их и их детей. Существенно увеличилась доля физиологических родов, постепенно снижаются показатели перинатальной смертности и заболеваемости.
Бесспорно, эффективность работы перинатальных центров зависит от многих факторов, прежде всего достаточного объема финансирования (средства нужно вкладывать в интенсивную терапию новорожденных, техническое обслуживание высокостоимостного оборудования, новые технологии современного медикаментозного обеспечения), а также от их укомплектованности высококвалифицированными кадрами. На протяжении последних 10 лет наблюдается недоукомплектованность учреждений детскими анестезиологами. Кроме того, многие такие специалисты не имеют сертификата по неонатологии. Да и можно ли решить проблему при нынешних условиях оплаты труда упомянутых специалистов в Украине?
К сожалению, в нашем государстве перинатология не признана отдельной специальностью, хотя в мире существует профессия врача-перинатолога. Такой специалист решает акушерские и неонатальные проблемы (здоровье беременной, роженицы, родильницы и новорожденного ребенка до 26 дня жизни). Без перинатальной медицины невозможно уменьшить показатели материнской и младенческой смертности. В тех странах, где эта отрасль развита, они значительно ниже. В Украине 40% младенческих потерь предопределены именно перинатальными факторами.
Важной составляющей организации современной перинатальной службы является развитая система медицины плода, которая предусматривает мониторинг состояния его развития, профилактику врожденных аномалий, их своевременную диагностику и определение путей медицинской помощи в каждом конкретном случае. Чтобы улучшить деятельность этой службы, необходимо усовершенствовать пренатальные скрининговые программы, стандартизировать диагностические индексы врожденной патологии плода по международным критериям и тому подобное.
В Украине разработана система комплексного этапного наблюдения беременных с экстрагенитальной патологией по принципам европейской перинатальной медицины. В настоящее время мы имеем возможность обеспечить нормальное протекание беременности и роды без осложнений у женщин с экстрагенитальными заболеваниями (сердечно-сосудистыми, сахарным диабетом, тяжелыми болезнями печени, почек), являющимися самыми частыми причинами материнской смертности. Например, если у беременной, которая находится на учете в нашем учреждении, тяжелая сердечно-сосудистая патология, мы договариваемся с Национальным институтом сердечно-сосудистой хирургии им. Н. М. Амосова НАМН Украины, чтобы роды у нее принимали одновременно две бригады врачей: акушеров-гинекологов и кардиохирургов (за последние 2 года наши мультидисциплинарные команды провели около 100 таких родов).
Но для достижения хороших результатов нужно, чтобы эти пациентки находились под наблюдением специалистов, как говорится, с первого дня беременности и на протяжении всех 9 месяцев. Более того, им нужно проводить прегравидарную подготовку. Внедрение разработок по профилактике невынашивания беременности в Украине повысило эффективность такой подготовки. Благодаря этому удалось снизить перинатальную смертность с 30% до 3,4%, а у женщин с сахарным диабетом — в восемь раз. На протяжении последних пяти лет достигнуты нулевые материнские и перинатальные потери при высокой легочной гипертензии.
В то же время некоторые важные вопросы перинатальной медицины остаются нерешенными. К сожалению, в Украине мало перинатальных центров вторичного уровня — их наполовину меньше, чем подобных заведений третичного уровня (хотя должно быть наоборот). Такие учреждения созданы на базе бывших роддомов в тех областных центрах, где не было финансовой возможности сформировать центры ІІІ уровня. Сейчас они выполняют роль своеобразных «фильтров»: наблюдают беременных и в случае необходимости направляют их на третичный уровень. К сожалению, сегодня государство не в состоянии полноценно финансировать создание перинатальных центров вторичного уровня, потому процесс вообще затормозился. Пока что остается надеяться лишь на спонсорскую помощь, а также на участие в международных проектах. Когда экономическая ситуация в Украине улучшится, можно будет говорить о дальнейшем развитии перинатальной службы.
Во-первых, надо создать центры третичного уровня во всех без исключения областях. Во-вторых, наполнить их новым, современным оборудованием (медицинские технологии непрерывно развиваются, и мы не должны отставать ни на шаг). Также нужен высокий уровень медикаментозного обеспечения таких заведений. Скажем, для выхаживания глубоко недоношенных новорожденных необходимы легочные сурфактанты, с закупками которых в настоящее время возникают проблемы. Должно быть и дофинансирование мероприятий по перинатальной помощи на местном уровне. Следует расширять и полномочия первичного звена в сфере безопасного материнства.
