Инфекции «поднимают голову» в условиях войны, бедности и халатности. Нынешняя вспышка ботулизма в Украине и десяток смертей от него были практически прогнозируемыми. Многочисленными «перекраиваниями» службы санэпиднадзора уничтожили ее основную функцию, в «беспокойстве о производителе» утопили интересы потребителя, а громкими реформами вытеснили «мелочные» хлопоты по созданию неисчерпаемого запаса важных лекарств. Кого назначат виновными? Пациентов, которые пошли не в тот супермаркет? Или опять врачей, которым нечем было спасать умирающих?
Сегодня населению грозит ботулизм — завтра угроза может быть еще страшнее, а служба реагирования раздроблена! Госпотребслужба Украины сразу после получения информации о случаях ботулизма запретила продажу «подозрительной» продукции, но эти сведения поступали туда очень долго. Более того, она получила информацию не от соответствующих служб, а от клиницистов, которые уже начали сталкиваться с многочисленными случаями болезни, терять пациентов и бить тревогу, ища тех, кто должен заниматься этой проблемой на уровне контроля работы предприятий и торговой сети. Это ненормально! Вы представляете такое в цивилизованной стране? В больницах полно больных, а контролирующие органы об этом даже не знают!
Хорошо, что оперативно «перекрыли» источник распространения, и новые случаи, вроде бы, не возникли. Но где гарантия того, что завтра не взорвется в другом месте? Торговые сети насторожились, производители тоже хотят обезопасить себя от неприятностей и обращаются в Госпотребслужбу, чтобы проверить продукцию. Таким образом удалось выявить еще 2 очага инфицирования. Но почему то, что в других странах является нормой, у нас делается только после того, как грянет гром, и окупается слишком дорого? И почему дело спасения утопающих всегда оказывается в их руках? Ведь ужас нынешней ситуации еще и в том, что в Украине на протяжении нескольких лет нет противоботулинических сывороток. Чем спасать больных? Единственный выход — использовать иммунологические препараты, ввозимые контрабандным путем. Я как врач этого принять не могу. Мы не имеем права применять лекарства, не зарегистрированные и не разрешенные к использованию. К тому же любой иммунобиологический препарат требует особых условий транспортировки и хранения. Когда этим занимается государство, оно гарантирует соблюдение таких условий, специальные органы контролируют эти процессы, и врач огражден от неожиданностей.
Если же препараты ввезены незаконно, мы можем только надеяться на добросовестность поставщиков, однако гарантий соблюдения ими всех требований нет. Если с больным что-то случится, например, разовьется анафилактический шок на введение сыворотки, виновным будет признан врач! В Киеве и областных центрах медики еще могут рассчитывать на поддержку консилиумов, консультации профессоров (хотя в случае непредвиденных последствий лечения будет отвечать тот, кто ставит свою подпись под назначением, то есть врач). Зато их коллеги в районных больницах оказываются один на один перед непростым выбором: отказаться от применения контрабандных препаратов и обречь больного на смерть или использовать их, подставляя свою голову под карающий меч. Ведь сегодня развернута мощная информационная кампания под лозунгом «Врачи — убийцы», и на этом фоне очень показательным будет наказание очередного «убийцы». Несмотря на это, врачи не могут отказать больному и рады, если им удается получить хоть какую-то сыворотку, поскольку без нее вероятность летального исхода при ботулизме достигает 70%. Это ужасно, если ты знаешь, что мог бы спасти больного, однако нечем.
Люди покупают сыворотку на черном рынке: российского производства — дешевле, из стран Западной Европы — очень дорого. В прошлом году в Полтаве больной заплатил 160 тыс. грн за дозу противоботулинической сыворотки! Хорошо, что магазин, где пациент приобрел зараженную продукцию, впоследствии возместил ему расходы. Но это позже. А где взять такие средства безотлагательно, как и саму сыворотку, которую нужно вводить не позднее чем через 2 часа после обращения больного, а еще лучше — немедленно. Врачи уже знают, где ее покупают пациенты, но, предоставляя такую информацию родственникам больных, они подвергаются обвинениям в коррупции и в том, что получают свои проценты со «сделки».
