Украинцы уже привыкли к предложениям «затянуть пояса», которые звучали даже в сравнительно благополучные периоды жизни страны. Поэтому на фоне нынешних событий претензий не высказывают. То же касается медицинских работников — им неоднократно приходилось терпеть последствия «стабильности» и «улучшения» в отрасли, поэтому к испытаниям трудностями они готовы. Однако немало проблем сегодня удобно «списать» на тяжелые времена, тем самым еще больше усугубив ситуацию в здравоохранении. О том, что сегодня больше всего беспокоит медиков столицы, — наш разговор с Председателем Киевского городского профсоюза работников здравоохранения Ларисой КАНАРОВСЬКОЮ.
ВЗ Уже более 20 лет отечественная система здравоохранения находится в состоянии перманентных реформ. В эпицентр последних попала и столица — какие последствия?— Чтобы нас не обвиняли в хронической неудовлетворенности (хотя это и не удивительно — чего стоило пережить 18 министров и 14 вариантов реформ!), лучше озвучу мнение наших пациентов о последней реформе, которые считают ее самой непродуктивной. В мае 2014 года было проведено анкетирование 31 тысячи пациентов в разных районах города Киева. Их спросили, довольны ли они результатами изменений в первичном звене здравоохранения. Почти 2/3 из них ответили «нет». Только 28,3% опрошенных считают, что врач после упомянутых реформ стал «семейным».
Почему такое недовольство? Потому что пациенты увидели новые таблички на дверях кабинетов врачей, но не разглядели нового статуса этих специалистов, не заметили изменений их функций и, главное, более качественных результатов работы. Так как отныне пациент вместо того, чтобы пойти в поликлинику и за один визит получить медицинскую помощь у необходимых специалистов, бегает по району от амбулатории семейного врача к лаборатории, затем назад с анализами, а в случае «чего-то подозрительного» — снова в консультативно-диагностический центр. Такой обновленный «маршрут пациента» выдержит не каждый здоровый человек!
Не говорю уже о том, что экспериментальный «развод» между центрами ПМСП и консультативно-диагностическими центрами автоматически удвоил штаты административно-хозяйственного персонала, обошлось в копейку и оформление 2-х пакетов документов. В Киеве появилось 85 амбулаторий ОПСМ, на это из бюджета было потрачено примерно 100 млн грн, сегодня тратим дополнительные средства на их содержание. Что имеем в конечном итоге? Мы уничтожили поликлиники и дневные стационары, которые там функционировали. Считаю, что амбулатории семейной медицины в столице и других крупных городах — это вообще «ретро».
ВЗ Кое-кто же считает их единственным спасением для первички, на которую неохотно идут врачи.
— Так это мы так поощряем? В свое время наш профсоюз выступал против модели, предложенной главой КГГА Александром Поповым и ректором НМУ имени А.А. Богомольца Виталием Москаленко, по привлечению молодых специалистов в столичную медицину путем оплаты их обучения за средства города. И столица выделяла средства университета на обучение студентов, однако они после получения дипломов, используя различные основания и обстоятельства, на наши участки работать не пришли. Не лучше ли было бы за эти деньги построить служебное жилье и предоставить его молодым врачам по месту работы? Квартира в столице — отличный стимул для молодых людей. А пока что мы имеем неутешительную картину: каждый 5-й врач в Киеве — пенсионер, столице уже не хватает 3,5 тысячи врачей и 5 тысяч медсестер, и кадровый кризис будет обостряться. Дефицит кадров в здравоохранении — глобальная проблема мира.
Всемирная организация здравоохранения в докладе, опубликованном еще 11 ноября 2013 года, сообщила, что в мире уже не хватает 7,2 млн медицинских работников, а к 2035 году их дефицит может превысить 12,9 млн человек. По мнению мировых экспертов, основными причинами дефицита медицинских кадров является низкий уровень заработной платы, отток персонала в другие отрасли, острая нехватка молодых специалистов.
Все эти угрожающие тенденции актуальны и для Украины. Уровень заработной платы в отрасли как основное средство стимулирования труда остается неудовлетворительным, а по сравнению с ростом инфляции и общим подорожанием жизни он постоянно уменьшается. Например, со времен мэрства Александра Омельченко, когда выплачивали так называемую стимулирующую столичную надбавку в размере 50% от оклада, она постепенно уменьшилась до 20%, а потом и вовсе растворилась неизвестно где. Зарплату медицинским работникам Киева город выплачивает вовремя, средства для надбавок руководители медицинских учреждений сейчас выискивают самостоятельно. А работают наши участковые врачи со значительной перегрузкой, обслуживая в 2-3 раза больше пациентов, чем это предусмотрено нормативом Минздрава. То есть как ты этого врача ни назови, а работать в таких условиях он не захочет. И требовать от него качество работы — это кощунство.
ВЗ Впрочем, пациенты еще в большей степени стали заложниками ситуации…
— Бесспорно. Если в больницах столицы на медикаментозное обеспечение больного выделяют 30 копеек в сутки, комментарии, как говорят, излишни. Когда нынешний мэр Виталий Кличко об этом узнал, он был шокирован. Ведь на бумаге на медицинское обслуживание одного киевлянина выделяется 1480 грн в год! Кто их видит? Разве что те, кто обвиняет врачей в коррупции, мол, они воруют лекарства и съедают пищу больных!
