Более 15% населения планеты имеют статус инвалидов, и этот показатель постоянно растет. Во всем мире пытаются наладить эффективную систему реабилитации таких пациентов, которая обеспечит им полноценную жизнь и вернет в общество. К сожалению, в Украине до сих пор существует стереотип: инвалидизация — «списание со счета». И отражается он не только на отношении к таким людям со стороны работодателей и общества, но и на медицинской составляющей. Формально сразу после установления инвалидности начинается реабилитация больного. В действительности же между этими процессами — бездна. Можно ли изменить ситуацию?
ВЗ Украина опережает развитые страны по уровням распространения многих болезней. Инвалидности это тоже касается?
ВЗ Что мешает это делать в Украине?
— Прежде всего финансовые затруднения. Наши намерения и потребности не совпадают с материальными возможностями. Медицинская отрасль не имеет достаточно средств даже на лечение больных, реабилитация же всегда была на «скамейке запасных». Правда, в последнее время государство стало уделять больше внимания этому вопросу. В частности в Украине активно нарабатывается нормативно-правовая база, которая регулирует аспекты медико-социальной реабилитационной помощи населению. Основной ее принцип — предоставление индивидуально ориентированных реабилитационных услуг.
ВЗ Кто руководит этим процессом?
— Составление индивидуальных программ реабилитации инвалидов (ИПР) — функция медико-социальной экспертизы (МСЭ). Такую программу врачи медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК) разрабатывают для каждого инвалида по его согласию в соответствии с нозологическими формами заболеваний. В настоящее время в состав МСЭК введены реабилитологи, которые компетентно могут оценить реабилитационный потенциал больного. На основе такого анализа и формируется ИПР, у которой имеются три главные составляющие: медицинская (восстановительное лечение, реконструктивно-оперативные вмешательства, протезно-ортопедическая помощь, санаторно-курортное, медикаментозное лечение, профилактические мероприятия, медицинское наблюдение); профессиональная и социальная (последние крайне важны, ведь около половины инвалидов в Украине — люди работоспособного возраста). Однако нельзя возлагать разработку таких программ только лишь на врачей МСЭК. Нужно, чтобы к этому процессу приобщались специалисты, курирующие больного. Но даже не в этом кроется главная проблема. Получив на руки оптимальную программу реабилитации, пациент не всегда может ее реализовать, особенно если проживает в небольшом городе или сельской местности. Ведь там нет ни реабилитационных учреждений, ни отделений такого профиля, а в штате больниц даже не предусмотрены должности реабилитологов. Правда, такие специалисты работают в санаториях, но там проводят лишь оздоровление. Потому я считаю, что направление на санаторное лечение не всегда оправданно. Например, после стационарного этапа сначала нужно провести реабилитационные мероприятия в специализированном центре, а уже потом рекомендовать больному санаторное лечение. Поэтому наши пациенты проходят восстановительное лечение в обычных больницах по месту жительства, но, сами понимаете, это нельзя назвать комплексной реабилитацией. К тому же сегодня такое лечение требует значительных расходов (бесплатная медицина в Украине только декларируется), и не каждый человек с инвалидностью может оплатить стоимость необходимых лекарств или процедур. Учитывая все эти трудности, ИПР, разработанные специалистами МСЭК, просто невозможно реализовать на 100%, хотя медики и пытаются контролировать их выполнение. Но управлять процессом — значит иметь возможность на него влиять. К сожалению, такого влияния врачи МСЭК не имеют. Пациенты также заинтересованы в соблюдении реабилитационных программ. Во-первых, чтобы восстановить свое здоровье. Даже если этот мотив отсутствует, человек не хочет терять уже полученный статус инвалида, поскольку при наших экономических условиях это определенная социальная поддержка, и потому старается выполнять все указания МСЭК, в том числе и проходить курс лечения минимум дважды в год — иначе у комиссии будут серьезные замечания. Однако обвинять пациентов мы не имеем права — им можно лишь посочувствовать, ведь они вынуждены искать сначала клинику для получения эффективного курса медикаментозной терапии, потом — хороший центр для восстановительного лечения, то есть складывать свою программу реабилитации, как пазлы.
