Медицинская реформа: уроки французской системы здравоохранения

1379

Франция уже не один год сохраняет первенство в отрасли медицины по результатам рейтинга ВООЗ. Главные критерии этого рейтинга, куда вошла 191 страна мира, — доступность и эффективность медицинской помощи. Французам удалось достичь высшего в Европе показателя средней продолжительности жизни и самого низкого уровня смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Но и в этой, казалось бы, идеальной системе есть определенные недоработки.

02824bbbb2159727ec0620b8a7b6e405

Основные черты медицинской отрасли Франции

VZ 45-46_2015_Страница_12_Изображение_0001Алекси Струве, директор Агентства «Бизнес Франс» при Посольстве Франции в Украине
Система здравоохранения — выбор общества, его имидж. Ни одну из них нельзя назвать идеальной. Французская тоже имеет определенные особенности. «Наша медицина — одна из самых щедрых, — рассказывает Алекси Струве. — Ее история начинается сразу после Первой мировой войны, а расцвет пришелся на 60-е годы. Именно в этот период кардинально изменялись законы и структура системы здравоохранения. Главной целью реформирования была максимальная доступность: французское правительство пыталось гарантировать каждому жителю страны доступ ко всем медицинским услугам, а также их качество и максимальную приближенность к местожительству человека. На территории нашей страны проживает большое количество нелегалов и эмигрантов.

И для нас важно, чтобы они также могли пользоваться всеми медицинскими услугами. Речь не идет о сверхщедрости: мы делаем ставку на уничтожение социальных болезней. Ведь борьба с эпидемией обойдется государству намного дороже, чем лечение нескольких нелегалов. И это элемент политики системы здравоохранения Франции».

Вариант страховой медицины

012-013_evro_dosvidВо Франции базовый уровень общего обязательного медицинского страхования обеспечивается посредством системы страховых фондов, в основном привязанных к месту работы. Формально эти фонды являются частными компаниями, но они жестко регулируются и контролируются государством. «Сегодня во Франции функционируют три ветки медицинского страхования, — продолжает спикер. — Первая — Общая национальная система медицинского страхования — охватывает 50 млн лиц и обеспечивает страховками 83% населения страны. Это большинство работников за пределами аграрного сектора и члены их семей. Указанные взносы покрывают 60-70% общей стоимости лечения. Вторая ветка — дополнительное, то есть необязательное, страхование. Его могут себе позволить далеко не все. Частное страхование во Франции покрывает около 12,7% всех расходов на медицинскую помощь. По этому показателю среди промышленно развитых стран мы уступаем лишь Соединенным Штатам Америки (35%) и Бельгии (15,2%). Стоимость добровольной страховки среднего качества начинается от 200 Евро в год, хорошая обойдется значительно дороже. Стоит отметить: бремя дополнительного страхования не всегда ложится на плечи самого работника — много солидных компаний берут его на себя. На практике — более чем у половины работников медстрахование включено в социальный пакет. Рынок частного страхования во Франции по многим параметрам меньше регулируется, чем, скажем, в США. Например, если в Америке в 20 штатах действует стандартная система страховых взносов либо их объем ограничен, то во Франции взносы в системе частного медицинского страхования дифференцированы. У нас не регулируются льготы, которые должны быть включены в страховое покрытие. Третья ветка — свыше 118 частных страховщиков, дающих разные формы медицинских страховок. Да, отдельные страховые схемы охватывают работников сельскохозяйственного сектора и представителей некоторых других профессий — шахтеров, транспортных рабочих, деятелей искусства, священников, государственных нотариусов, а также частных предпринимателей. Еще один фонд специализируется на страховании безработных. Эти большие страховые структуры по региональному принципу подразделяются на фонды меньшего масштаба».

Финансирование отрасли

012-013_evro_dosvid1Французская система здравоохранения занимает третье место в мире по объему расходов после США (17% ВВП) и Швейцарии (11,5%). Затраты на медицинские услуги и товары в прошлом году составляли свыше 190 млрд Евро (около 9% ВВП). В 2012-м этот коэффициент достиг 12% ВВП.

