Стройные шеренги молодых врачей, которых согласно государственному распределению направляют на самые оголенные звенья отечественного здравоохранения, заметно редеют уже на подъезде к пункту назначения. А через некоторое время вновь прибывшие специалисты пытаются сменить место работы или даже выбранную когда-то профессию. Украинские студенты-медики завидуют своим ровесникам за рубежом — те выбирают место будущей работы без государственного принуждения. Но таким ли уж легким является «свободное плавание» в медицинскую профессию? И что лучше: синица в руках или журавль в небе?
Например, в 2014 году она состоялась с учетом рейтинга выпускников. Рейтинговый показатель, предложенный МЗ Украины, учитывал работу студента в течение 5,5 учебных лет и оценивал ее в баллах (70% — успешность выпускника, 15% — его общественная активность, еще 15% — научная деятельность). И на более «привлекательные» места могли претендовать только те выпускники, которые имели высокий рейтинг. Это положительная практика. Понятно, что молодежь стремится попасть в медицинские специальности, имидж которых ассоциируется с понятиями «современный», «перспективный», «высокотехнологичный». Однако отечественное здравоохранение сегодня нуждается, прежде всего, в семейных врачах, специалистах скорой медицинской помощи, фтизиатрах, врачах-лаборантах (из разряда так называемых «непрестижных» направлений). Таких специалистов катастрофически не хватает.
Вместо этого, наше государство не имеет ресурсов для того, чтобы привлечь молодых врачей к работе на таких должностях, например: предоставить молодым специалистам этих отраслей достойную оплату труда, жилье, служебный автомобиль (таким путем пошли Россия и Беларусь). К сожалению, у нашего государства остается единственный «аргумент» — в виде государственного распределения.
По поводу «престижных» специальностей, то распределение на них не может быть привилегией избранных. К сожалению, в Украине нейрохирургами, кардиохирургами и урологами становятся сразу после окончания медуниверситета, не имея практики работы даже в области общей хирургии, то есть не умея обработать хирургическую рану, оказать элементарную хирургическую помощь. Такое положение вещей нужно менять. Это — также пережиток СССР. В 2014 году 75% наших выпускников-бюджетников распределены на работу в первичном звене, они будут приобретать необходимые навыки и проторять себе путь к профессиональному совершенствованию.
Конечно, любое распределение таит в себе возможности для коррупции. Впрочем, разделение по рейтинговым показателям — это уже прогрессивный шаг. По крайней мере, в условиях, если его нельзя отменить вообще. В цивилизованном мире — совсем другой подход к трудоустройству молодого врача. Например, в США распределения как такового нет (как и обучения за государственные средства). Чтобы получить медицинское образование, американцам приходится платить значительные средства, поэтому в основном они берут для этого очень большие банковские кредиты, которые впоследствии выплачивают в течение нескольких лет. Возможно, поэтому студенты медицинских университетов очень мотивированы, чтобы хорошо учиться, стать хорошими специалистами и начать хорошо зарабатывать.
Что касается самого трудоустройства, оно выглядит примерно так. Медицинские учреждения подают заявки на специалистов. Выпускник, который получает баллы по результатам лицензионного теста и по ряду других позиций, подает документы на конкурс, во время которого происходит отбор на вакантные должности. Обычно выпускники рассылают свои данные в несколько лечебных учреждений, каждый из которых отбирает себе лучших. То есть работодатели также борются за хорошего специалиста, а не ждут, пока им пришлют кого-нибудь. Было бы очень хорошо, если бы и Украина вскоре пришла к такому способу обеспечения здравоохранения кадрами.
В США конкурс существует даже на выбор места прохождения 3-годичной интернатуры. Кстати, интерны — основная рабочая сила медицинских центров в США. Молодые врачи имеют лишь несколько свободных часов в неделю и даже живут в общежитиях при больницах. Во время прохождения интернатуры молодой врач зарабатывает очень мало, а «узким» специалистом он становится через 15 лет обучения и практики. Не говорю уже о том, что там значительный отсев студентов в течение учебы в университете — из-за жестких требований к качеству знаний. Поэтому, пройдя горнило суровых требований при обучении, интернатуры, практики, врач получает хорошие перспективы и в плане престижного места работы, и в плане высокой оплаты труда. Конкуренция — двигатель прогресса, и любая конкурентная система — правильная. Если на многие медицинские должности, особенно в сельской местности, у нас нет никакой конкуренции, то и имеем то, что имеем.
