Хотим мы того или нет, но каждый день на своем рабочем месте мы играем разные роли.
В данной главе будет много противоречивых мыслей, но ведь это хорошо! Если у двух людей постоянно одно и то же мнение, это означает, что один из них лишний.
Нужны ли тренинги для врачей на тему коммуникации с пациентами? На наш взгляд, такие знания очень актуальны и полезны в работе практикующего врача. Однако сегодня тренинговые программы в Украине являются скорее редкостью, чем привычной практикой по двум причинам. Во-первых, еще не пришло время – мы всегда отставали от Европы и Америки. Во-вторых, наши врачи очень образованны и эрудированны, поэтому если за такую образовательную программу берется тренер с психологическим образованием, как правило, получается не очень качественно. Часто психологи до конца не осознают всю глубину специфики работы практикующего врача. Это напоминает мне один анекдот.
Однажды к пастуху овец прилетел на вертолете бизнес-тренер и предложил свои услуги.
Пастух сказал:
– Ты мне не нужен, да и расплачиваться мне нечем.
Тренер возразил:
– Как не нужен? Я научу тебя, как правильно пасти овец. После тренинга ты не потеряешь ни одной овцы, твоя прибыль быстро возрастет. А по поводу оплаты не волнуйся, я возьму одну из твоих овец!
В целом, тренинг на тему «Психотипы овец» получился очень увлекательным.
Прощаясь, пастух сказал:
– Огромное спасибо, твой тренинг был очень полезным. Я узнал, что, если в моем стаде появилась овца-лидер, мне нужно подавить ее волю, пристально глядя ей в глаза; если завелась овца-деструктор, я должен натравить на нее своих псов, чтобы все стадо на это смотрело. Непонятно только одно – зачем ты в качестве оплаты забрал мою белую мохнатую собаку?
Целью этой главы является не описание какой-то новой квантово-волновой теории сердечно-сосудистых катастроф, равно как и не приведение официальных инструкций по отделению агнцев от козлищ. Цель данной главы – предложение задуматься о важности коммуникации между врачом и пациентом, о том, что это нам дает и как этим пользоваться.
Как отличается наше отношение к собственной работе?
80% людей работают тем лучше, чем больше им платят (или в случае медицины – чем больше они зарабатывают); 10% – трудоголики, то есть люди, которые живут для того, чтобы работать; 10% – творцы, работающие для того, чтобы творить (научные сотрудники, которые действительно что-то делают по научной линии).
Какие роли врача сегодня являются негативными? Это роль царя, слуги и подсудимого.
РОЛЬ ЦАРЯ
Судите сами: вы можете подсказать что-то пациенту, а можете и не подсказать; можете пристыдить: «Поздно, милый, пить «Боржоми», когда печень отвалилась», «Я что вам, справочное бюро? Идите к своему семейному врачу и выясните, почему он назначает такую дрянь!»
– Какой дурак вас оперировал?
– Вы, профессор!
Можно перечислять все вредные привычки пациента, которые привели его на больничную койку, но следует помнить, что все мы не безгрешны. Вы находитесь на своей территории, вам привычны стены ЛПУ, а пациент, как правило, чувствует себя не очень комфортно. Поэтому роль царя является негативной. Вы должны работать с пациентом на равных, относиться к нему с уважением – так легче добиться взаимопонимания.
РОЛЬ СЛУГИ
Часто пациенты отводят врачу роль слуги. Существует категория пациентов типа «пальцы веером», которые считают, что их состояние здоровья – самое важное и самое срочное, что есть у врача на текущий момент времени. Нередко пациенты пытаются «качать права», вмешиваясь в лечебно-диагностический процесс:
– Ой, у меня что-то кольнуло в груди, ну-ка, снимите мне срочно кардиограмму!
– Вам сегодня уже делали кардиограмму, я же вам объяснил, что это боли из-за остеохондроза позвоночника!
– Нет, вы снимите сейчас. Я чувствую, что это сердце. Я же лучше знаю свой организм!
Не стоит поддаваться давлению пациента: вы хозяин на своем рабочем месте.
РОЛЬ ПОДСУДИМОГО
Нередко пациенты пытаются выступить в роли судей: «На мою пенсию прожить невозможно, а вы назначили столько дорогих лекарств!» Очень часто пациенты оценивают врача и подвергают сомнению его профессиональный уровень: «А вот тот врач мне правильно говорил, что у меня ревматизм, а вы мне говорите, что у меня какой-то артроз».
«Вы наживаетесь на чужом горе!» – достаточно популярная фраза пациентов, которые выступают в роли судей, а вам пытаются отвести роль подсудимого. Ни в коем случае не стоит брать вину на себя – вы не можете быть в ответе за все.
Все эти негативные роли нужно знать и стараться их избегать.
Рассмотрим позитивные роли: роль личности, представителя, посредника и эксперта.
РОЛЬ ЛИЧНОСТИ
Врач – это Личность с большой буквы. Издавна врачи пользовались уважением в обществе. Сегодня большое количество врачей в Украине уходит из медицины работать в другие отрасли: фармацевтику, сферу медицинских исследований, торговли медицинским оборудованием и т.д. Хотя аналитики прогнозируют, что такая тенденция вскоре прекратится по нескольким причинам. Если в 1990 г. средняя заработная плата врача составляла 15 долларов, а зарплата медицинского представителя – 300 долларов, то есть соотношение доходов было 1:20, то в 2008 г. средняя официальная зарплата врача – 170 долларов, а медицинского представителя – 675 долларов, соотношение 1:4. Заработная плата врачей в некоторых частных центрах сегодня колеблется от 500 до 1400 долларов. Заработная плата «новичка» в компаниях, проводящих клинические исследования, в среднем составляет 900 долларов.
