Президент Украинской ассоциации поставщиков и производителей медицинской техники и Международного медицинского консалтингового агентства Николай Кузьма в интервью «Украинским Национальным Новостям» в 2011 году утверждал: «Меня около десятка лет пытаются представить главным коррупционером страны за то, что я на самом деле пытаюсь бороться с коррупцией, довожу до всех и каждого, что нужна перестройка системы в сторону рационального использования и средств, и ресурсов». Но «великого реформатора-рационализатора» не слышат и продолжают закупать у него за бюджетные средства несоответствующую и непригодную медтехнику, к тому же — по завышенным ценам. Хотя он предупреждал. Так чего же он должен отказываться от сверхприбылей?
Деньги любят тишину и… темноту
«Кузьма, как говорят люди сведущие, — это человек, через которого можно решить любой вопрос в Минздраве, — объясняет журнал «Фокус» в обзорном материале (от 20 ноября 2009 г.) о главных игроках тендерного медрынка. — Он, как и Петр Багрий, один из наиболее приближенных к ведомству бизнесменов. Свою деятельность начал в начале 2000-х, особенно плодотворно работал с 2004 по 2007 годы. Якобы тесно сотрудничал с мировыми лидерами по выпуску медицинской техники — на тендерах в Минздраве представлял их интересы… Технику ему удавалось продать порой по тройной стоимости. На Кузьму не заводили уголовные дела, но о том, как виртуозно он зарабатывал, слагали легенды».Следовательно, простодушную фамилию «Кузьма» вполне справедливо можно считать «брендом», под которым работает определенная бизнес-группа, способная «давать зеленый свет» любой компании, которая приходит в Украину с ее оригинальными рыночными условиями, предлагая логистику победных тендерных решений. Как выражается сам Н.Кузьма в интервью «УНН» — «от того, что нужно, к тому, куда нужно, по какой цене и так далее».
Не будем забывать, что эта сфера деятельности требует и юридически безупречной документации, решения вопросов валютного кредитования, страхования грузов, расходов на таможнях…
«Но почему любые тендеры на покупку оборудования обрастают все больше коррупционными подробностями, нежели полноценными и профессиональными оценками результатов торгов?» — не понимает журналист.
«Все от того, что у нас медоборудованию, как сфере государственных интересов и денег, не уделяется должного государственного внимания. Все разрозненно, эпизодически, алогично и, как следствие, пронизано всевозможными нелицеприятными явлениями вроде коррупционных схем», — объясняет Кузьма. — В Украине никто не ведет ни реестра техники, ни ее инвентаризации… У нас в стране — полное отсутствие плановости поставок… Состояние дел в области (поставки — авт.) медоборудования — близко к катастрофе».
Что же, слушая всю эту сокрушительную критику 5-летней давности, мы в который раз убеждаемся: в Украине созданы все условия для «ловли рыбы в мутной воде», лишь одно сомнительно — искренность эксперта, который рядится в тогу разоблачителя пороков системы здравоохранения, называя Минздрав «заложником поставщиков», обвиняет чиновников в приобретении доукомплектованного оборудования и такого, что просто не подходит заказчику.
По его словам, «до половины выделенных с 2000 по 2011 гг. бюджетов на закупку техники так и пошли — в никуда». Почему же «в никуда»? В ваши карманы, господа-схемотехники, они и пошли!
«Наварено» на ДЦП
Следовательно, уже в 2011 году наш герой утверждал, что «коммерцию оставил несколько лет назад» и «полностью погрузился в консалтинг». Однако на днях, в декабре 2014-го, интернет-издание «Обозреватель» разместило материал, свидетельствующий о другом — о том, что бизнес-успехи Николая Всеволодовича продолжают удивлять и шокировать. Кому верить — Кузьме или «Обозревателю» и Генпрокуратуре?
Оказывается, что фирмы, которые имеют отношение к Николаю Кузьме, работают уже не только с Министерством здравоохранения, но и занимаются потребностями Минсоцполитики. Одна из них «осчастливила» детей с ДЦП нефункциональным оборудованием по ценам, завышенным в 5 раз. В связи с чем в ноябре этого года Генпрокуратура возбудила уголовное дело по факту растраты чиновниками Министерства соцполитики 24 млн грн, которые были выделены на нужды детей, больных ДЦП.
