Атомная катастрофа — 2015

1233

Одновременно с рождением атомной энергетики в СССР была создана система медицинского обслуживания работников отрасли, куда входили научно-исследовательские институты и специализированные медицинские учреждения — медсанчасти. Их заданием было не только лечение и реабилитация пострадавших от «мирного атома», но и разработка правил радиационной безопасности, контроль осуществления природоохранных мероприятий и соблюдение правил безопасности на производстве, изучение новых влияний радиации и других физических и химических факторов на человеческий организм. В независимой Украине, получившей в наследство урановые шахты, атомные электростанции, научные ядерные институты, а к тому же и последствия самой страшной в мире ядерной катастрофы и Чернобыльскую зону отчуждения, эти медучреждения продолжали выполнять свои функции вплоть до нынешнего года. Кому и зачем понадобилось сегодня разрушать хорошо настроенную службу?

radio_2370271b

В чьи двери стучаться?

VZ 35-36_2015_Страница_08_Изображение_0001Виктор Шиленко, начальник ГУ «СМСЧ №5 МОЗ Украины», г. Славутич
Нынешняя 5-я медсанчасть в трагическую ночь 26 апреля 1986 г. оказалась в эпицентре аварии на ЧАЭС. Ее медики получили страшный опыт — выносить смертные приговоры, ставя диагноз «лучевая болезнь», и ценой собственной жизни спасать других людей. Бок о бок с ликвидаторами они прошли весь путь ликвидации последствий аварии и достойно справились со своими заданиями, однако сейчас об этом не принято говорить. А жаль, потому что врачи, медсестры и санитарки бывшей СМСЧ №126 г. Припяти — именно те украинцы, которые бесспорно заслуживают слов «Героям слава!». Они и сегодня герои, потому что ежедневно самоотверженно выходят работать в зону, получая мизерную зарплату, однако ни у кого даже и в мыслях нет покинуть свой «блокпост».

Мы обслуживаем 25 тыс. жителей Славутича. Кроме населения города, услугами медсанчасти пользуются 3 тыс. сотрудников Чернобыльской атомной станции и 1 тыс. работников «Атомремонтсервиса» — предприятия, которое обслуживает все четыре атомные электростанции Украины, выполняя настройку оборудования, его ремонт и т. п. А еще в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 04.09.2013 г. №669 в нашем учреждении обслуживаются около 600 работников предприятия по обеспечению функционирования объектов ЧАЭС, расположенного в зоне отчуждения. К тому же медчасть обеспечивает выполнение трех международных проектов, несет ответственность за безопасность ядерных объектов. В состав медсанчасти в настоящее время входят: поликлиника на 650 посещений за смену, стационар на 120 койко-мест, одна бригада неотложной медицинской помощи со стареньким автомобилем и один здравпункт. По штатному расписанию у учреждения имеется 450,75 штатной единицы.

Еще в середине 90-х годов прошлого века службу начали потихоньку дробить. Раньше в нашу структуру входила и МСЧ №1 г. Чернобыля, но впоследствии ее реорганизовали в ГУ «СМСЧ №16 МОЗ Украины». Это произошло, когда зону отчуждения разделили на две: 30-километровую, которую и обслуживала до тех пор СМСЧ №16, и 10-километровую, которую в настоящее время обслуживаем мы.

Сегодня вместо мощной медицинской службы, выполнявшей на ЧАЭС большой объем работ по учебе, профилактике и лечению, существует банальная первичная и вторичная медицинская помощь и проводятся медицинские осмотры категорийного персонала на ядерно опасных объектах. Все, что было нашей гордостью, кануло в Лету по причине недостаточного финансирования. Потому что единственным наполнителем бюджета г. Славутича была Чернобыльская атомная электростанция, а она сама в настоящий момент «на шее у Госбюджета». Сейчас государственные медицинские учреждения, подчиненные Министерству здравоохранения Украины, будто кость в горле, потому что мешают процессам децентрализации — в соответствии с реформой органы местного самоуправления обязаны координировать все медучреждения. Мы должны перейти под их юрисдикцию и заключить контракт с мэрией, не имеющей средств на наше содержание.

