Пока «низы» обговаривали пути модернизации Госсанэпидслужбы (ГСЭС), предлагали новые модели ее организации, «верхи» решили вообще ликвидировать службу, обвинив ее в тотальном взяточничестве и неэффективности. Что это – очищение огнем и мечом или война интересов?
Если говорят, что службу ликвидируют с целью экономии, то это – лукавство: есть факт предыдущего реформирования, завершившегося ликвидацией санстанций по всей стране. Во-первых, в 2013-м было зарегистрировано на 510 тыс. случаев инфекционных заболеваний больше, чем в 2012 году, и суммарные потери государства от роста заболеваемости достигли свыше 1,2 млрд грн (учитывая расходы на лечение из бюджета и средства населения). Во-вторых, сокращение почти вдвое работников ГСЭС обошлось Украине в десятки раз дороже, чем экономия фонда оплаты труда высвобожденных работников: средства пошли на выплату компенсаций, задолженностей, переобучения кадров и тому подобное. В-третьих, завтра нам придется считать потери от последствий непродуманного реформирования службы. Если не будут проведены надлежащие противоэпидемические мероприятия, в 2015 году инфекционная заболеваемость в Украине вырастет – прогнозируется до 12,4 млн случаев, вследствие чего страна потеряет свыше 29 млрд грн. Поэтому нужно навести порядок в отрасли, пересмотреть ее функции в соответствии с требованиями времени. Для этого есть и ресурсы, и средства, и возможности. Только стоит помнить: без профилактики не будет системы здравоохранения. Потому что лечебная ее составляющая обеспечивает здоровье нации лишь на 3-10%.
Специалисты понимают: без реформирования санэпидслужбы не обойтись. Проводятся дискуссии относительно того, какая ее модель наиболее приемлема сегодня для Украины. Я считаю, что функции санэпидслужбы должны остаться в МОЗ, а не распыляться по разным структурам. Если нет первичной профилактики, это уже не МОЗ, а Министерство лечебной помощи, которое может быть департаментом в составе Министерства соцзащиты. Если это действительно МОЗ, оно должно заниматься всеми факторами, влияющими на здоровье украинцев, в том числе и состоянием окружающей среды, средой жизнедеятельности людей (условиями их проживания, учебы, питания и прочим), специфической профилактикой, контролем потенциально вредных факторов. Если этого не понимают работники Министерства, они должны советоваться с учеными и медицинской общественностью. Можно обсуждать структуру службы, ее функции и название, но то, кто должен заниматься здоровьем человека, не подлежит сомнению. Это – компетенция врачей, а не специалистов, изучавших, например, физиологию животных. К сожалению, у нас часто случается так, что проектировать космический корабль берутся люди, которые не выучили и таблицу умножения. И каждый считает себя чуть ли не специалистом по социальной гигиене, при этом не зная даже ее азов. А «кивок» в сторону других стран с высоким уровнем жизни, где, мол, не существует такой санэпидслужбы, как в Украине, является неприемлемым в наших условиях.
ГСЭС Украины давно должна была измениться, потому что уже не отвечала современным требованиям. К тому же, если мы стремимся в ЕС, то не можем игнорировать рекомендации ВООЗ по усовершенствованию санитарных норм и правил.
Но то, что сделала с ГСЭС предыдущая власть, дискредитировав и «раскроив» ее на свое усмотрение, не пошло на пользу делу. Да и нынешние власть предержащие, к сожалению, продолжают унижать службу, обвиняя ее работников во взяточничестве и бездеятельности. Предлагают даже упразднить ГСЭС, невзирая на то, что это угрожает безопасности страны. К тому же мы становимся свидетелями прямого нарушения действующего законодательства – Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» пока никто не отменял и не изменял. Службу нужно модернизировать, а не разбивать вдребезги, как что-то лишнее. ГСЭС Украины со времени ее возникновения была ключевым подразделением профилактической медицины, способствовала предотвращению инфекционных болезней – и весьма успешно. А что мы имеем сегодня? В связи с дерегуляцией хозяйственной деятельности и изменениями в законодательстве санэпидслужба напрочь лишена возможности проводить внезапные проверки. Существенно ограничены возможности профилактического надзора. Плановые проверки объектов осуществляются от 1 раза в год до 1 раза в 5 лет, в зависимости от степени риска. Последний определяется не по продукции, которую производит предприятие, а по системе его налогообложения. С августа 2014 года проверки предприятий, учреждений, организаций, физических лиц – предпринимателей осуществляются исключительно с разрешения Кабинета Министров Украины или по заявке субъекта ведения хозяйства. Это неправильно, нелогично. Создается впечатление, что такое реформирование проводится в интересах бизнеса, а не общества, потому что от него несем лишь убытки: потеряли высококвалифицированных специалистов, объективную оценку ситуации, возможность реагировать и тем больше влиять на опасность.