Оборудование для реабилитации детей с особыми потребностями Минсоцполитики закупает второй год подряд. Таким образом, схема, успешно обкатанная при Правительстве Азарова, сработала и при Правительстве Яценюка.
В прошлом году Министерство приобрело у компании «Евромедпроект», победившей в тендере, две системы реабилитации опорно-двигательного аппарата G-EO (производитель — швейцарская компания Reha Technology AG) за 16,7 млн грн. В этом году такие же два аппарата с учетом курса доллара были приобретены за 24,1 млн грн.
Тендер выиграло ООО «ЄМГ» Україна», которое является дочкой Enterprises Medicales Gray SA (EMG, Швейцария), и, по неофициальной информации игроков рынка, за ним стоит один из «китов тендерного бизнеса» Николай Кузьма, компании которого, по словам главного редактора «Обозревателя» Михаила Бродского, до 2009 года выигрывали до 90% тендеров Минздрава по закупке медицинской техники. А импортер, который имеет дело с таким же оборудованием, заявил изданию, что стоимость системы на тендере была завышена примерно в 5 раз (на момент проведения торгов один аппарат стоил около 2,5 млн грн).
Системы должны были поступить в Государственный комплекс социальной реабилитации Николаева и в Винницкий центр социальной реабилитации детей-инвалидов «Промінь» в декабре этого года.
В свою очередь, пресс-служба Генпрокуратуры сообщила, что ГПУ начала уголовное производство по факту растраты бюджетных средств в особо крупных размерах должностными лицами Министерства социальной политики.
Оказывается, системы реабилитации не подходят для лечения детей с ДЦП по техническим параметрам. «Применение закупленной системы больными детским церебральным параличом не предусмотрено», — сообщила пресс-служба ГПУ.
Такие системы используются преимущественно для реабилитации взрослых после инсульта, а детям с ДЦП нужно функционально другое оборудование. Оно сложное и более дорогое. А значит, «нормально наварить» на нем на тендерах было бы сложнее.
Впрочем, до вынесения Генпрокуратурой окончательного вердикта мы можем говорить лишь о журналистской версии циничной аферы на больных детях. Но в последние годы о манипуляциях с миллионными закупками медоборудования кто только громко не заявлял, включая чиновников высоких рангов, но о привлечении виновных к ответственности говорится очень редко и почти шепотом. Невольно создается впечатление, что и «достижения» Николая Кузьмы на рынке торговли медтехникой возмущенную общественность волнуют больше, чем сотрудников правоохранительных органов.
Вспомним наиболее резонансные дела, которые связывают с этой персоной.
Скандала бояться — на тендеры не ходить
Одной из наиболее скандальных закупок последнего времени, прошедших при непосредственном участии Н. Кузьмы, стала закупка ПЦР-лабораторий для диагностики калифорнийского гриппа во всех регионах Украины. К лабораториям, как оказалось, не закупили реагентов (праймеров), без которых они не смогли работать. Оборудование до сих пор так и не установлено, а споры о его возможностях определять штаммы гриппа продолжаются.
Эта сделка состоялась в 2009 году — интересы американской компании Bio-Rad Laboratories в Украине представляла ПП «МБК», которую также относят к фирмам, аффилированным Н.Кузьмой.
Кстати, недавно, в ноябре 2014-го, власти США оштрафовали калифорнийскую компанию Bio-Rad Laboratories на $ 55 млн за нарушение закона о коррупции за рубежом, установив, что ее «дочки» платили взятки местным чиновникам, сообщается на сайте Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) США (информация «Форбс»). За пять лет Bio-Rad Laboratories выплатила в виде взяток около $7,5 млн, получив благодаря им прибыль в размере $ 35 млн, говорится в сообщении. Посредники «использовались, в первую очередь, для оказания влияния на Министерство здравоохранения и помощи компании в получении государственных контрактов».
Также в 2009 году Николай Кузьма «засветился» в мега-инвестиционном проекте в рамках реализации Госпрограммы по развитию сельской медицины под гарантии Правительства Украины (названном в медицинской среде «Австрийским кредитом»).