008-009_derg_pitannya1Считаю, что пресловутое Дополнение №10 к Закону Украины «О Государственном бюджете Украины на 2015 год», в котором нас обязывают перейти с государственной в коммунальную собственность, в настоящее время выполнить невозможно. На содержание учреждения из Госбюджета выделяется медицинская субвенция, которая в дальнейшем адресно приходит в местный бюджет и уже потом перераспределяется нам, — то есть изменилась только форма финансирования. Главным же распорядителем средств на содержание учреждения все равно остается Министерство здравоохранения Украины; перечисление средств в местный бюджет в виде субвенции выполняет роль транзита, только крадущего время. Следовательно, с изменением финансирования в этом году лишь добавилась писанина и участились задержки с поступлением средств.

Но намного хуже то, что в МОЗ подошли к этому вопросу формально. В нашей отрасли всего 17 специализированных медсанчастей. Среди них девять, как и наша, являются единственными лечебно-профилактическими учреждениями в своих населенных пунктах. В Славутиче абсолютно некому подхватить эстафету здравоохранения! И при этом нам выделили медицинскую субвенцию на 2015 г. в размере 30% финансирования предыдущего года.

В прошлом году мы получили из бюджета 47,5 млн грн — недостаточно, но справились. В нынешнем выделили еще меньше — 15,5 млн грн. Это при объеме фондов зарплаты в 23 млн грн и коммунальных платежей в 14 млн грн. Как работать? Мы еще не рассчитались за прошлый отопительный сезон, а как входить в новый? В МОЗ считают, что в Славутиче достаточно оставить только первичную медицинскую помощь. А кто будет оказывать вторичную медицинскую помощь в городе и 30-километровой зоне — об этом почему-то никто не задумывается. Ситуация усложняется еще и тем, что Славутич — это «анклав» на территории Черниговской области, город, административно подчиненный Киевской области, при том что до столицы порядка 200 км.

Доказывая беспочвенность Дополнения №10, мы прошли очень долгий путь: обсуждение и поддержка трех Комитетов Верховной Рады, парламентские слушания с нашим участием, на которых нас поддержали. И 4 июня 2015 г. нас ознакомили с проектом распоряжения Кабинета Министров Украины о выделении дополнительного финансирования всех СМСЧ на 2015 г. в объеме 139,3 млн грн. Мы очень его ожидали, но в июле возникло очередное промедление, появились новые лица для согласования, а потом сообщения, что Кабмин по каким-то причинам опять отклонил проект, отправив его на доработку в МОЗ. И все пошло по новому кругу. А между тем мы не имеем возможности работать дальше, потому что все ресурсы исчерпаны и наши многолетние партнеры отказываются от сотрудничества из-за того, что учреждение не может рассчитаться с долгами. У нас только в стационаре ежедневно по 150 пациентов, которые не получают ни лекарственных препаратов, ни питания. Медики работают без зарплаты, а впереди — зима…

Следовательно, если говорить о 2016-м, то он может стать годом окончательной гибели медицины в г. Славутиче. Мы не против реформ в медицине — мы за их разумную реализацию. Профсоюз начинает уже затрагивать вопрос об актах неповиновения, хотя такие методы борьбы за выживание медикам применять нельзя. Но что делать, в какие двери еще стучаться? Пройдено все. Министерству абсолютно безразличны наши проблемы, там исправно отписываются, более того — направляют издевательские письма, что каждую пятницу мы обязаны подавать отчеты о подготовке к зиме.

Сегодня всем специализированным лечебным учреждениям трудно, но самая сложная ситуация в ГУ «СМСЧ №16 МОЗ Украины». Мы хоть зарплату работникам понемногу платим, а там и этого нет.

Апофеоз глупости или преступление в режимной зоне?

VZ 35-36_2015_Страница_08_Изображение_0002Константин Коробка, начальник ГУ «СМСЧ №16 МОЗ Украины», г. Чернобыль
Специализированная медсанчасть №16 обслуживает 30-километровую зону отчуждения и Чернобыльскую АЭС и расположена в г. Чернобыле. На территории станции работает совместное международное предприятие Novarka, в состав которого входят дирекция ЧАЭС и две известные европейские строительные компании: Vinci Construction и Bouygues Travaux Publics. На заказ Правительства Украины они строят «Арку» — новое безопасное укрытие над четвертым реактором. Персонал работает вахтенным методом (по 15 дней). Это в основном строители из Украины, Турции, Франции и Германии, а также высококвалифицированные иностранные специалисты 27 разных национальностей. Отдельный отряд занят созданием радиационной защиты вокруг разрушенного реактора — именно там, где будет размещаться «Арка». Для гарантии пребывания персонала в пределах разрешенных доз все работы в этой зоне загодя оцениваются экспертами по радиационной защите. Понятно, что в таком уникальном международном проекте большую роль играют медики.