Досадно, что некоторые политики сегодня ставят под сомнение целесообразность присутствия ГСЭС. Ведь она существует (пусть и в иной организационной форме) в Польше, Эстонии, других странах. А вот в Грузии в свое время она действительно была ликвидирована – и там ухудшился контроль эпидситуации.
Да и разумно ли лишать ГСЭС ее функций именно тогда, когда идет война, мигрируют беженцы – при сложных конфликтных ситуациях эпидемиологический контроль в стране, напротив, должен быть усилен. Так было всегда, в армии даже создавались санэпидотряды. И невзирая на любой мораторий государство должно проводить независимый мониторинг экологической, санитарно-эпидемиологической ситуации, от которой зависит жизнь и безопасность населения. В настоящее время эта система практически сломана, ГСЭС значительно сокращена, ее сотрудникам придется работать в достаточно сложных условиях. А инфекционные болезни и эпидемии не ждут, когда и как закончатся реформы.
К сожалению, по уровню удовлетворения социальных потребностей Украина второй год подряд удерживает 62-е место среди 133 стран мира (по данным Индекса социального развития, рассчитанного Американской неправительственной организацией Social Progress Imperative). На критически низком уровне такие показатели, как состояние окружающей среды (120-е место из 133) и состояние здоровья граждан (132-е место из 133). С целью европейской интеграции Украина должна объединить защиту прав потребителей, пищевую безопасность, здравоохранение и безопасность среды жизнедеятельности человека как ключевые составляющие безопасности населения и государства в целом.Впрочем, в мире не существует единой модели государственного органа, ответственного за эти сферы, и каждая страна на свое усмотрение может решать организационно-структурные вопросы госуправления в этих отраслях (исходя из своей институционной возможности), что демонстрирует либеральный подход к вопросу евроинтеграции. В ЕС и других странах мира созданы прогрессивные действующие модели: SANTE, ANVISA, FDA. Их объединяет только функция предупреждения возможных рисков негативного влияния на здоровье человека (human security) и населения в целом (state security). При любой модели реализация государственной политики в этом направлении должна быть направлена на интересы главного субъекта экономики, ее инвестора – потребителя. Также должна быть внедрена система корпоративной ответственности за безопасность жизнедеятельности (она будет возложена на руководителей или владельцев предприятий, учреждений, организаций). В то же время в случае перехода на декларативный принцип предпринимательской деятельности отпадет потребность в плановом надзоре и контроле, функция государственного надзора будет применяться лишь при наличии рисков возникновения неблагоприятных событий в сфере здоровья. Важные направления государственной политики – создание эффективной комплексной системы биологической безопасности страны (на основе взаимной координации противоэпидемических и противоэпизоотических мероприятий); формирование модели и развития социально ответственного бизнеса и общественных объединений в сфере санитарного и эпидемического благополучия, сертификации, метрологии, стандартизации и т. п. При этом на уровне территориальных общин должны быть созданы фонды страхования и противодействия возникновению чрезвычайных ситуаций. Точно так же на местный уровень должна быть перенесена основная контрольная ответственность.
Касательно высказывания Министра здравоохранения о неэффективности деятельности ГСЭС Украины, недавно обнародованного СМИ. По словам академика Л. В. Громашевского, невозможно оценить те события, которые не состоялись. Именно отсутствие неблагоприятных событий, относящихся к компетенции ГСЭС, свидетельствует об эффективной работе ее специалистов.
В ст. 3 Конституции Украины отмечено, что человек, его жизнь и здоровье, безопасность признаются высшей социальной ценностью. А общественное здоровье (здоровье популяции) ВООЗ рассматривает как ресурс национальной безопасности.
Могу заверить: работники ГСЭС готовы к внедрению реформ, однако при этом необходимо минимизировать риски негативного влияния на здоровье населения и осложнения санэпидситуации в стране.