ВЗ Как облегчить судьбу таких больных?
— В Украине необходимо создавать многопрофильные специализированные центры реабилитации вроде нашего института — в каждом регионе, как это принято на Западе. Поскольку основными причинами инвалидности населения страны являются заболевания сердечно-сосудистой системы, злокачественные новообразования, поражения опорно-двигательного аппарата и болезни нервной системы, то преимущественно нужны реабилитационные центры именно такого профиля. К сожалению, сегодня в Украине нет типичных реабилитационных центров с полным комплексом отделений, где бы больной мог получить все виды помощи. В последнее время появились частные центры, и это хорошо, но не всем инвалидам доступны их услуги, к тому же учреждения имеют узкую специализацию и не могут заменить типичные специализированные центры. То есть на уровне намерений в нашем законодательстве вроде бы все предусмотрено — до мельчайших нюансов. Однако отсутствие надлежащей материальной базы сводит все старания на нет. И проблемы, которые существовали 3-4 года назад, остаются нерешенными до сих пор.
ВЗ В последнее время, в связи с событиями на Востоке Украины, создание реабилитационных центров стало жизненно необходимым. Как считаете, дело сдвинется с места?
— Думаю, упомянутые обстоятельства заставят государство активизировать работу в этом направлении. Относительно реабилитации воинов АТО — уже перепрофилируют имеющиеся госпитали для инвалидов войны. Но если рассматривать проблему в целом (в мирное время потребность в реабилитации инвалидов не исчезает — это признак цивилизованного общества), нужно произвести инвентаризацию всех реабилитационных центров страны, лицензировать и сертифицировать их, проанализировать материально-техническое оснащение, финансирование, кадровый потенциал сети, разработать стандартизированную экспертную оценку качества медико-социальной реабилитации и систему контроля ее эффективности. Поскольку сегодня заметна диспропорция отечественной системы реабилитации: ее экспертное и протезное звенья достаточно развиты, а лечебная и оздоровительная значительно отстают, — необходимо больше внимания уделить восстановительной терапии, физической и психологической реабилитации, санаторному лечению. К тому же реабилитацией инвалидов должны заниматься не только медицинские, но и социальные работники, центры занятости, образовательные учреждения и т. п. (это межсекторная проблема). Только при таких условиях удастся интегрировать человека с ограниченными возможностями в общество. То есть без создания целостной системы медицинской, профессионально-трудовой и социальной реабилитации решить вопрос инвалидности мы не сможем. Потому что только такая система может обеспечить комплексный подход — от установления инвалидности, определения методов реабилитации, их реализации, до восстановления здоровья и социального статуса человека.
Светлана ТЕРНОВАЯ, «ВЗ»
Точка зрения
В соответствии с действующим законодательством реабилитологи МСЭК разрабатывают ИПР инвалидов, но мероприятия, указанные в программе, фактически существуют лишь на бумаге. В реальной жизни инвалиды не получают полноценной комплексной реабилитации. Ведь у нас нет специализированных реабилитационных учреждений, которые бы предоставляли услуги согласно ИПР. А те центры, которые называют себя реабилитационными, не соответствуют заявленному статусу. К сожалению, в Украине даже понятие «реабилитация» не всегда трактуют правильно, традиционно понимая под этим медикаментозную помощь, массаж или физиотерапию (своеобразное долечивание). И привыкли, что реабилитация — это что-то малозначимое, чему и не стоит уделять внимания. Впрочем, научные исследования ВООЗ доказали: при условии эффективной реабилитации, индивидуального подхода к каждому пациенту 80% людей с инвалидностью возвращаются к полноценной жизни. И именно разработка качественной ИПР инвалида является предпосылкой успешной организации всей реабилитационной работы. К сожалению, у нас до сих пор не отработана процедура практической реализации ИПР, а инвалиду, который ее получил, фактически не к кому обратиться даже для консультации. Ведь в региональных лечебно-профилактических учреждениях отсутствуют должности реабилитологов. Тогда не понятно, куда тратятся бюджетные средства, предусмотренные на реализацию мероприятий ИПР. Реабилитологи центров МСЭ разрабатывают и корректируют ИПР с указанием всех видов реабилитации: медицинской, психологической, социальной, профессиональной и трудовой. Но, чтобы осуществить рекомендованные ими мероприятия, нужно преодолеть сложные препятствия. Все этапы процесса — от установления диагноза заболевания до назначения группы инвалидности и последующей реабилитации — проходят в разных учреждениях, которые расположены иногда даже за пределами области, к тому же взаимосвязь между ними часто отсутствует. Вот и выходит, что разные виды реабилитации человек получает в разных местах, да еще и вынужден выискивать, где какие услуги предоставляют, где какие тренажеры закупили и пр. По силам ли это инвалидам, особенно жителям райцентров и сел? Можно ли при таких условиях говорить о непрерывности, последовательности и комплексности процесса реабилитации, о контроле его осуществления со стороны МСЭК? Как можно контролировать то, что не выполняется?
