Непрофессионализм не освобождает от ответственности

1349

27 февраля 2014 года новый Министр здравоохранения О.Мусий провозгласил: «Министр, как было сегодня объявлено, является политической фигурой, и большей мерой будет заниматься политической составляющей деятельности ведомства. Выполнением же основной текущей работы будут заниматься заместители, руководитель аппарата». По его определению, новая политика МЗ Украины — это прозрачность в деятельности ведомства, честность и ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ выполнение своих обязанностей.

130 дней после приказа

Никто, разумеется, не возражает против «профессионального выполнения своих обязанностей», но возникает вопрос: правильно ли понимает Глава отрасли те самые обязанности? Законодательство, которым должен руководствоваться Министр-член Кабинета Министров Украины, в частности, Законы Украины «О Кабинете Министров Украины», «О центральных органах исполнительной власти», а также Положение о Министерстве здравоохранения Украины, недвусмысленно утверждают, что именно Министр осуществляет полномочия по направлению и координации деятельности центральных органов исполнительной власти, в частности: обеспечивает выполнение Программы деятельности Кабинета Министров Украины, формирование и реализацию государственной политики, выполнение других возложенных на Кабинет Министров Украины задач и полномочий в соответствующей сфере; возглавляет Министерство, осуществляет руководство его деятельностью; определяет приоритеты работы Министерства и пути выполнения возложенных на него задач, утверждает планы работы Министерства, отчеты об их выполнении; в пределах компетенции организовывает и контролирует выполнение аппаратом Министерства и территориальными органами Министерства Конституции Украины, законов Украины, актов Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины.

То есть собственное видение О.Мусием своих обязанностей мало соответствует указанному им принципу «профессиональное выполнение». Подобные заявления вполне органичны, когда провозглашаются общественным деятелем, которым Мусий, кстати, большую часть времени и был. Если верить его официальной биографии, опубликованной на сайте Минздрава, он работал по специальности врача анестезиолога-реаниматолога 4 года (с 1988 по 1992 г.) и 2 года — врачом детской юношеской спортивной школы «Нивки» футбольного клуба «Динамо» (Киев).
Далее — сугубо общественная деятельность, без применения своих знаний на практике. Но это не помешало Олегу Степановичу в 2009 году получить высшую квалификационную категорию по специальности «Организация и управление здравоохранением» вопреки требованиям, установленным Положением о порядке проведения аттестации врачей, утвержденным Приказом МЗ Украины от 19.12.97 №359 и зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 14.02.98 г. по №14/2454 (далее — Положение), а именно:

  • не соблюдены требования п. 3.1. (к аттестации на присвоение квалификационных категорий допускаются врачи-специалисты по специальностям, предусмотренным Номенклатурой врачебных специальностей, которые работают по сертификату врача-специалиста и закончили в течение года перед аттестацией предаттестационный цикл в заведении последипломного образования или на факультете последипломного образования);
  • нарушены требования п. 3.8. (при присвоении квалификационных категорий рекомендуется придерживаться последовательности: вторая, первая, высшая) — в этом случае сразу начали с высшей квалификационной категории;
  • высшая квалификационная категория присваивается врачам-специалистам, имеющим стаж работы по данной специальности не менее 10 лет и высокую теоретическую и практическую профессиональную подготовку по программе, владеют современными методами профилактики, диагностики и лечения больных по своей и смежным специальностям. Но нынешний министр с 2001 года вообще не работал в системе здравоохранения;
  • нарушение п.3.10. (врачам, назначенным на должности руководителей учреждений здравоохранения и их заместителей, квалификационная категория по специальности «Организация и управление здравоохранением» может быть присвоена после трех лет работы на этих должностях с учетом стажа работы и квалификационной категории по врачебной специальности, по которой специалист имел соответствующую подготовку).

Таким образом, высшая квалификационная категория по специальности «Организация и управление здравоохранением» получена Мусием А.С. незаконно, явно с признаками коррупционных действий. А этим действиям, кстати, новоиспеченный Министр также провозгласил войну — если верить его многочисленным заявлениям.

То есть, учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод: на должность Министра здравоохранения Украины назначено лицо, не соответствующее квалификационным требованиям этой должности, не имеющее опыта работы в системе управления отраслью. Обучение и общественная работа — это не плохо, но именно опыт работы на руководящих должностях в отрасли дает возможность понять, как именно работает система изнутри, и в дальнейшем избежать ошибок, которые могут разрушить отрасль вообще. Что сейчас и происходит в украинской медицине с легкой руки непрофессионала.

Кадры решают все

«Относительно высшего руководства, т.е. заместителей Министра, то их кандидатуры будут рассматриваться на заседании коалиционного большинства в парламенте, поскольку именно коалиция выдвигала кандидатуру Министра здравоохранения, то и она будет предлагать кандидатуры заместителей», — это также одно из заявлений Олега Мусия в начале министерского пути, то есть четыре месяца назад.
Сегодня же О.Мусий заявляет, что замов ему навязали по партийным квотам, в частности, Р.Салютин назначен по квоте «Батькивщины».