Странно, что о намерениях ликвидировать ГСЭС мы, специалисты этой службы, узнаем из СМИ. Никаких официальных документов относительно этого мы не видели, и ни одним документом не ограничен срок функционирования службы. Возмущают и озвученные высокопоставленным должностным лицом обвинения во взяточничестве в адрес специалистов ГСЭС. Подобные обвинения должны быть подтверждены конкретными фактами, примерами открытых криминальных производств и т. п. А просто объявлять на всю страну, что в службе работают одни взяточники, Министру не подобает. Это элементарная клевета и неуважение к работникам, десятками лет ответственно выполнявшим свою работу.Хорошо было бы, если бы к реформированию ГСЭС подходили с максимальной ответственностью. Потому что после реорганизации «образца» 2012 года значительную часть функций службы ограничили. С тех пор мы не предупреждаем ухудшения эпидемической ситуации, а чаще всего лишь констатируем такие факты.
В свое время у меня была возможность ознакомиться с системой функционирования польской санэпидслужбы. Она подобна той, которая существовала в Украине до реформы 2012-го, и польские коллеги убеждены, что это достаточно эффективная система санэпиднадзора. В Евросоюзе ее также приняли, неизменными остались и наблюдательные функции.
В Украине же полномочия ГСЭС и в дальнейшем урезают. Сегодня даже при наличии нарушений, которые угрожают здоровью людей, мы не можем запретить или приостановить работу предприятий-нарушителей, отдельные направления их деятельности или реализацию пищевых продуктов. Например, после празднования свадьбы в одном из заведений общественного питания в Черкассах большая группа людей заболели острым сальмонеллезом, носителями которого были работники общепита, возбудитель инфекции был обнаружен на кухонном инвентаре. Мы рекомендовали на несколько дней приостановить работу заведения. Но прокуратура отреагировала на наше предписание замечанием, что эпидслужба не имеет права этого делать, и только суд может принять решение о приостановке деятельности объекта. Это ж сколько времени должно пройти?! Через несколько дней мы опять посетили это заведение: там работали те же люди, использовали тот же инвентарь. Не лучше ли было бы, если бы прокуратура делала свои выводы относительно правильности проверки, превышения полномочий, препятствия функционированию заведения после завершения работы наших специалистов?
У нас отобрали даже такую функцию, как работа с обращениями граждан. Отныне мы должны перенаправлять жалобы населения на недоброкачественные пищевые продукты, загрязнение атмосферного воздуха и прочие в Кабмин, где будут решать, рассматривать ли такие заявления! Мы отсылаем, но ответов «сверху» так и не получаем.
Ликвидирована и функция ГСЭС относительно отведения земельных участков под объекты. Отныне рестораны, домохозяйства, другие объекты строят где угодно – хоть в рекреационной зоне!
С августа 2014 года наложен мораторий на любые проверки. Это касается и школ, и дошкольных и лечебных учреждений, и промышленных предприятий, даже тех, которые являются значительными источниками загрязнения воздуха, где рабочим приходится работать во вредных условиях. Не контролируются и объекты торговли пищевыми продуктами, общественного питания, предприятия пищевой промышленности. Мораторий продлен до 1 июля 2015 года. При этом мы каким-то образом должны обеспечить эпиднадзор за проведением летнего оздоровительного сезона. Не понятно, как это сделать, ведь мы не можем проверять детские лагеря, другие объекты отдыха. Как проводить надзор по состоянию подготовки пляжей? Мы не сможем запретить функционирование пляжа, даже если там вода не будет удовлетворять нормам, лишь сообщим об этом владельцу и предоставим ему рекомендации. Также не можем приостанавливать учебный процесс в общеобразовательных заведениях, если количество отсутствующих учеников из-за ОРВИ и гриппа превышает 30%. Раньше такое мероприятие существенно влияло на снижение показателей эпидзаболеваемости у детей.
Поэтому не удивительно, что в результате такого реформирования в Черкассах заметно ухудшилась эпидемическая ситуация. В 2014 году выросло количество острых кишечных инфекций, в частности ротавирусных энтеритов, показатель заболеваемости которыми увеличился в сравнении с 2013-м почти на 30%. Увеличивается количество случаев туберкулеза органов дыхания, растет уровень заболеваемости вирусными гепатитами, краснухой и т. п. Ситуация и в дальнейшем будет заостряться, ведь мы идем по пути тушения пожаров, а не их предупреждения.