Еще одна проблема на местах — кадры. Ранее акушеров-гинекологов было достаточно. Сегодня ситуация несколько изменилась: в некоторых областях возник дефицит таких специалистов, ведь многие из них выезжают на заработки за границу. И это продолжится и в дальнейшем, если государство не будет поощрять врачей надлежащей оплатой труда и условиями работы, благодаря которым они смогут эффективно выполнять свои функции. В то же время нужно заботиться о качестве кадров, в частности совершенствовать знания медработников по вопросам неотложных состояний в акушерстве и гинекологии, создавать сеть тренинговых центров в системе непрерывного последипломного образования (в том числе и для среднего медицинского персонала).
К сожалению, в Украине на протяжении длительного времени уничтожался престиж профессии педиатра. Если что-то случалось, система, как правило, прежде всего обвиняла участкового врача. Хотя на самом деле участковые педиатры могут решать 90% всех вопросов, связанных со здоровьем ребенка (именно в амбулаторных условиях), то есть заниматься хроническими больными, непосредственно оказывая помощь и не обращаясь ко вторичному звену. Однако сегодня врачи, которым платят мало, а спрашивают с них за все, перестраховываются, поэтому частота госпитализаций при первичных обращениях к участковому педиатру достаточно высокая. Потому основное задание реформ в педиатрии — вернуть доверие к первичному звену, мотивировать врачей работать с большей отдачей и брать на себя ответственность за четко определенные критерии. Пациентов также нужно стимулировать обращаться к своему участковому врачу, который лучше всего знает их ребенка.
Относительно детских поликлиник, их судьбу должны определять местные общины в лице отделов здравоохранения. За рубежом не считают целесообразным содержать многоэтажные здания, отапливать огромные пустые коридоры и кабинеты. И нам следовало бы избавиться от таких «дворцов» и организовать небольшие амбулатории. В состоятельной Германии делают именно так, создавая небольшие мультидисциплинарные заведения первичного уровня — дважды в неделю сюда приезжают разные специалисты из лечебных учреждений вторичного и третичного уровней, чтобы проконсультировать особенных детей (при этом участковый педиатр решает 80-90% проблем своих пациентов).
К сожалению, наша система диспансеризации обусловила дефицит высококвалифицированных врачей первичного уровня и излишек малоквалифицированных медиков вторичного-третичного уровней. Поэтому, чтобы установить правильный диагноз (особенно когда у больного несколько сопутствующих патологий), приходится направлять ребенка на обследование в областную больницу. Отсюда следующее задание реформ — повысить квалификацию семейных врачей и педиатров.
Бесспорно, нужно позаботиться и об адекватной нагрузке специалистов. В странах Европы существуют минимальные (чтобы специалист не терял квалификации) и максимальные (чтобы он не был перегружен) нагрузки для врачей, но все они условны, поскольку там много работы ложится на плечи медсестер, особенно на вторичном и третичном уровнях, где применяют интенсивную терапию. Врач же оперирует, лечит, думает, — это «небожитель». Например, в штатном расписании реанимационного отделения перинатального центра детской больницы в Миннеаполисе на 44 койки — 12 врачей и 235 медсестер! Это никоим образом нельзя сравнить с отечественными реалиями.
Значительным шагом вперед станет изменение финансирования учреждений здравоохранения, в частности ввод системы оплаты за оказанную услугу. В странах Европы за услуги педиатров платит государство и страховые агентства, а не родители. Средства в заведение приходят не за койко-места, а в соответствии с разработанными тарифами на установленный срок лечения конкретной нозологии. Например, неосложненную пневмонию там лечат амбулаторно, осложненную — стационарно, но за 7 дней. Если больница укладывается в этот срок, она получает всю сумму средств (сюда входит зарплата персонала, амортизация оборудования, стоимость лекарств и тому подобное), если нет, то дальнейшее лечение пациента происходит за счет заведения. Поэтому там оборот койко-места почти втрое выше, чем у нас, вдвое выше оперативная активность, не говоря уже об эффективности лечения. Да и первичное звено работает не на заполнение стационара, а на экономию ресурсов вторичного и третичного уровней, поскольку извлекает от этого собственную экономическую выгоду. Например, 95% случаев пиелонефрита на Западе лечат амбулаторно.