«История с этим кредитом достаточно запутанная и окутана различными легендами, — пишет сайт «Медконтроль». — Но выглядит ситуация так, что инициатором проекта могла быть австрийская группа VAMED, под управлением которой находится широко известная берлинская университетская клиника Charité, где лечились известные представители украинской власти. Проект Минздрава скорее всего был «спущен» сверху, поэтому его реализации способствовали тогдашние заместители Министра З.Мытник, В.Бидный и В.Лазоришинец. Такой важный социальный проект с политическим окрасом перед президентскими выборами 2010 года должен был пройти спокойно и без скандалов. Поэтому его реализацию поручили Н.Кузьме, имеющему прекрасную способность договариваться, и он привлек основных участников рынка. Согласовав перечень оборудования и квоты в проекте, список с ценами и наименованиями передали на VAMED, и в сентябре 2009 г. госкомпания «Укрмедпостач» (находится в ведении Минздрава) заключила договор с Vamed Engineering GmbH & CO KG о поставке 15 наименований медоборудования на общую сумму 99,9 млн Евро».
Судебные тяжбы между ГП «Укрмедпостач» и компанией «Вамед Инжиниринг» продолжаются до сих пор. Госпредприятие требует замены поставленных 85 транспортных инкубаторов (модель IT-158-TS) или возврата денежных средств в размере 4,9 млн Евро, поскольку это оборудование не может использоваться в лечебных учреждениях на основании приказа Гослекслужбы Украины от 27.03.2012 г.
Интересно, что, проворачивая миллионные суммы, люди Кузьмы не брезгуют и «мелочными» заработками. Известно о том, что с целью поставки медицинского оборудования из Австрии ГП «Укрмедпостач» заключило ряд договоров с фирмой «Укрмед» об оказании консалтинговых и посреднических услуг общей стоимостью 475 тыс. грн. За эту сумму компания-подрядчик должна была обеспечить подготовку документов по регистрации медицинских изделий. Но на момент заключения сделки австрийское оборудование… уже было зарегистрировано. Но стороны составили акт приема-передачи, на основании которого «Укрмедпостач» перечислил «Укрмед» 210 тыс. грн — как говорится, за воздух.
Самой резонансной частью проекта «Австрийский кредит» оказались поставки автомобилей скорой помощи. Скандал с малоприспособленными для этих функций авто марки «Опель Комбо» перерос в самый громкий из политических скандалов в истории Украины (дело о признании недействительным решения Тендерного комитета Министерства здравоохранения Украины от 12 декабря 2007 года об определении победителя тендера на поставки санитарных автомобилей было инкриминировано бывшему Премьер-министру Украины Юлии Тимошенко).
Напомним, что 6 июля 2010 года Глава СБУ Хорошковский в письме к Премьер-министру Украины изложил результаты внеплановой ревизии ГлавКРУ, предметом которой стали махинации с использованием государственных средств во время привлечения иностранных товарных кредитов под госгарантии для реализации инвестиционных проектов в медицинской отрасли (Постановление КМУ от 05.08.09 №819).
В письме говорилось о том, что ГП «Укрмедпостач» заключило договор на поставку медоборудования с компанией «Вамед Инжиниринг», которую также связывают с Николаем Кузьмой. Госпредприятие от австрийского партнера, на момент проверки СБУ, получило технику на сумму более 64 млн Евро, что составило 64,5% от общей суммы инвестиционного проекта, при этом 79,4% полученного оборудования не использовалось.
Кроме того, Хорошковский указывал, что автомобили «Опель Комбо», закупленные в рамках проекта, не отвечают Госстандартам Украины, не зарегистрированы как санитарные и не внесены в Госреестр и не могут использоваться по назначению.
Всегда востребованный
Уникальность Николая Кузьмы заключается еще и в том, что ему удается сохранять деловую активность при любом политическом раскладе. Есть данные, что в мае 2011 г., после прихода к власти Януковича с Азаровым и увольнения с должности Министра здравоохранения И.Емца позиции Кузьмы пошатнулись: на рынке его потеснили выходцы из Донецка — бизнесмены Фистали.
Однако еженедельник «Зеркало недели» в материале «Медицинские тендеры-2011. Смена лидеров» (от 4 мая 2012 г.) писал: «Смена режима принесла Николаю Кузьме и компании «Укрмед» кучу проблем. Но ровно год назад «Укрмед» сменил владельца на лондонскую «Техстар трейдинг Лтд.» (Techstar trading ltd.), и у него началась новая жизнь. В 2010 году тендерные достижения «Укрмед» вновь возросли — с 44 миллионов до 227 млн грн в 2011 году.