Да, служба нуждается в реформировании, но только взвешенном и умном. Зато Черкасская городская ГСЭС была сокращена почти на 75%. При нынешней численности работников невозможно эффективно выполнять даже те ограниченные функции, которые нам еще оставили.
Сегодня служба находится в «подвешенном» состоянии. Мы не знаем, будут ли финансировать службу, будет ли существовать она вообще. Постановление Кабинета Министров №442 не предусматривает целостности ГСЭС. С первых строк документа можно разглядеть курс на разделение санэпидслужбы, распыление ее функций, передачу их другим структурам. А гигиена детей и подростков ни в одном законодательном проекте не прослеживается вообще! Также не известно, куда денется эпидемиология как фрагмент эпидслужбы. Проведение противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний, возможно, возложат на врачей других специальностей. Но этим должны заниматься врачи-эпидемиологи!
На протяжении многих лет специалисты службы добросовестно выполняли свою работу. Например, в свое время в Черкассах ежегодно регистрировали 2-2,5 тыс. случаев гепатита А, дизентерии, сегодня – лишь 2-5. Поэтому кто-то решил: все хорошо, спокойно, служба не нужна. Я считаю, что происходит лоббирование интересов бизнеса, которому неудобны требования ГСЭС. Власть должна определиться, обеспечит ли она санитарную и эпидемиологическую безопасность населения. Не важно, как назовут службу, которая будет это делать, главное, чтобы она была целостной структурой, эффективно выполняла свои функции и имела на это соответствующие полномочия.
Разговоры о том, что ГСЭС не нужна, считаю преступными. В каждой стране такая служба существует, потому что это стратегический щит государства. Мы уже почувствовали негативные последствия I этапа реформ, которые, по моему мнению, были непродуманными и непрофессиональными. Из одной службы сделали 2 отдельные структуры. Все работники, которые перешли в управление, лишены статуса санитарного врача, а с ним и возможности совершенствовать свои знания на курсах повышения квалификации, получать надбавки за интенсивность труда и прочее. На Тернопольщине 730 санитарных врачей вообще потеряли работу. Не понятно, что будет и с сетью в районах: вместо 20 санитарно-профилактических учреждений сейчас остались лишь 7 межрайонных. А в тех районах, где существуют отделения, работают по 4-5 сотрудников, и их функции сводятся к обязанностям статиста (сбор и учет показателей инфекционной заболеваемости). Да и не известно, сохранятся ли эти учреждения в дальнейшем. В настоящее время же имеем ухудшение эпидситуации.К тому же в последнее время начали прикрывать и «сглаживать» статистику, например относительно заболеваемости туберкулезом. Наша служба считает, что сегодня в области с этим катастрофа, а по информации других служб у нас полное благополучие. Хотя практически ежедневно регистрируем 5-6 новых случаев туберкулеза у детей, подростков, декретированного населения. Куда мы придем с такими показателями?! К сожалению, у нас нет никаких рычагов влияния на ситуацию.
Я разделяю идею создания службы общественного здоровья, среди основных функций которой будет санэпиднадзор и профилактическая работа. Такая модель подходит Украине. Однако не совсем понятны перспективы объединения службы борьбы со СПИДом и санэпидслужбы. Возможно, в других странах эти 2 структуры хорошо уживаются под одной крышей, но в Украине уже созданы центры, стационары, где занимаются профилактикой и лечением ВИЧ/СПИД. Кроме того, я не согласен с тем, чтобы служба финансировалась на средства местной общественности, – тогда те на свое усмотрение будут определять приоритетные направления деятельности и финансировать ее по остаточному принципу. Ранее политику государственного санитарного надзора выстраивали так, чтобы избежать зависимости службы и обеспечить объективность ее расследований – этому способствовало вертикальное подчинение центру. В случае изменения финансирования местные органы власти получат все рычаги влияния на службу. Полное же разрушение инфраструктуры ГСЭС может привести к непоправимым последствиям. Кстати, в Японии, США готовят врачей санитарно-гигиенического профиля, адаптировав наши программы, а мы загубили эти факультеты в медицинских университетах. Ликвидировали, потому что они нам не нужны?