По-видимому, это прозвучит жестоко, но в медицине также все должен решать рынок. Скажем, между роддомами должна быть жесткая конкуренция: чтобы к ним шли пациенты, нужно повышать сервис, качество услуг, ориентироваться на самостоятельные естественные роды, снижение частоты кесаревых сечений, а не выбирать то, что банально больше стоит. Как контрпример: один из лидеров среди роддомов Харькова ежегодно выполняет 24% кесаревых сечений. Заметьте, это не перинатальный центр третичного уровня, где принимают патологические роды (во всем мире в такие центры попадают пациентки с осложнениями, тяжелыми и преждевременными родами), а обычный роддом вторичного уровня, где мировой показатель кесаревых сечений не превышает 10-15%. А если проанализировать статистику применения в роддомах приема Кристеллера, эпизиотомий, сразу станет понятно, что у нас вопрос выгоды вытеснил критерий качества акушерских услуг. И государство способствует этому, установив мизерные зарплаты специалистам, имеющим квалификацию не ниже, чем у европейских коллег, и выделяя мизерные субвенции медицинским учреждениям.
В конечном итоге наша система женских консультаций с жестким контролем и кучей анализов (такое их количество никто в мире не назначает) никак не влияет на качество службы родовспоможения. Семейный врач будет отвечать за наблюдение здоровых беременных так же, как и гинеколог женской консультации, функции которого сегодня сводятся к тому, чтобы выслушать жалобы пациентки, измерить пульс, давление, размер живота и сопоставить его с развитием плода, а также направить на анализы крови и мочи. Неужели с этим не справится семейный врач?
За рубежом я посещал заведения разных уровней с разными вариантами организации. Некоторые детские госпитали существуют отдельно и стали своеобразными мировыми брендами, где-то детские отделения входят в структуру общих госпиталей. Или же при роддоме может быть отделение выхаживания младенцев, не требующих искусственной вентиляции легких. В некоторых больницах неотложной помощи также существуют детские отделения. Однако все они отличаются от наших учреждений тем, что сразу после поступления больного ребенка в приемное отделение и предоставления ему койко-места немедленно начинается процесс обследования (за несколько часов успевают сделать полный спектр анализов, установить диагноз и стабилизировать состояние), и в течение суток 70% детей уже выписывают домой с рекомендациями и назначениями, которые будут выполнять медики первичного уровня.
Такое возможно благодаря наличию в каждой больнице вторичного или третичного уровней двух томографов, не говоря уже о другом диагностическом и лабораторном оборудовании. А что у нас? Еще до начала обследования ребенка начинают лечить, часто — агрессивно. Даже в областных больницах, если ребенок попал в стационар в пятницу вечером, анализы сделают лишь в понедельник. В некоторых случаях анализы из райцентра посылают в область, поэтому диагноз может быть установлен по меньшей мере через несколько дней, а то и недель. О какой эффективности заведений вторичного уровня, да еще и в отдаленном райцентре, можно говорить при таких условиях? Поэтому, если мы обеспечим детские больницы необходимым спектром современного оборудования, позаимствуем позитивный опыт западных государств, постоянно будем учить медиков и достойно оплачивать их труд, тогда и реформу можно будет считать состоявшейся.
Поэтому мы рискуем вообще остаться без семейных врачей, по крайней мере, 50% их точно «самосократятся», особенно на селе, где участки останутся и без педиатров, и без семейных врачей. Пора наконец признать: произошла ошибка, и ее нужно исправить, потому что без педиатров на первичке не обойтись. По меньшей мере, на 2-3 семейные амбулатории должен быть хотя бы один педиатр-консультант, а откуда его взять — пусть теперь думают наверху, где родилась идея разрушения педиатрической службы. Признаем, в настоящее время это очень сложный вопрос, и его трудно решить (предупреждали ведь: ломать легче, чем строить).