Обучение по целевым направлениям, которое практикуется в высших медицинских учебных заведениях Украины, имеет свои плюсы, поскольку специалисты должны возвращаться работать туда, где их особенно не хватает и где их ждут. Однако целевое обучение частично снимает проблему распределения. Ведь студенты, обучающиеся за счет средств местного сообщества, часто лукавят и всевозможными путями пытаются остаться на работе в столице или где-то, но не там, откуда их направляли. Хотя это вроде и пресекается, но… К сожалению, минусом целевого обучения является то, что часто под такой социальный заказ попадают недостаточно подготовленные выпускники школ.
Медицинские кадры — это стратегический капитал, и 70% всех капиталовложений в область здравоохранения в мире направляется именно на ее кадровое обеспечение. Реформы отечественного здравоохранения, старение кадров, низкий уровень мотивации персонала и финансового обеспечения отрасли в целом углубляют дефицит медицинских работников. Вся надежда — на молодежь и на эффективную кадровую политику государства. Поэтому распределение выпускников, обучающихся за бюджетные средства, — вполне логичное явление. Государство планирует, как обеспечить бюджетную систему здравоохранения кадрами, выделяет на их подготовку средства, поэтому оно имеет право контролировать этот процесс.
Часто ссылаются на зарубежный опыт, где трудоустройство выпускников не контролируется государством. Но нельзя выдергивать из зарубежного опыта только один отдельный аспект. Там все молодые специалисты отрасли — врачи общей практики, а не «узкие» специалисты, которые, кстати, обязаны отработать не менее 3-4 лет на этой «рядовой», по нашим меркам, должности. То есть от определенных обязательств их никто не освобождает (бесспорно, это не является классическим распределением). Пока врач станет «узким» специалистом, проходит десяток лет (в каждой стране — разные сроки) и весь этот период он служит общему делу охраны здоровья населения.
На сегодняшний день в Украине выпускник вуза после окончания учебы должен отработать 3 года по направлению в соответствии с Законом Украины «О высшем образовании», Постановлением Кабинета Министров Украины № 992 «О Порядке трудоустройства выпускников высших учебных заведений, подготовка которых осуществлялась по государственному заказу» от 22 августа 1996 и ведомственными нормативно-правовыми актами. Но в связи с определенной законодательной несогласованностью, упомянутые положения законодательства довольно часто нарушаются, и выпускник имеет возможность избежать отработки. Поэтому и возникает ситуация: выпускников медицинских вузов ежегодно обеспечивают первым рабочим местом почти на 100%, однако уже до прохождения интернатуры на специальность согласно распределению попадает примерно лишь 70% будущих врачей. Урегулировать этот вопрос государство планировало еще в 1996 году путем утверждения Порядка определения и возмещения выпускниками стоимости обучения в случае нарушения ими условий соглашения о трудоустройстве. Однако доныне такой Порядок не принят и не утвержден. Таким образом, механизм определения и возмещения выпускниками стоимости обучения в случае нарушения ими соглашения о трудоустройстве отсутствует, что затрудняет реализацию любой кадровой концепции.
Как следствие — критическая нехватка врачей первичного звена и специалистов других непопулярных специальностей, особенно в сельской местности. В частности, по данным Минздрава Украины, лишь для покрытия природной текучести кадров ежегодно необходимо около 6 тыс. врачей. В последние годы молодыми специалистами заполняется только до 70% этих должностей.
Как выйти из этой ситуации? По мнению Профсоюза, государство не должно использовать принуждение как единственный аргумент в решении кадрового вопроса отрасли здравоохранения. По нашему убеждению, надлежащая социальная защита и достойная оплата труда молодых специалистов-медиков — это ключ к успешной кадровой политике в отрасли, особенно в условиях ее реформирования. Нужно максимально развивать систему местных стимулов, чтобы выпускники, которые будут «закрывать» собой кадровые «амбразуры» отрасли, не чувствовали себя каторжанами. К сожалению, нашим молодым врачам, уезжающим в глубинку по распределению, нечем оплачивать жилье из-за своей мизерной зарплаты, к тому же они лишены жилищно-коммунальных льгот, гарантированных Основами законодательства Украины о здравоохранении.
И очень странной, если не сказать абсурдной, выглядит ситуация, когда студента-киевлянина отправляют работать семейным врачом в, например, Черниговскую область, при том, что в Киеве такие специалисты на вес золота.
Поэтому любая система должна быть четко продуманной, чтобы учесть все интересы и нюансы. Хотите иметь хороший результат? Совершенствуйте механизм решения кадрового вопроса вместо того, чтобы «выезжать» на резервах человеческих ресурсов, которые и без того «тянут» на себе отрасль. Не хотите, чтобы кадры «убегали»? Создайте для них надлежащие условия. Или пусть те, кто сидит в кабинете и придумывает, как крепче «взять за горло» медицинского работника, чтобы заставить его работать там, где нужно, и «выживать» на предложенную зарплату, поменяются с ним рабочим местом. Тогда и понимание ситуации придет, и выход быстро найдется.