Поэтому мы оказались в чрезвычайно сложной ситуации, которая сохраняется вот уже несколько лет подряд. В 2012-2013 годах она начала обостряться — запасы сывороток в стране понемногу уменьшались, а с 2014-го эти препараты вообще оказались незарегистрированными в Украине. Поэтому ни централизованно, ни на уровне регионов их нельзя было закупить. Только вопрос в другом: если МОЗ этого сделать не могло, тогда нужно было решать вопрос на уровне СНБО или Верховной Рады Украины. Не может быть, чтобы в государстве работало Правительство, а такой важный вопрос «завис» в воздухе или был переложен на плечи пациентов и врачей. Сколько бы нам ни объясняли, почему так произошло, ответственность за больного несут не лица с экрана телевизора, рассказывающие, как медикам нужно лечить, а врачи — именно они находятся у постели пациента в условиях, которые обеспечили им те спикеры.
Я 25 лет работаю инфекционистом, и, сколько себя помню, в любой больнице всегда был запас сывороток против ботулизма, столбняка, дифтерии. Каждая страна должна иметь стратегические запасы средств неотложной помощи, решая организационные вопросы по-своему. Например, в США такой запас накапливается централизованно — в случае вспышек препараты немедленно доставляются по необходимости. Там формируется стратегический запас лекарств против многих инфекций, даже против пандемического гриппа, чтобы потом не завозить их самолетами в авральном режиме, как это было в Украине в 2009 году. Во время вспышки ботулизма в 2015 году Центр по контролю и профилактике заболеваемости США предоставил больницам все необходимые дозы сывороток в течение 2 часов. Учитывая же наши реалии, возможно, лучше не централизовать такие запасы, а распределить их по регионам (если не во все, то хотя бы в несколько, чтобы можно было доставить лекарства в течение 2 часов в соответствующие лечебные заведения). Но это уже детали. Главное — чтобы было что развозить и чем лечить больных от столбняка, дифтерии, бешенства, укусов змей, тяжелых форм малярии. Пока этого нет. В частности, в прошлом году возникали проблемы с вакцинацией против бешенства, в этом году якобы вакцины появились, но иммуноглобулинов, которые согласно международным стандартам показаны при укусах третьей категории, нет.
Вообще инфекционное благополучие любой страны определяется не столько количеством вспышек болезней, хотя это тоже важно, сколько способностью их своевременно и эффективно локализовать. Например, недавно в Нью-Мексико зарегистрированы несколько десятков случаев чумы. Когда читаешь ленту новостей о том, как сотрудники Департамента здравоохранения проводят экологическое расследование каждого такого случая, чтобы обезопасить родственников больных и соседей от заражения, обходят все дома района, чтобы сообщить людям об опасности, обучают их, как предотвратить инфицирование или снизить его риск, то завидуешь организации работы служб.
В Украине с реагированием сложно — разрушены соответствующие структуры, уволены многие квалифицированные специалисты, а на подготовку новых нужно много лет и хорошая система образования, которой у нас тоже нет. Поэтому я пока не вижу света в конце тоннеля. И политика борьбы с инфекционными болезнями у нас однобокая: говорят в основном о ВИЧ-инфекции / СПИДе, туберкулезе. То есть обращают внимание только на те направления, которые финансируются Глобальным фондом, другими международными институтами. Остальные — социальная сфера, абсолютно никому не интересна и не нужна, кроме энтузиастов. Надо заметить, именно благодаря им в последнее время удалось информировать общество об актуальности вирусных гепатитов, добиться государственной программы по этому направлению и завоза современных препаратов для терапии, разработать стандарты лечения, которые соответствуют международным и обновлялись уже 4 раза с 2014 года! То есть только появлялся новый официально зарегистрированный препарат, мы сразу пересматривали наши стандарты.