Сегодня мы все наблюдаем за новой волной реформирования уже вторичного уровня предоставления медицинской помощи. Создаются госпитальные округа, следовательно, будут перепрофилированы районные больницы. Встает вопрос: подходит ли такая система оказания медицинской помощи детям, особенно младшего возраста? Если для взрослого больного транспортировка в учреждение интенсивного лечения в течение часа может и не быть критической, то для маленького ребенка (например, с судорогами) это может обернуться непредсказуемыми последствиями. Мы будем просто терять детей. Поэтому я убеждена: педиатрические отделения должны остаться в структуре «оптимизированных» больниц вторичного уровня.
Но это должно произойти не формально, для отчета. Потому что уже нынче они выглядят, как после урагана. Вследствие предыдущих реформ детские отделения сократили. Например, в нашей больнице было 30 детских коек, которые обслуживали 2 врача-педиатра. В настоящий момент осталось 20 коек и один-единственный врач, который и детей лечит, и выполняет функции заведующего отделением (хотя в штате такой должности уже нет). И это несмотря на то, что, согласно нормативам, на 10 тыс. детского населения (столько детей и в нашем районе) предусмотрено 26 коек. В инфекционном отделении на 6 детских коек также работает один детский врач-инфекционист (на 0,5 ставки). Еще есть педиатр-консультант на вторичном уровне и в первичном звене.
Вот и все спасатели наших деток (до реформы в районе работали 12 педиатров). Когда больных малышей привозят в больницу ночью, дежурный врач не всегда может точно разобраться в детской патологии, поэтому иногда нам приходится по несколько раз на ночь вызывать педиатров, а наутро им опять на работу, потому что некем заменить. Несмотря на то, что нагрузка на наших врачей существенно увеличилась, они получают мизерные доплаты (в том числе и за дежурство на дому).
Хорошо, что у нас еще работают опытные относительно молодые педиатры. Поэтому как-то выдерживают такую нагрузку, работая практически на энтузиазме. Молодежь на такие условия точно не согласится — с кем останутся больные дети? Если в соответствии с новыми реформами сократят еще и тех врачей-педиатров, которые остались в районе, произойдет катастрофа. Да и отмена 33-го Приказа теперь полностью развязывает руки реформаторам для принятия таких решений. Они определили нормы нагрузки для семейного врача (по количеству пациентов, которых он должен обслуживать), а для педиатров, которых все время сокращают, выходит другая арифметика: сколько детей родилось, столько и наши? Я уже не говорю о том, что ни в одной из развитых стран нет такого, чтобы на одного педиатра в стационаре приходилось 20 больных (в среднем 5-6 пациентов). Если же в нашей больнице таки останется детское отделение (а мы на это надеемся), к нам будут госпитализировать и детей из других районов.
Вообще медикам трудно понять, в чем же польза реформ, которые, кроме постоянных сокращений сети учреждений и штатов, еще ничего не дали. Но, похоже, разрушительный процесс не останавливается. Лучше бы подумали о том, как обеспечить больницы оборудованием, медикаментами, чтобы мы имели возможность полноценно обследовать больных, оказать им своевременную и качественную помощь. Сегодня на лекарства на койко-день «приходится» 7,5 грн. Что с ними делать? А если госпитализируют тяжелобольного в бесчувственном состоянии, то за сутки его пребывания в реанимации больница тратит все свои запасы для оказания неотложной помощи. А как спасать следующего такого же пациента? Если бы подобные вопросы решали на самом высшем уровне, тогда это можно было бы назвать настоящими реформами. И общество их будет приветствовать, и медики воспримут, и не будет никакого «сопротивления», с которым так пытаются бороться.
Например, в свое время в Виннице создали чудесный перинатальный центр. Там работают высококвалифицированные специалисты, их обеспечили современным оборудованием, поэтому и результаты соответствующие. В случае необходимости неонатологи центра выезжают в районы. Для этого есть все, что требуется, в частности должным образом оборудован реанимобиль, в котором тяжелобольных деток перевозят в учреждение. Если же это противопоказано — расписывают лечение, которое мы проводим на месте, а специалисты центра время от времени приезжают, чтобы осмотреть такого ребенка (иногда 2-3 раза в день!) и откорректировать свои назначения. Мы очень довольны такой мобильной помощью и вообще работой центра, где спасают многих детей, которые раньше просто погибли бы. Именно такие начинания можно назвать детским здравоохранением: когда дают, а не забирают, когда улучшают, а не пытаются сэкономить на самом дорогом.