Как бы там ни было, если врач остается врачом, занимаясь непосредственно лечением пациентов, то делает он это точно не из-за денег, а по призванию. Это выбор настоящей личности.
РОЛЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ
Часто врач воспринимается через призму того ЛПУ, в котором он трудится. Если врач работает в авторитетном ЛПУ, это повышает его авторитет. Но нередко именно личность врача повышает авторитет всего ЛПУ.
Интересная история произошла в Донецке, если верить рассказам местного населения. В этом городе есть больница, которую все называют больницей Вишневского. Оказывается, один врач по фамилии Вишневский каждый день ездил на работу на троллейбусе и давал условно рубль кондуктору, который делал объявление: «Следующая остановка – больница Вишневского». За год местное население привыкло, и все стали называть эту больницу «больница Вишневского». Вот вам пример врача – представителя своей больницы. Нередко имидж больницы накладывает определенный отпечаток на поведение врачей. Лучше быть Ильей из Мурома, чем Алешей…
РОЛЬ ПОСРЕДНИКА
Часто врач играет эту роль, являясь посредником между пациентом и аптекой, между призывником и армией и т.д. Терапевт может быть посредником между пациентом и хирургом, семейный врач может представлять интересы пациента перед узкими специалистами, кардиореаниматолог может вести пациента с острым инфарктом миокарда либо самостоятельно (тромболизис), либо предложить хирургам отделения рентгеноваскулярной хирургии.
Таким образом, в своей практической деятельности врач часто выполняет посреднические функции, которые очень важны.
РОЛЬ ЭКСПЕРТА
Эта функция наиболее привычна врачам. Причем к ним, как к экспертам, обращаются не только на рабочем месте. Часто это происходит на вечеринках, в отпуске и т.д. Стоит только неосторожно упомянуть, что ты врач, как тут же следует череда вопросов, ведь все, что люди делают в жизни, так или иначе касается их здоровья.
Из чего же складывается ваша репутация и репутация клиники, в которой вы работаете?
В настоящее время ценится не только высокое, но и стабильное качество медицинского сервиса. 80% успеха в лечении зависит от желания врача и пациента справиться с заболеванием. Это можно назвать мотивацией к выздоровлению. Если врач старается вылечить пациента, а пациент искренне верит в выздоровление, как правило, процесс терапии проходит успешнее. Считается, что работать с новым пациентом в 6 раз труднее, чем с пациентом, которого знаешь давно. Очень важным является закон 1:67 — если вы плохо обходитесь с пациентом, об этом узнают ровно 67 человек, а если пациента все устраивает, об этом он расскажет только троим. Говорят, плохие вести не лежат на месте. Пациенты становятся все более и более юридически грамотными; все чаще в прессе появляются публикации, обвиняющие врачей в ошибках, халатности и т.д. Это говорит о том, что практикующему врачу нужно быть очень осторожным и дальновидным.
Стоит ли брать деньги с пациентов? Я полагаю, что если пациент искренне благодарит врача, то не стоит ему отказывать. Почему? Если человек заплатил за ваши рекомендации деньги, он будет лучше соблюдать режим терапии. Это правило действительно работает везде. Например, если человек покупает книгу, как правило, он старается ее прочитать. Я с этим часто сталкиваюсь на тренингах: если слушатели заплатили деньги, они участвуют и вникают; если тренинг проводится бесплатно, появляется много зевак. Человек, который заплатил деньги за спортзал, купив абонемент, старается не пропускать тренировок.
Если вы отказываетесь принимать благодарность у пациента, то можете лишить его шанса придерживаться ваших рекомендаций. Другое дело, что нельзя обращаться с пациентом по принципу «сколько заплатили, столько и отрезал».
Основная задача коммуникативных навыков врача – это приобретение и удержание пациентов. Задумайтесь, нужны ли вам пациенты? Ведь если нет пациентов – нет врачевания; нет врачевания – нет работы; таким образом, нет коммуникации – нет пациентов. Все, порочный круг замкнулся.
Какой пациент имеет больше шансов на выздоровление?
Ответить на этот вопрос поможет правило «Три П»:
1) Потребность выздоровления. Не каждый пациент по-настоящему хочет выздороветь. Попробуйте заставить алкоголика начать лечение, если он этого не хочет. В одной передаче я услышал интересную реплику. Общественность обсуждала проблему алкоголизма, и когда у человека с алкогольной зависимостью спросили: «А вы не пробовали лечиться?», – он ответил: «А зачем? Если мне, например, нравится секс, то почему я должен от этого лечиться?»
Мы пьем и разрушаем этим печень,
Кричат нам доктора в глухие уши.
Но печень Урсохолом мы подлечим,
А трезвость иссушает наши души.
2) Платежеспособность. Совсем необязательно (хотя и желательно) деньгами, платить можно временем, усилиями и т.д.
3) Полномочия принимать решение. Каждый человек должен решить для себя: соблюдать режим или нет, лечиться или нет, быть слабым и немощным или сильным и здоровым.
Выражение «за деньги здоровье не купишь» справедливо не всегда. Достаточно часто бывают ситуации, когда именно деньги спасают здоровье, позволяют его сохранить, своевременно выполнить операцию и т.д. Другое дело, что только лишь денег часто бывает недостаточно, нужны еще усилия и время, ведь сохранением здоровья нужно заниматься.
Таким образом, попытаемся сформулировать определение, кто же такой «хороший пациент». Хороший пациент – это тот, кто нуждается в вашем лечении или консультации, способен его оплатить (соблюдением режима, трудом, терпением), имеет для этого ресурсы и может ими распорядиться.