Все препараты против вирусных гепатитов, зарегистрированные в нашей стране, на сегодняшний день входят в номенклатуру закупок, и больные их должны получить. Однако и на черном рынке появилось много препаратов этого направления, в том числе и не зарегистрированных в Украине. Кстати, наше государство не привлекли к одному из важных международных проектов (по клиническому исследованию нового средства для больных вирусными гепатитами, которые не ответили на современную терапию) именно потому, что украинские граждане лечатся незарегистрированными препаратами, качество которых невозможно оценить. Но благодаря существованию государственной программы удалось провести эффективные переговоры с компаниями-производителями, что способствовало значительному снижению цен на инновационные оригинальные препараты, и поэтому наши больные могли получать качественное лечение.
Впрочем, действие данной программы завершилось в 2016 году, за который мы и до сих пор не получили лекарств! Это произошло впервые и не вписывается ни в какое объяснение — средства переданы в 2016 году, а больные остались без лекарств! Некоторые пациенты так и не дождались необходимого лечения, и поэтому стоит спросить: «Так кто убийцы? Неужели врачи?» Хорошо, что в 2016-м была принята глобальная стратегия ВОЗ по элиминации гепатита С в европейском регионе. И теперь наша власть, хочет она того или нет, будет вынуждена работать над решением этой проблемы. К тому же Украина как государство с ограниченными ресурсами, высоким уровнем распространения гепатита и приверженностью к решению этой проблемы включена в социальный проект Международного альянса, направленный на элиминацию болезни. Это хорошая новость. Но есть и те, что вызывают растерянность у специалистов.
В частности, это касается указания использовать разные международные клинические руководства. Ведь, например, по лечению гепатита С в разных странах они очень отличаются. Поэтому не случится ли так, что в Ровно больных будут лечить по канадским, а в Харькове — по датским установкам? Наша профильная ассоциация официально обратилась с этим вопросом к заместителю министра здравоохранения, но ответа не получила. К тому же существует рекомендация Комитета Министров Совета Европы, датированная 2015 годом, где указано, что каждая страна должна разрабатывать свои национальные стандарты, пользуясь лучшими медицинскими практиками, адаптированными под собственную юридическую базу. И это правильно, потому что как теперь оценивать качество оказания медицинской помощи в Украине? Кроме того, в перечне международных установок, которые МОЗ рекомендует для использования, почему-то нет стандартов ВОЗ, кстати, всегда ориентированных на страны с ограниченными ресурсами, и которые реально можно использовать. В конце концов, почему к принятию такого важного решения не были привлечены профильные специалисты?
Во всех странах инфекционной безопасности уделяют огромное внимание. Только у нас «успокаивают», дескать, сегмент смертности от них значительно меньше, чем от неинфекционных недугов. Поэтому стоит развеять иллюзии. Во-первых, отечественная статистика по инфекционной патологии, мягко говоря, очень и очень «хромает», и это подтвердила миссия ВОЗ, которая недавно работала в Украине. Во-вторых, в развитых странах, где инфекционная безопасность является задачей номер один, смертность от инфекционных недугов невысокая, но они же не успокаиваются этим! В-третьих, нужно рассматривать официальные данные под правильным углом зрения. Например, не просто посчитать количество смертей от малярии, чтобы потом годами игнорировать эту «мелкую» статистику, а учесть, что в Украине умирает 10% таких больных (почти как в странах Африки!), тогда как в среднем в мире — менее 1,5%, а в развитых государствах вообще пытаются предотвратить летальные последствия, ведь малярия сегодня абсолютно излечима.