В больницах Киева устаревшая техника. К примеру, 30% рентгенаппаратов отработали более 20 лет, имеем лишь 12 аппаратов компьютерной томографии на весь город. Ни в одной больнице города нет хлораторных очистительных установок, а ежедневно в Киеве умирает примерно 100 человек и половине из них проводят вскрытие. В последнее время появилась еще одна вопиющая проблема — в больницах нет вакцин! Может, хватит играть в реформы, время и работать?
ВЗ Вы действительно предполагаете, что локомотив изменений в отрасли уместно и возможно остановить?
— Все зависит от того, какие это изменения. Если мы собираемся дальше двигаться в направлении разрушения отрасли — это нужно остановить. Например, опасной в нынешних условиях считаю идею ликвидации или ограничения финансирования госсанэпидслужбы. К сожалению, в свое время профсоюзу не удалось в судебном иске к Кабинету Министров Украины отстоять запрет реорганизации и сокращения в ГСЭС.
До позорного решения Азарова в Киеве работало 10 санэпидстанций, после его «улучшения» осталось 3 межрайонные, 1 центральная СЭС и 1 лабораторный центр, произошло сокращение работников, появились прямые запреты относительно проверок санитарного состояния предприятий, учреждений и организаций. Как можно расценить такие изменения в санэпидслужбе, когда миром распространяются опасные инфекционные заболевания, например, вирус Эбола (кстати, в столице на сегодняшний день только одно соответствующее инфекционное отделение!). Да и без этой угрозы нам хватает таких опасных заболеваний как туберкулез — ежесуточно в столице 1 больной активной формой этой болезни умирает.
ВЗ В последнее время в СМИ появилась информация о давлении на больницы с целью экономии электроэнергии, средств на дезсредства и даже сокращения коек. Это соответствует действительности?
— Вы же понимаете, если в больницах будут отключать свет, больные в реанимации будут умирать. Поэтому надеюсь, что до этого не дойдет. Относительно дезсредств, больницы их всегда сами покупали, ничего нового в этой новости нет, хотя и обидно за такое положение вещей. Пока что система здравоохранения в столице работает в привычном режиме, но мы все «на пороховой бочке». Ведь больницы города имеют задолженность за коммунальные услуги (по состоянию на 1 января 2014 г. — 260 млн грн), поэтому нам и без войны война — в любой момент могут отключить свет или воду.
К тому же имеем еще одну проблему — из-за неверного отражения в финансовых отчетах кредиторской задолженности учреждений здравоохранения — коммунальных некоммерческих предприятий (КНП), как консультативно-диагностических, так и центров первичной медико-санитарной помощи, документального отражения таких долгов нет. Ведь при заключении сделок (на финансирование КНП) с распорядителями средств высшего уровня акты выполненных объемов финансирования не оформлялись. Поэтому когда заключенные договоры распорядителями не выполняются в полном объеме, а осуществляется частичное финансирование КНП, документального подтверждения этому нет.
Соответственно, учреждение здравоохранения не может отнести такое недофинансирование к дебиторской задолженности. Однако при этом КНП имеет финансовые обязательства перед кредиторами и накапливает задолженность перед ними, что может привести к неплатежеспособности КНП и признанию его банкротом. Чтобы предотвратить это, мы предложили председателю КГГА обязать распорядителей средств оформлять с КНП акты выполненного финансирования по договорам, согласно его реальным объемам.
Относительно сокращения больничных коек, такие «предложения» действительно звучат, а именно: создать в городе 7 больниц интенсивного лечения, остальное сделать больницами планового лечения, с соответствующими структурными изменениями в самих заведениях и их коечном фонде. Однако при внедрении любых изменений в отрасли (в том числе и очередной реорганизации) необходимо учитывать Закон Украины «О введении моратория на ликвидацию и реорганизацию учреждений здравоохранения», которым запрещены реорганизации учреждений, что приводит к изменению их главного назначения и/или сокращению количества работников и уменьшению количества койко-мест. Поэтому сначала правильно было бы инициировать внесение соответствующих изменений в закон.
Кроме того, остро стоит вопрос кадрового обеспечения, поскольку, как показывает опыт, каждая реформа приводит к высвобождению работников. Решить его возможно только при условии тщательного предварительного анализа имеющегося коечного фонда и числа обслуживающего персонала (с учетом специальностей), и сопоставления этих данных с предлагаемыми на будущее потребностями в новых штатах (опять же, по каждой специальности и профилю учреждения). Таким образом все медицинские кадры будут сохранены.
В общем, любые изменения нужно внедрять взвешенно! В свое время лауреат Нобелевской премии Альберт Швейцер сказал, что состояние дел в здравоохранении определяет состояние дел в государстве. И если власть этого не поймет, перспектив у государства нет.
Розмову вела Беседу вела Светлана ТЕРНОВАЯ, «ВЗ»