В состав 16-й СМСЧ входят поликлиника, служба неотложной медицинской помощи, два здравпункта на режимных объектах: ЧАЭС и промышленной площадке (ООО «ЮТЭМ-Инжиниринг»). В настоящее время 83 медика обслуживают 10 тыс. работников зоны отчуждения, выполняющих заказ вахтенным методом, и 161 самопоселенца в Чернобыле и 10 селах 30-километровой зоны. Все было хорошо, пока не грянул гром — появилось Дополнение №10.

В соответствии с этим документом полномочия по финансированию нашей медсанчасти передали Иванковской райгосадминистрации, что было абсолютно неправильным. Мы выполняем общегосударственные задания, расходы на которые осуществляются из Государственного бюджета. Работы в зоне отчуждения проводятся вахтенным методом специалистами из всех регионов Украины и иностранцами, которые не зарегистрированы в Иванковском районе, поэтому формульный расчет средств на здравоохранение района с учетом наших потребностей невозможен.

Кроме того, мы проводим компенсацию расходов на выплату и доставку пенсий (Список №1), назначенных в соответствии с Законом Украины «О пенсионном обеспечении», которая ежегодно увеличивается и составляет сегодня 1040 грн на человека. Теперь при расчете формулы медицинской субвенции эти деньги не учитывают.

При определении по формуле размера субвенции на работу нашего «новорожденного» коммунального медицинского учреждения пользовались общепринятой системой расчета «на одного жителя района подчинения». Но мы не обслуживаем население Иванковского района, поэтому 20 марта 2015 г. на пленарном заседании очередной 45-й сессии Иванковского райсовета было принято решение об отказе причислить ГУ «СМСЧ №16 МОЗ Украины» к общей собственности территориальных общин Иванковского района. Следовательно, начиная со II квартала этого года финансирование прекращено. А в мае возникла задолженность с выплатой заработной платы, компенсаций согласно Списку №1, с перечислением взносов в Пенсионный фонд, и мне уже предъявлены судебные иски. Задолженность за предоставленные медчасти коммунальные услуги также грозит судом.

С тех пор у меня уже образовалась подшивка разных объяснительных записок и документов во всевозможные инстанции толщиной до 5 см, где собрана переписка с Верховной Радой, Кабмином, МОЗ, Минфином, Киевскими ОГА и облсоветом, разными их департаментами. Правда, 12 августа Кабинет Министров Украины таки принял Распоряжение №815-р «О распределении резерва средств медицинской субвенции из Государственного бюджета местным бюджетам в 2015 году». Надеемся на быстрое получение средств, так как долги растут, весь коллектив находится в шоковом состоянии. Мы понимаем: нельзя бросить на произвол судьбы тех, кто возводит над разрушенным реактором укрытие, которое спасает жизнь не только украинцам, но и всем европейцам — потому ходим бесплатно на работу и надеемся достичь взаимопонимания с Комитетом Верховной Рады по вопросам бюджета. Настораживает и то, что эта ситуация может повториться в 2016 г., если не будут приняты изменения в Бюджетный кодекс.

Хочу отметить, что такие изменения поддержаны Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения, Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, Киевской областной государственной администрацией, Государственным агентством Украины по управлению зоной отчуждения, Киевским областным советом, ЦК Атомпрофсоюза. Есть пословица: «Кто не работает, тот не ошибается». К сожалению, за ошибками управленческих решений, а тем более законодательного органа, стоят судьбы и благополучие людей. Надеемся, ошибки быстро будут исправлены и, разумеется, — не повторятся.

Ошибки стоит не только признавать, но и исправлять, или Кто поддержит шахтеров?

VZ 35-36_2015_Страница_09_Изображение_0001Александр Фролов, начальник ГУ «СМСЧ №17 МОЗ Украины», пгт Смолино
Наша медсанчасть обслуживает работников двух из трех работающих в Украине уранодобывающих шахт — Смолинской и Новоконстантиновской. Мы обслуживаем 9864 человека, среди которых 2,5 тыс. работников уранодобывающих шахт, членов их семей и жителей пгт Смолино. Условия труда шахтеров относятся к категории особо тяжелых и вредных. Поэтому необходимы постоянный медицинский мониторинг состояния их здоровья, профотбор работников и т. п.