Точно так же нужно восстановить доверие населения к вакцинации, иначе не избежать вспышек кори, дифтерии и др. Мало того что в Украине случаются постоянные сбои с поставками вакцин, так еще и организуют позорные флешмобы, пугая население врачами-убийцами. Кто из родителей отдаст ребенка на прививку таким специалистам? Да и сами пациенты не обучены культуре заботы о собственном здоровье, поэтому пренебрегают вакцинацией, пытаясь всячески ее избежать, потому и коллективный иммунитет против ряда инфекций неуклонно снижается. Государство должно заботиться о здоровых гражданах, заниматься больными, работать на опережение ситуации — это и есть составляющие государственной политики здравоохранения.
После Революции достоинства сыворотки российского производства против ботулизма, столбняка, укусов змей и каракуртов не были перерегистрированы, поэтому и возникла серьезная проблема, а обещания Правительства и МОЗ зарегистрировать европейские препараты по ускоренной процедуре и получить их в качестве гуманитарной помощи «сдвинулись» только в начале июля, когда в Украину поступили первые 25 доз ботулинического анатоксина (их предоставила Программа развития ООН). Хотя первый «тревожный звонок» прозвучал еще в прошлом году, когда несколько детей со столбняком оказались в реанимации, и сыворотки для них завозили из той же России, но уже контрабандным путем. И это несмотря на то, что подобные препараты требуют соответствующего температурного режима, и транспортировка их частными лицами связана со многочисленными рисками.
Однако больные не имеют выбора, и в Украину разными окольными путями ввозят незарегистрированные препараты против столбняка, яда гадюки и каракуртов, «подпольные» цены на которые достигают небес. Есть спрос — будет и предложение. Коммерсант выигрывает, пациент рискует, а врач оказывается между двух огней — он вынужден спасать больного и одновременно подставляет себя под юридическую ответственность, поскольку, используя незарегистрированные препараты, нарушает закон.
Не лучше ситуация и с вакцинами, в частности против распространенных инфекционных заболеваний, которые способны вызывать эпидемии (кори, краснухи, коклюша, полиомиелита). МОЗ пытается переложить вину за провал вакцинации на родителей и медперсонал лечебных учреждений. Действительно, с 2008 года начался массовый отказ населения от прививок. На то были причины: во время дополнительной вакцинации против кори индийской вакциной умер подросток, кампания была приостановлена, вся вакцина утилизирована. Но этот случай сформировал в сознании украинцев убеждение об опасности вакцин. Потребовалось несколько лет, чтобы люди снова начали прививать своих детей.
Но уже в 2015-м мы получили новый «сюрприз»: в связи с переходом на закупки через международные организации в течение 2015 года и первой половины 2016-го страна вообще не получала никаких вакцин. В это время мир перешел с двухвалентной на трехвалентную вакцину против полиомиелита. Мало кому известно, что при этом были запланированы логистические потери около 60 млн доз вакцины старого образца. Украина «смягчила» этот удар для развитых стран, поскольку обязалась провести дополнительную вакцинацию детей двухвалентной вакциной в количестве 10 млн доз. А потом — не успели, и после 18 апреля 2016 года, когда срок использования препаратов закончился, почти 5 млн доз утилизировали.
На протяжении 2015 года Украина получала очень ограниченное количество вакцин, которые попадали только в частные клиники и аптечную сеть. В целом население страны не привито в течение 1,5 года — такой оказалась цена перехода на новую стратегию закупок. И когда нам сейчас говорят: украинцы сами виноваты в том, что не привиты, — это не совсем правда.
С мая-июня 2016 года вакцины начали поступать в Украину, но только нерасщепленные. Зато за предыдущие 10 лет украинцы привыкли к тому, что при всех наших проблемах (непрозрачности процедур закупок, бедности, коррупции) они все же получали качественные европейские расщепленные вакцины. Сегодня же имеются только индийские, нерасщепленные. И когда и. о. министра здравоохранения Украины публично заявляет, что граждане США, Италии и Франции прививаются такими же препаратами, как и украинцы, — это неправда. Все развитые страны почти 20 лет назад перешли на расщепленные вакцины!