В финансировании медицинской отрасли Франции участвует абсолютно каждый. Наибольшим источником поступлений является налог на зарплату. «Конечно, за социально незащищенное и крайне бедное население платит государство, — комментирует Алекси Струве. — Например, с меня высчитывают 8%, еще 15% отчисляет мой работодатель. Кроме того, в стране действует общий социальный налог в размере 5,25% от дохода; для пенсионеров и лиц, которые получают пособие по безработице, он снижается до 3,95%».

Местные неурядицы

«Начиная с 50-х годов прошлого века Франция переживала «30 славных лет» — в этот период содержание медицинской системы никому не казалось слишком расходным, — продолжает рассказ директор Агентства «Бизнес Франс». — Но сейчас страна чувствует, что ей это не по карману, и система трещит по швам!

Расходы на медицинские услуги растут прежде всего из-за подорожания лекарств: разработка одной новой пилюли стоит 1 млрд Евро. Все клинические и доклинические исследования — очень дорогое удовольствие. Вторая причина удорожания системы — оборудование для больниц, требующее все больше средств. Медучреждения должны работать на качественной аппаратуре, а она не дешевая.

Есть еще одна сторона медали: если медицинские услуги бесплатны, пациенты теряют чувство меры! Мы наблюдаем перебор как в потреблении лекарств, так и диагностических процедур. В отрасли лабораторной диагностики ситуация вообще дошла до абсурда: люди проверяют результаты анализов в нескольких лабораториях. Стало понятно, что пришло время реформировать медицинскую систему, ведь такие бессмысленные расходы могут обусловить обнищание любого государства, даже со стабильной экономикой».

Государственные мероприятия

Франция сделала ставку на контроль и 10 лет тому назад начала реформировать собственную систему здравоохранения. «Мы решительно сократили количество и больниц, и кроватей, — объясняет Алекси Струве. — Наши госпитали — соседи пытаются работать вместе, дополняя друг друга. Это также повышает эффективность услуг. Второй важной реформой стало изменение системы финансирования. Мы начали с роста ответственности как врача, так и пациента. Сегодня каждый француз может выбрать своего врача (это что-то вроде семейной медицины). В случае возникновения любой проблемы со здоровьем пациент идет в первую очередь к этому врачу, ведь «обойти» его будет значительно дороже. Врач проводит беседу, устанавливает первичный диагноз и отправляет пациента к узкому специалисту. Это начало так называемого маршрута лечения. Конечно, больной может и сам пойти к узкому специалисту, но в данном случае государство не вернет ему денег вообще либо возместит минимальную сумму. А стоимость услуг таких специалистов во Франции достаточно высока. Французам, которые привыкли лечиться «много и со вкусом», подобное нововведение, призванное снизить огромные расходы государства на здравоохранение, конечно же, не по душе. Но выход есть — стоит просто приобрести дополнительную страховку и обращаться за медицинской помощью, когда заблагорассудится».

012-013_evro_dosvid2Больницы во Франции делятся на государственные и частные, последние в свою очередь — на коммерческие и некоммерческие. Благодаря развитой системе медицинского страхования доступ к ним обеспечивается в одинаковой степени, а между собой они отличаются спектром медицинских услуг. Например, все клинические больницы — это государственные учреждения, а услуги длительного пребывания в стационаре в основном предоставляют частные заведения здравоохранения.