Следует учесть и то, что среди контингента, который мы обслуживаем, на диспансерном учете находятся 800 инвалидов труда (бывшие работники уранодобывающих шахт), нуждающихся в динамическом наблюдении, своевременном назначении противорецидивной терапии и др. мероприятиях. Заболевания у инвалидов труда признаны профессиональными. Кроме того, наше заведение — единственное медицинское учреждение на территории обслуживания и в радиусе 45 км.

С принятием Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2015 год» в соответствии с пресловутым Дополнением №10 финансирование нашего учреждения осуществляется органами местного самоуправления путем распределения медицинской субвенции. Но, как и раньше, владельцем и распорядителем имущества СМСЧ №17 остается МОЗ Украины, что приводит к правовой коллизии (владелец МОЗ — финансирование из местного бюджета).

Главным распорядителем средств медицинской субвенции для медсанчасти признана Маловыскивская РГА. Согласно формульному расчету на жителей района для Маловыскивской центральной районной больницы и Центра первичной медико-санитарной помощи, расположенных в районном центре, выделено финансирование на уровне 2014 г., а для ГУ «СМСЧ №17 МОЗ Украины» — остаток в размере 3,2 млн грн, то есть 24% от финансирования в 2014 г.

Приведенный объем финансирования крайне недостаточен, на что мы неоднократно указывали руководству района, области и МОЗ Украины. Обращались и к Премьер-министру, депутатам Верховной Рады.

Маловыскивский район дотационный. Собственных средств мало, потому финансовые возможности бюджета ограничены. Эти обстоятельства привели к возникновению кредиторской задолженности нашего учреждения по заработной плате, за потребленные энергоносители и другие расходы.

Чтобы как-то выйти из трудного положения, руководство Маловыскивской РГА обратилось к нам с требованием осуществить оптимизацию штатной численности учреждения и сокращения коечного фонда. В итоге на 1 января 2015 г. штатная численность СМСЧ составляла 210 человек, коечный фонд — 70 кроватей, а на 1 июня 2015 г. осталось всего 137 медиков и 40 койко-мест.

Состоянием на август, невзирая на финансовую помощь из бюджета района и области, кредиторская задолженность по заработной плате составляет 364,9 тыс. грн, начисления на заработную плату — 132,5 тыс. грн.

За израсходованные тепло и воду сезона 2014-2015 гг. не оплачено ни одной гривны. Частично покрыта задолженность за расход электроэнергии. «Защищенные» статьи расходов (закупка медикаментов и питание) в 2015 г. совсем не финансировались, как и «незащищенные».

Такое состояние финансирования, осуществление оптимизации, сокращение штатной численности и коечного фонда приводят к социальному напряжению в коллективе медсанчасти и среди жителей пгт Смолино. В нынешнем году уже дважды у нас происходили акции протеста (впервые — 23 января около главного входа в медсанчасть, во второй раз — 10 июля возле Кировоградской ОГА). Руководство МОЗ, области, района соглашается с необходимостью сохранения и функционирования ГУ «СМСЧ №17 МОЗ Украины», однако в то же время районная администрация в письменном виде и устно подтверждает свою финансовую несостоятельность содержать медсанчасть даже в оптимизированном виде. Единственный выход — возвращение к финансированию из Государственного бюджета непосредственно через МОЗ.

Министр здравоохранения во время открытия Украинского центра томотерапии на базе Кировоградского онкологического диспансера, а также при встрече с медиками области на мой запрос относительно перспективы дальнейшего функционирования и финансирования медсанчасти признал, что МОЗ ошибочно не зачло нашу специализированную медико-санитарную часть к таковым, которые являются единственными лечебными учреждениями на территории режимных объектов и выполняют общегосударственные функции (Постановление Кабинета Министров Украины от 16.05.2011 г. №501 «Об утверждении перечня учреждений здравоохранения и программ в отрасли здравоохранения, обеспечивающих выполнение общегосударственных функций, расходы на которые осуществляются из Государственного бюджета, и признания утратившими действие некоторых постановлений Кабинета Министров Украины») и обслуживают работников стратегических объектов, — уранодобывающих шахт (Постановление Кабинета Министров от 04.03.2015 г. №83 «Об утверждении перечня объектов государственной собственности, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства»). По мнению коллектива медсанчасти, ошибки стоит не только признавать, но и исправлять.