Какова ситуация сейчас в Украине? Закупки наконец проводятся, вакцины завозят в больших количествах, но не реализуются: на сегодня около 40% доз, приобретенных в 2016-м на средства 2015 года, лежат в поликлиниках, а дети остаются без прививок! И прежде всего это касается индийских вакцин. Хотя Украина параллельно получает и высококачественные бельгийские вакцины против кори, паротита, краснухи и полиомиелита, но поступают они в незначительном количестве и в негосударственные учреждения.
С полиомиелитом ситуация вообще абсурдная. Вакцинация заблокирована, потому что две первые прививки новорожденным нужно делать инактивированной вакциной, а ее в Украину совсем не завозят! И получается, что живая полиомиелитная вакцина есть, и хорошего качества, но ее нельзя использовать, потому что две первые прививки не проведены.
Выход один — изменить Национальный календарь прививок, позволить применять живую вакцину в качестве первой и второй доз. Это решение требует от руководителей отрасли смелости, поскольку означает определенный шаг назад, хотя он допустим и вполне оправдан. Потому что завезено очень много двухвалентной оральной вакцины (а ЮНИСЕФ и в дальнейшем продолжает поставлять ее в Украину), и она значительно безопаснее. В чем проблема ЮНИСЕФ как закупщика? Эта организация всегда покупала дешевые вакцины для бедных стран Азии и Африки. Украина попала в эту категорию и должна удовлетворяться тем, что ей предлагают. Но тогда нужно скорректировать под эти препараты Национальный календарь прививок. Однако никто этого делать не хочет.
Инактивированную вакцину против полиомиелита Украина получает в мизерных количествах (100 тыс. доз при необходимости в более миллиона), то есть имеем снова отложенный спрос для детей, рожденных в 2016-2017 годах.
Особенно беспокоит нынешняя ситуация с корью. Поздно спохватились! Рост заболеваемости корью в Румынии наблюдали еще с прошлого года, и легко было спрогнозировать занос вируса в западные регионы Украины и в Одесскую область. Я неоднократно говорил об этом на всех уровнях, но тщетно. Сейчас в странах Европы наблюдается мощный подъем заболеваемости корью: в Румынии уже более 7 тыс. больных и 31 летальный исход, в Италии — около 3 тыс. больных, при этом 300 из них — медицинские работники. Чего ожидать нам? Ведь уже сегодня в Украине официально зарегистрировано более 700 случаев болезни в западных областях и в Одесской области, отдельные очаги появляются на Тернопольщине, в Днепре, Виннице, Львове, Славянске. То есть существует риск возникновения эпидемии. Хотя пока местные власти пытаются локализовать эти очаги собственными силами.
Всех пациентов, независимо от тяжести заболевания, госпитализируют с целью изоляции, ведь у нас огромное количество не привитого от кори населения. Если такая попытка локализации не даст результатов, количество больных может вырасти до 100 тыс. человек. Так, например, в 2005-2006 годах у нас было почти 45 тыс. больных корью, при том что санитарно-эпидемиологическая служба тогда работала значительно лучше.
В последние годы в Украине ее фактически разрушили. То есть СЭС переформатировали и, как видим, не в лучшую сторону — оставили областные и районные лабораторные центры, продолжающие выполнять свои задачи, однако целостную службу, которая умеет бороться с эпидемиями, ликвидировали. Подобного не позволяют себе ни в одной развитой стране! В Украине запретили даже регулярные проверки школ, объектов общественного питания и других учреждений, где могут возникать очаги инфекционных заболеваний. МОЗ объясняет, дескать, запретили проверки в старом формате. А нового пока не придумали! Причем, если в 2015 году ГСЭС хотели просто сократить и подчинить Госслужбе по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей, то теперь ее вообще «стерли ластиком».