То есть получается, что кто-то заставил Министра подавать на назначение на должности своих заместителей лиц, которые якобы не соответствуют его требованиям и не выполняют обязанностей (а именно Р.Салютина), и он почему-то скрыл это от общественности и сообщает только сейчас. Если бы эти лица выполнили свои задачи — это был бы его успех, а поскольку провалили — это их вина и Министр не причастен?

Например, Министр и его заместитель Н.Лисневская в своих выступлениях постоянно подчеркивают, что в сфере государственных закупок уже проводится техническая работа по внедрению открытых электронных торгов, и в ближайшее время планируется проведение тестирования этой системы. Однако Первый заместитель Министра Р.Салютин, который отвечает за осуществление государственных закупок, черпает эту информацию из СМИ, поскольку ни одного совещания с работниками Минздрава по этому вопросу не проводилось.

Кстати, Н.Лисневская — заместитель Министра здравоохранения, по специальности юрист, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Юридического института Национального авиационного университета, не имеет медицинского образования и ни дня не работала в области здравоохранения. Но к ней у Олега Степановича — никаких претензий. В отличие от Руслана Салютина, доктора медицинских наук, к тому же специалиста, имеющего опыт работы на должности директора Координационного центра трансплантации органов, тканей и сосудов МЗ Украины. Р.Салютин стал при Мусие неким козлом отпущения — за достаточно небольшой промежуток времени он уже получил выговор за недостаточную координацию работы подразделений Министерства по обеспечению своевременной выплаты единовременного пособия членам семей Небесной Сотни. На повестке дня — новое наказание за сорванные тендеры на закупку лекарств и средств медицинского назначения. Удержится ли многострадальный заместитель Министра на своем посту?
Но этот вопрос А.С. Мусия не слишком волнует, ведь, похоже, непрофессионалами Министру управлять значительно удобнее.
Например, Министр активно и явно лоббирует на должность руководителя завода «Индар» лицо, не имеющее медицинского или фармацевтического образования и никакого опыта в сфере руководства фармацевтическими предприятиями, а именно пана Павлива.

С 5 апреля 2014 г. и до сих пор не назначен новый Глава Государственной санитарно-эпидемиологической службы Украины, который имеет особые полномочия, определенные законодательством Украины. Кандидатура же, представленная Министром на должность Главы Государственной санитарно-эпидемиологической службы Украины, Главного государственного санитарного врача Украины, не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к этой важной должности, и не имеет серьезного опыта работы на руководящих должностях Санитарно-эпидемиологической службы Украины, что особенно важно в период необъявленной войны, происходящей в стране.

Зона гуманитарной катастрофы

За 4 месяца каденции Министра не было сделано ничего для исправления ситуации в регионах, где система оказания медицинской помощи гражданам уничтожена из-за боевых действий, особенно в Донецкой и Луганской областях. Области, где действует АТО, стали зоной гуманитарной катастрофы. Один из главных факторов этой катастрофы — полное отсутствие централизованного государственного снабжения лекарств в рамках выполнения целевых программ. Некоторые из этих лекарств крайне необходимы для простого выживания — например, препараты инсулина. Сегодня Министр здравоохранения Украины даже не собирает сведений об обеспеченности лекарственными средствами пациентов в зоне АТО и ближайших районах, следовательно, не знает, что количество лиц, рискующих погибнуть из-за неполучения жизненно необходимых лекарств, таких как инсулин, АРВ-препараты т.д., растет ежедневно в геометрической прогрессии.
Министерство за последние 3-4 месяца нестабильности, столкновений и кровопролитий в Восточных регионах ничего не сделало, чтобы возобновить поставки ГП «Укрвакцина» лекарств в зоны, охваченные терроризмом и бандитизмом. До сих пор не состоялись (да и неизвестно, состоятся ли вообще) консультации с СНБО Украины, МВД Украины или Минобороны Украины по обеспечению соответствующего сопровождения автомобилей ГП «Укрвакцины» с грузом жизни для украинцев в Донецкой и Луганской областях.

За 24 года независимости украинским здравоохранением руководили 18 министров. Результат, который мы имеем, сегодня звучит, как приговор. «Наша медицина вымирает, — сказал на пресс конференции в «Интерфакс-Украина» Президент Ассоциации психиатров Украины Семен Глузман. — Еще год-полтора и ее не станет». Так что времени на непрофессиональные эксперименты не осталось — даже несмотря на благие намерения.

По материалам lustratsiya.com.ua

Якщо ви знайшли помилку, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Залишити коментар

Введіть текст коментаря
Вкажіть ім'я