В свою очередь врач должен также ответственно относиться к назначаемым обследованиям и лекарствам. Сегодня созданы специальные органы, которые проверяют содержание рецептов, их количество, а также продолжительность больничных листков. Кстати, своеобразные «отпуска по болезни» — тоже любимая привычка французов. Кроме врачебной, введена фармакологическая ответственность: лекарственные средства можно получить исключительно по рецепту. Более того, государство пытается снизить стоимость лекарств при сохранении их качества — благодаря продаже проверенных генерических препаратов. Сейчас во Франции насчитывается 30 тыс. аптек, все они частные и принадлежат исключительно фармацевтам. Каждая аптека обязана обслуживать не менее 2,5 тыс. людей. По закону создание аптечных сетей в стране запрещено. Кстати, во Франции фармацевтов, как и врачей, готовят в университетах: после 6-9 лет напряженной учебы из вузов выпускают по-настоящему высококлассных специалистов, которые имеют право давать медицинские рекомендации. То есть деятельность французских аптек не ограничивается изготовлением и отпуском лекарств: фармацевты всегда готовы оказать экстренную помощь, измерить давление, подобрать средства ухода за инвалидами и лежачими больными, посоветовать лекарственные препараты, проконсультировать относительно аналогов в назначениях и даже подсказать адрес ближайшего врача.

«Но это еще не все наши достижения, — отмечает спикер. — С недавних пор пациенты должны оплачивать из собственного кармана франшизу (фиксированную ставку) за каждую консультацию, лабораторное или рентгенологическое исследование, упаковку лекарств, санитарный транспорт и время пребывания в стационаре. Например, стандартный визит к терапевту во Франции стоит 23 Евро. Из них 15,10 Евро компенсирует государство, 6,90 Евро — дополнительное страхование, а 1 Евро — тот посильный взнос, который должен сделать больной. Кто не имеет дополнительного страхования, платит почти 8 Евро. И такой шаг оказывается действенным: пациенты прекращают бегать по лабораториям или же употреблять ненужные лекарства. Все эти мероприятия дали возможность уменьшить медицинские расходы в стране на 20%».

Планы на будущее

012-013_evro_dosvid3Невзирая на принятые меры, во французской медицинской отрасли до сих пор остались нерешенные вопросы. Французы учатся экономить, ведь их система здравоохранения была создана для богатого общества. Безусловно, Францию нельзя назвать бедной страной, однако отмечается определенный экономический спад, и о нем не следует забывать. Стоимость врачебных услуг в государстве жестко регламентируется. Обычный визит к терапевту, как уже упоминалось, стоит 23 Евро, к узкопрофильному специалисту — от 40 Евро, самыми затратными считаются визиты к стоматологу и офтальмологу. Надо заметить, многие врачи склонны превышать базовый тариф. Иногда гонорары возрастают в два и более раза. Чаще всего подобное происходит в крупных городах и на курортах. Французы относятся к этому достаточно лояльно, считая, что за возможность получить быстрый доступ к нужному специалисту и за уровень его квалификации можно немного и переплатить. Хотя, по результатам недавно проведенного исследования, на эту проблему обратили внимание 60 млн жителей страны, а превышение вознаграждения врачей лишь за один год достигло 2,5 млрд Евро.

«Также мы работаем над тем, чтобы сохранить достойный уровень социальных гарантий для бедных слоев населения, — заканчивает рассказ Алекси Струве. — И еще одна проблема — налоги на медицину, которые платят предприятия. Мы считаем, их стоит снизить, чтобы это не наносило экономического вреда промышленникам».

В целом качество медицинских услуг во Франции удовлетворяет население, однако существует своеобразная проблема — «медицинские кочевники»: пациенты, посещающие врачей одного за другим до тех пор, пока не устанавливается тот диагноз, который их устроит. Такое явление, несомненно, повышает расходы на содержание системы здравоохранения, и государство отреагировало на это увеличением паевого участия потребителей в оплате услуг, а также попытками ограничить компенсации врачам.

Доклад Алекси Струве прозвучал в рамках Международной конференции «Медицина и государственное регулирование: международный опыт»

Подготовила Татьяна ПРИХОДЬКО, «ВЗ»

Якщо ви знайшли помилку, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Залишити коментар

Введіть текст коментаря
Вкажіть ім'я