Многие выпускники вообще идут работать не по специальности. Так кто от этого теряет? Если же молодой врач поймет, что на месте новой работы его ждут, ему идут навстречу, он не просто отработает обещанные три года, но и «приживется» там навсегда. Так было в большинстве случаев в советское время — по крайней мере очень многие мои однокурсники, поехав по распределению далеко от дома, до сих пор работают там, ведь вскоре получили квартиры, обосновались в быту, получили перспективы карьерного роста и т.д. Львовская область (как и остальные западные области Украины) сейчас вообще не испытывает дефицита врачей. Напротив, отчасти имеем избыток кадров. И это произошло не только из-за достаточного количества медицинских вузов в регионе, но и потому, что местные власти все-таки прилагают усилия, чтобы врач чувствовал себя уважаемым человеком не только на словах. Поэтому наши выпускники стремятся любым способом вернуться работать в родные места. И с этим ничего не поделаешь.
Да и непонятно, кому нужно «перекрестное» распределение советского образца, когда выпускника вуза из одной области направляли в другую, отдаленную, и наоборот. От советского «наследия» давно нужно отказаться. Вместо этого необходимо ориентироваться на то, по каким принципам строится кадровая политика в мире. Очень хотелось бы, чтобы Украина наконец-то пришла к тому, что работодатели и местные власти будут конкурировать между собой в создании как можно более привлекательных условий труда для молодых специалистов, а те, в свою очередь, будут соревноваться за право быть приглашенными на престижные рабочие места.
Поэтому неудивительно, что почти 50% выпускников медицинских вузов в течение первых 3-х лет после окончания учебы (и на бюджетной, и на контрактной форме) идут из медицины вообще. Это очень большой процент кадровых потерь. Медики должны использовать «силу» своей общности еще со студенческих лав. Для этого есть законные возможности. Например, согласно Приказу МОЗ Украины, распределение выпускников осуществляется при участии студенческих профсоюзов и органов студенческого самоуправления. Если бы органы студенческого самоуправления в медицинских вузах активизировали свою деятельность (а она сейчас очень слабая), тогда студенческое сообщество могло бы максимально повлиять на условия распределения, чтобы они были комфортными для выпускников. Студенты могут требовать полного информирования о том, какие заявки поступили на распределение, какая зарплата предлагается по месту работы (можно договариваться и об ее увеличении в виде определенных материальных доплат), действительно ли выпускнику будет предоставлено жилье и в каком оно состоянии. Студенты-активисты могут делать инспекционные выезды на место «приглашения», потому что очень часто оно фиктивное, скажем, по распределению выпускник должен занять место хирурга, а фактически оказывается, что вакантных должностей хирургов на месте уже нет, поэтому выпускнику приходится работать семейным врачом. Или же «свободными» оказываются должности на полставки или на 1/4.
Часто руководители лечебных учреждений не являются хорошими менеджерами и даже не заботятся о том, когда и какие кадры им будут нужны. Скажем, руководитель имеет полное штатное расписание, видит вакансии, но по приезду выпускника оказывается, что они уже заняты «совместителями». Хотя руководитель учреждения несет определенную финансовую ответственность за предоставленную недостоверную информацию. И выпускники должны знать свои права. Скажем, Постановлением Кабмина предусмотрено, что заказчик обязан компенсировать выпускнику расходы, связанные с его приездом на место работы по распределению (туда и обратно), если ему отказано в приеме на работу. В идеале было бы хорошо, если бы каждое управление здравоохранения вывешивало у себя на сайте список вакансий по региону, чтобы студенты могли ознакомиться с ним. Однако нам известны случаи, когда руководители управления здравоохранения умышленно скрывают такую информацию, как «особо тайную».
Поэтому можно утверждать, что государство имеет право требовать от выпускника вуза работать по месту распределения в том государственном лечебном учреждении, где потребность в кадрах является острой. Как вариант на будущее, можно моделировать ситуацию, что каждое конкретное лечебное учреждение сможет обратиться в вуз с запросом на определенное количество специалистов, которые ему нужны (например, таким образом могут обеспечивать себя кадрами уже сегодня частные заведения). Правда, для этого необходимо предоставить максимальную свободу для государственных и коммунальных учреждений здравоохранения и внести изменения в бюджетное законодательство.