«ЗН» приводит сравнения: компания «А’СТА», основанная менеджерами из группы Рината Ахметова, в 2011-м заработала примерно столько же — 222 млн грн. Но она улучшила свой результат лишь на 60 млн грн, или на четверть от 2010 года. Тогда как «Укрмед» — аж в пять раз.
К непотопляемым «тендерным мафиози» отнес Николая Кузьму и пресловутый экс-Министр здравоохранения Олег Мусий. На вопрос журналиста издания «Фокус» (03.10.2014), кого конкретно он имел в виду, говоря о тендерной мафии в Минздраве, О.Мусий указал на четырех бизнесменов: «Это всем известные фамилии — Борис Литовский, Петр Багрий, Михаил Кучирко, Николай Кузьма. В первый день своего прихода на министерскую должность я сказал, что их схемы меня не интересуют и будут ликвидированы. Тендерная мафия, которая 20 лет принимает участие в торгах, разделила между собой рынок и занимается посредничеством между заводами-производителями и Министерством. Иностранные заводы по нашему законодательству могут заходить на рынок только через посредников. Эти посредники между собой воюют, подают жалобы, саботируют, платят «откаты». Каждый из них приближен к определенному деятелю при власти, которые обогащаются на госзакупках».
Но фамилии «определенных деятелей» Мусий назвать не решился.
Закупочное агентство «серых кардиналов»?
Что же, опираясь на названные фамилии, пожалуй, можно написать солидную диссертацию на тему «История медзакупок в Украине: уничтожение отечественного производителя и потерянные миллиарды».
Простой значительной части закупленного импортного оборудования годами связывали то с отсутствием необходимого помещения (некоторые требовали сооружения отдельного здания, а на это средства в бюджетах не предусматривались), то с отсутствием необходимых комплектующих, то не находилось нужных специалистов для его обслуживания.
Но нужно ли объяснять, что, зная наперед о невозможности установления своего оборудования в течение гарантийного срока, зарубежные поставщики ничем не рисковали даже при поставках в Украину бракованного или второсортного хлама?
Эти же «серые кардиналы», которых почему-то принято величать «гениями» и «виртуозами», способствовали увеличению импорта в Украину дешевого медоборудования, закупая его у азиатских (в частности — у китайских) производителей… по европейским ценам.
В январе этого года, в дни, когда пылал Майдан, Вице-премьер-министр Константин Грищенко и Глава Минздрава Раиса Богатырева, собрав совещание академиков НАМНУ, решили напоследок «усилить контроль использования выделенных академии средств», и с «неподдельной» искренностью удивлялись тому, что «на складах в институтах находятся десятки единиц высокотехнологичной медицинской техники, закупленной в 2011-2013 гг. за бюджетные деньги». По данным К. Грищенко, только в учреждениях НАМНУ такое оборудование, что простаивает, обошлось бюджету не менее чем в 300 млн грн.
«Почему оно не введено в эксплуатацию? — возмущался Вице-премьер-министр. — Каким образом мы закупаем технику до того, как созданы условия для ее размещения, когда не подготовлены кадры, способные ее обслуживать?! А тенденции ныне таковы, что современная аппаратура обновляется каждые 2-3 года. И она утратит смысл, если годами простоит на складе».
Куда раньше смотрели госдеятели из Партии регионов? Например, согласно данным ГлавКРУ, только в течение 2008-2009 гг. Министерство здравоохранения подписало контракты на 46 единиц медицинского оборудования на сумму 86 млн 700 тыс. грн, которое не используется из-за невозможности его установки в регионах.
В этом году руководители медицинской отрасли активно несут в массы идею выведения из полномочий Минздрава функции по госзакупкам: мол, Министерство здравоохранения превратилось в Министерство торговли, и нам нужно лечить людей, а не торговать. При всех декларируемых плюсах такого решения есть один существенный минус — госзакупки перейдут под контроль узкого круга лиц, а Министерство снимет с себя всякую ответственность за возможные злоупотребления. А куда же те злоупотребления денутся, если, по сути, предлагается создать монстра, который единолично возьмет в руки и количество закупаемых лекарств, вакцин, оборудования, и их стоимость. Кому в этом случае достанется рынок медтехники, догадаться не сложно…
Богдан КОНОВАЛОВ, специально для «ВЗ»