Сейчас необходимо разработать четкий протокол выполнения всех мероприятий, отмеченных в ИПР, по каждой нозологии и на каждом этапе. А на базе центров МСЭ создать центры реабилитации, где сосредоточить медицинский, социальный и психологический виды реабилитации. Это уменьшит нагрузку на лечебные учреждения области, а также длительность необоснованного пребывания больных в стационаре. В настоящее время в учреждениях здравоохранения создаются отделения восстановительного лечения, реабилитации участников АТО — на это тратятся огромные средства. Но далеко не всем, кто нуждается в реабилитации, стоит лечиться в стационаре, занимать койко-место и круглосуточно находиться под наблюдением медперсонала и т. п. Если реабилитация не касается, например, реконструктивной хирургии или восстановительного лечения, пациент может получить такую помощь амбулаторно. Еще один важный аспект. В настоящее время в соответствии с критериями установления групп инвалидности лицам с анатомическими дефектами и стойкими прогрессирующими необратимыми расстройствами состояния здоровья все чаще группы инвалидности устанавливают пожизненно. Разумеется, основное внимание следует уделять вопросам коррекции и обновления ИПР таких инвалидов, динамичного наблюдения полноты и качества реализации этих программ, оценки эффективности реабилитации. Поэтому необходимо, чтобы в составе МСЭК были не только врачи-эксперты, но и врачи-реабилитологи как терапевтического, так и хирургического профиля, социальные эксперты-реабилитологи и другие узкопрофильные специалисты. Причем обязательно учитывать и специфику инвалидности, полученной в зоне проведения АТО. Многим участникам боевых действий необходимы психологическая реабилитация, протезирование и т. п. Также важно, чтобы представители МСЭК принимали участие в заседаниях детских врачебно-консультативных комиссий для более полного определения реабилитационных мероприятий и реабилитационного потенциала ребенка-инвалида, который в случае тяжелой патологии после достижения 18 лет попадет под опеку той же МСЭК. В настоящее время затронут вопрос о независимости нашей службы, и это правильно — любая экспертиза не должна зависеть ни от МОЗ, ни от Минсоцполитики.
К тому же старая система социальной защиты потеряла свою актуальность вместе с законодательством, на котором она основывалась: в частности Закон Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» действует уже свыше 20 лет, Закон «О реабилитации инвалидов в Украине» — 10. Поэтому нужны изменения и на законодательном уровне. Жизнь требует дальнейшего совершенствования и реформирования службы для обеспечения большего внимания к реабилитации лиц с инвалидностью.
Именно поэтому мы предлагаем перепрофилировать медико-экспертные комиссии в медико-реабилитационно-экспертно-социальные или в медико-экспертно-реабилитационные комиссии, к функциям которых будут отнесены мероприятия по реабилитации. Для этого необходимо изменить функциональные обязанности таких комиссий, их штатное расписание, предоставить им помещение и оборудование для проведения разных видов реабилитации, соответственно изменив и принцип финансирования. Ведь в условиях современного реформирования отрасли здравоохранения реабилитационная помощь является самой эффективной и с экономической, и с социальной точки зрения.