Вот и получили результат: рост распространенности инфекционных заболеваний на фоне отсутствия должного контроля. Функции СЭС распылены между другими инстанциями, но способны ли они реализовывать их в полной мере? Например, как будет противостоять эпидемиям Госслужба защиты прав потребителей? И как она собирается взаимодействовать с МОЗ? Вопросы риторические. Чиновники МОЗ считают, что, поскольку большинство (86%) смертей в Украине вызваны неинфекционными заболеваниями, профилактику инфекционных болезней можно передать придуманному ими Национальному центру общественного здоровья. Но остальные 14% — это 90 тыс. человек. При таком подходе у нас и чума станет обычным явлением. А если еще и учесть нынешнюю санитарно-эпидемиологическую ситуацию в стране, к примеру, во Львове, то это вовсе не фантастика. В США уже три года подряд обнаруживают единичные случаи этой страшной болезни. Но там четко работает Национальный центр по контролю за заболеваниями, аналогом которого была наша ГСЭС, там способны быстро и с точностью диагностировать и локализовать инфекции. А у нас только от туберкулеза ежегодно умирает около 8 тыс. человек.
Поэтому нужно вместо разрушения существующих служб контроля инфекционной ситуации разрабатывать современные их проекты, которые постепенно заменят старый формат и выйдут на более высокий уровень выполнения возложенных на них функций. Сегодня необходимо сделать все, чтобы остановить эпидемии, надвигающиеся на Украину.
По моему мнению, это безответственный и непрофессиональный подход к реформированию отрасли, он не на пользу людям, которые хотят жить и работать в безопасных условиях. Следствием такой безответственности стала вспышка ботулизма в разных регионах страны, не обошедшая и Полтавщину. Токсин бактерий ботулизма признан в мире одним из самых мощных, не случайно некоторые армии мира имеют подобное биологическое оружие. А мы сами выпустили опасного джина из бутылки.
Ретроспективный анализ заболеваемости ботулизмом за последние 20 лет показывает, что случаи этой болезни встречались практически ежегодно, но подавляющее их большинство было вызвано потреблением продукции домашнего изготовления. На Полтавщине существовала мощная рыбоперерабатывающая отрасль, и ни одного случая ботулизма, связанного с промышленным производством вяленой и копченой рыбы, за эти годы зарегистрировано не было. Государство тщательно проверяло производителей, заботясь о безопасности жизни и здоровья людей. Сегодня ликвидацию ГСЭС объясняют вроде как созданием благоприятных условий для бизнеса. На самом деле она породила его безответственность и незащищенность интересов потребителей.
Нынешняя вспышка ботулизма в Украине из-за супермаркетов и магазинов (а не стихийных рынков, как могло случиться раньше) вызвана именно непродуманными, непрофессиональными, безответственными реформами в области профилактического здравоохранения, разрушением ГСЭС и наложением моратория на проверки предприятий. Потеряно главное: на государственном уровне отсутствуют управление профилактикой, стратегическое видение направления, государственные программы по иммунопрофилактике населения, которые предусматривали бы в том числе и обеспеченность необходимым количеством вакцин и сывороток для иммунопрофилактики и лечения.
Функцию предупреждения инфекционных болезней, которую выполняла ГСЭС, трансформировали в наблюдательную. То есть мониторьте ситуацию, а если что-то случится (вспышки инфекций, отравления, гибель людей), тогда изучайте причины и бейте тревогу. Но разве вернешь таким образом потерянные жизни?
Ни реформаторам, ни бизнесменам почему-то не нравятся слова «гигиена», «санитария», «профилактика». Поэтому за последние 5 лет и участились в Украине вспышки острых кишечных инфекций и пищевых отравлений. Если в 2012 году их было зарегистрировано 34, то в 2016 году — 166, то есть почти в 5 раз больше! Вспышки пищевых отравлений связаны с бактериальным загрязнением продукции, нарушением технологии, безответственностью производителей. Отсутствие санитарно-эпидемиологического надзора за качеством пищевых продуктов, мораторий на проверки бизнеса и необходимость предупреждения о них в течение 10 суток неизбежно будут приводить к подобным вспышкам в будущем. А новосозданные структуры Госпотребслужбы в Украине, на которые возложена ответственность за безопасность пищевых продуктов, почему-то не выявляют подобных нарушений. Однако, когда люди умерли от ботулизма «из супермаркета», представители этой службы вдруг начали «разъяснять», что это за болезнь и как медики должны лечить больных!