В Украине существуют техногенно опасные предприятия с вредными и тяжелыми условиями труда, поэтому при реформировании здравоохранения следует учитывать их специфику.

Реформации, после которых медицине нужна реанимация

VZ 35-36_2015_Страница_09_Изображение_0002Николай Коломенский, начальник ГУ «СМСЧ №13 МОЗ Украины», г. Харьков
Итоги разговора по теме передачи ведомственных медицинских учреждений в коммунальную собственность местных советов подвел практикующий врач, хирург высшей категории Николай Коломенский.

Так исторически сложилось, что созданные для обслуживания государственных объектов атомной отрасли и объектов с особым режимом работы специализированные медсанчасти строились на территории предприятий или же институтов, закрепленных за разными министерствами и ведомствами, удерживались на их балансе, оснащались транспортом и оборудованием за их счет.

Сейчас нас передают в коммунальную собственность под юрисдикцию органов местного самоуправления. Кроме того, что все подобные заведения страдают от сокращения бюджета и кадров, есть не менее важная проблема, которую мои коллеги не озвучили. Что такое СМСЧ — Харькова, Чернобыля, Славутича или Смолино? Приведу пример нашего учреждения, созданного для обслуживания Национального научного центра «Харьковский физико-технический институт» (ННЦ ФТИ): это приблизительно 280 человек персонала, устав, печать, небогатая материальная часть — и все! Больше половины имущества, все серьезное оборудование, здания, сооружения, земля — институтские. Готова ли Академия наук Украины передать их городской общественности, и на сколько лет затянется этот процесс? Более полугода миновало с тех пор, как мы послали в Департамент охраны здоровья Харькова пакет документов о передаче. МОЗ требует отчетов о том, как она происходит, а какие у нас полномочия для этого? Как мы можем повлиять на бюрократическую машину? Кому мы нужны со своей печатью и уставом, и что мы будем делать с ними, перейдя под патронат городского Департамента здравоохранения? Ему абсолютно не интересны проблемы института. Город ликвидирует цеховые службы, и мы с институтом перейдем на финансово-хозяйственные отношения, то есть обслуживать его будем уже за деньги: профосмотры, профилактическая работа, мониторинг условий труда станут платными, конечно, если институт захочет получить от нас эти услуги.

008-009_derg_pitannya2Поэтому и возникают задержки с переходом в другую форму собственности. Никто не желает заниматься переводом зданий, сооружений и земли на баланс города, ведь это собственность Академии наук Украины. Возникают вопросы: «Кто будет платить, если нас передадут городу, за аренду земли, зданий, оборудования? Насколько дорого местной власти обойдется аренда?» Люди, которые умеют считать, уже поняли, что даже по госценам нужно будет платить Академии наук огромные деньги, и какая от этого экономия? Ранее я на страницах «Вашего здоровья» затрагивал вопрос об открытии Международного центра ядерной медицины и озвучивал проблемы, которые возникают из-за передачи собственности. Поэтому сегодня не будем вспоминать о потраченных десятках миллионов долларов на строительство и переоснащение института и, теперь уже туманных, перспективах развития Центра ядерной медицины на базе медсанчасти.

Так же Маловыскивской РГА не нужны проблемы Чернобыля. Как и Славутичу не нужны проблемы международного проекта NOVARKA. Город живет своей жизнью, зарабатывает и платит свои налоги, строит детсады, дороги, ремонтирует коммунальные системы, и зачем ему своими деньгами поддерживать медицинские заведения, деятельность которых ориентирована на потребность предприятий государственного значения? Для этого есть Кабмин, Верховна Рада, МОЗ.

Мы все живем по остаточному принципу. Чтобы специализированная медицина работала — ее нужно финансировать из Государственного бюджета. Возможно, наша медицинская система устарела для новых рыночных отношений, но перед тем как уничтожать больницы и поликлиники, надо четко понять стратегию развития не только медицины, но и здравоохранения населения. Однако намного проще отчитываться каждые несколько лет о «дутых» реформациях, после которых медицине нужна реанимация. И когда какой-то клерк росчерком своего пера выдал популистское приложение к закону, а высшее руководство заявляет, что закон обратной силы не имеет, — гибель отрасли неминуема.

Ольга ФАЛЬКО, специально для «ВЗ»

Якщо ви знайшли помилку, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Залишити коментар

Введіть текст коментаря
Вкажіть ім'я