Отсутствие сывороток для лечения ботулизма, столбняка, дифтерии — это откровенная угроза жизни человека. Не отлажены ни производство, ни закупка этих препаратов. МОЗ Украины, отказавшись от российских сывороток, не удосужилось приобрести их у других производителей, оставив население и врачей наедине с проблемой. Пациенты самостоятельно покупают дефицитные препараты через десятые руки или за пределами страны. Жаль, что упразднен Приказ МОЗ Украины о необходимости создания в лечебно-профилактической сети неисчерпаемого запаса вакцин и сывороток. Из-за игнорирования со стороны МОЗ требований мировой расширенной программы иммунизации, которую проводит ВОЗ, регионы страны плохо обеспечены иммунобиологическими препаратами для плановых прививок. Отсутствие или перебои с поставками вакцин приводят к резкому снижению уровня коллективного иммунитета против управляемых инфекций. И где гарантия того, что страну не накроют эпидемии дифтерии, кори, бешенства, столбняка и других опасных болезней? Это вопрос безопасности нации, и ответственность за него согласно действующему законодательству несет МОЗ Украины.
Пренебрежение принципами эпидемиологии и эпидемиологического процесса, санитарными нормами и правилами — путь к эпидемиям, особенно в летний период. К сожалению, МОЗ не хочет замечать этих проблем и избегает их решения.
Поэтому все наши надежды — на изменения в отечественном законодательстве, которые максимально приблизят его к европейскому. В соответствии с Законом Украины «Об основных принципах и требованиях безопасности и качества пищевых продуктов» кардинальная ответственность за качество и безопасность возложена не на контролирующие органы, а на производителя и реализатора пищевой продукции. Согласно этому закону нарушителей ожидают штрафы от 10 до 15 минимальных зарплат (на сегодня это 32-48 тыс. грн). Надзор внедряется посредством системы контроля качества и безопасности HACCP (Hazard Analysis and Critical Control Point), которую до 20 сентября нынешнего года должны ввести все предприятия, занимающиеся производством и реализацией пищевой продукции (кроме малых).
HACCP — это система, определяющая критические точки и гарантирующая изготовление безопасной продукции. Весь мир живет по такому принципу: если производитель выпускает некачественную продукцию — он выбывает с рынка. К сожалению, наши производители пытаются изготовить некачественную продукцию, обмануть контролирующий орган и получить «образцовую», хотя и липовую, бумажку. Но специалисты контролирующего органа (даже при отсутствии мораториев) не могут постоянно стоять возле каждого производителя, нужно, чтобы тот сам был заинтересован в качестве и безопасности своей продукции.
Сейчас система HACCP внедрена только на 30% предприятий Украины, еще 10% имеют соответствующие сертификаты, другие ждут, что как-то и обойдется. Поэтому систему HACCP нужно внедрять немедленно. Мы уже восемь лет говорим об этом, а воз и ныне там. Кстати, в странах Балтии прибегли к шоковой терапии с использованием такой системы: никаких переходных периодов не было, и почти 80% предприятий просто закрыли. Не думаю, что у нас дойдет до этого (тут нужна железная политическая воля), пусть постепенно, но время все равно заставит предпринимателей ответственно относиться к качеству и безопасности своей продукции.
Хочу напомнить: в Украине принят Закон «О государственном контроле, осуществляемом с целью проверки соответствия законодательству о безопасности и качестве пищевых продуктов и кормов, здоровья и благополучия животных», который 30 июня 2017 года подписан Президентом Украины и вступит в силу через девять месяцев. Он изменит подход к проверкам предприятий — производителей и реализаторов пищевой продукции. Главное новшество — такие проверки (кроме аудита) можно будет проводить без предупреждения, и это станет действенным механизмом контроля.