ВОЗ как одно из специализированных учреждений ООН решает международные проблемы в сфере здравоохранения населения планеты и имеет достаточно сложную и разветвленную систему функционирования. Оно построено так, чтобы каждая из 194 стран-участниц была услышанной, получила поддержку в случае необходимости, а также способствовала обеспечению здравоохранения населения всех государств мира. Но, как в любой иерархической системе, здесь есть свои лидеры мнений, и, к сожалению, Украина в этом списке пока отсутствует.
В списке должников
С 22 по 31 мая 2017 года в Женеве проходила 70-я сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения, на которой был избран новый Генеральный директор ВОЗ — 52-летний д-р Тедрос Адханом Гебрейсус из Эфиопии. Украина не принимала участия в голосовании, поскольку за последние 2 года задолжала ВОЗ 26 млн долл. членских взносов. Премьер-министр Украины Владимир Гройсман пояснил, что государству просто было не из чего их платить: «Наличие такого долга обусловлено тем, что в 2014 году после хозяйственных управленцев на государственном счете Украины было 108 тыс. грн. Представьте, какие вызовы стояли перед Правительством, которое возглавил Арсений Яценюк в 2014-2015 годах. Поэтому уплата 26 млн долл. отошла на второй план. Но суть заключается в том, что нужно проинвентаризировать все наши долги, в которые загоняли страну, наверное, десятки лет. Посмотрите, как увеличивались государственные долги, как падала экономика, тогда, когда она должна была расти».
С одной стороны, катастрофы в этой задолженности нет: Украина — постоянный член (или наблюдатель) 79 международных организаций, что является достаточно затратным делом, поскольку везде надо платить членские взносы. По состоянию на ноябрь 2016 года долги Украины перед международными организациями составили более 20 млн долл. Кроме того, все эти организации дают Украине хоть какую-то пользу. Некоторые эксперты по международному праву считают, что уже пришло время пересмотреть членство в некоторых из них, а в МИД объясняют: для Украины в приоритете только 5 организаций — ООН, Совет Европы, ОБСЕ, ВТО и ЮНЕСКО. С другой стороны, несмотря на то что ВОЗ нет в «списке приоритетов МИД», лишение Украины права голоса при выборе Генерального директора Организации — существенная репутационная потеря. Во-первых, ВОЗ — специализированное учреждение ООН, дружбой с которым дорожит Украина. Во-вторых, помогает государствам-членам координировать деятельность правительств и партнеров, фондов, частных структур, общественных организаций по достижению их целей в здравоохранении (и имеет на них огромное влияние). Также выручает в борьбе с инфекционными и неинфекционными заболеваниями, преодолении последствий стихийных бедствий и способствует реализации национальной политики и стратегий по развитию и укреплению сети лечебных учреждений. В-третьих, сотрудничество Украины с ВОЗ не раз спасало наше государство от проблем в сфере здравоохранения (даже без уплаты членских взносов).
Сотрудничество Украины и ВОЗ под микроскопом
С началом антитеррористической операции сотрудничество Украины с ВОЗ стало особенно актуальным. Кроме рекомендаций и предложений, государство начало получать от Организации гуманитарную помощь, материальную поддержку и защиту интересов на мировой арене. В частности, Европейское региональное бюро ВОЗ, в которое входит Украина, взяло под опеку медицинское обеспечение лиц, пострадавших в результате конфликта на востоке Украины.
Так, ВОЗ — неприбыльная организация, живущая за счет обязательных и добровольных членских взносов, а также финансовой помощи ООН, межправительственных и неправительственных организаций, фондов, местных органов управления, частного сектора и дохода от процентов. В мае 2017 года делегаты Всемирной ассамблеи здравоохранения утвердили предложенный программный бюджет Организации на двухлетний период в размере 4,421,5 млрд долл., который предусматривает увеличение обязательных взносов государств-членов на 3% (до 28 млн долл.) в 2018-2019 годах. Этих средств, конечно, не хватает на решение всех проблем в сфере мирового здравоохранения.
Однако не стоит забывать, что ВОЗ — это одна из самых влиятельных организаций, которая имеет почти безупречную репутацию (не считая нескольких скандалов с вакцинами против птичьего гриппа — «ВЗ» писала об этом в №5-6 (1394-1395) от 10.02.2017 г.) и большое влияние. Благодаря этому, если возникает необходимость, она просит средства у стран-партнеров и обычно их получает. Например, в 2016 году правительство Италии предоставило ВОЗ 250 тыс. долл. для повышения качества жизненно необходимых медицинских услуг и обеспечения стабильного доступа к качественной первичной и вторичной медицинской помощи для пострадавших от военного конфликта на востоке Украины.
В 2015 году ВОЗ помогла Украине остановить эпидемию полиомиелита, а в 2014-м — обеспечила своему партнеру 300 тыс. доз вакцин с противостолбнячным анатоксином (ПА) для вакцинации лиц, пострадавших во время вооруженного конфликта на востоке Украины. К тому же Украина заинтересована в использовании потенциала и накопленного ВОЗ международного опыта, а также привлечении через ее каналы международной помощи для решения проблем в следующих направлениях: туберкулез и ВИЧ-инфекция/СПИД; птичий грипп, рак, сердечно-сосудистые заболевания и сахарный диабет; табакокурение; здоровье матери и ребенка; безопасность продуктов питания; психическое здоровье; безопасность крови. Мероприятия, которые осуществляют в рамках сотрудничества Украины с ВОЗ, согласуются с ее национальными приоритетами и стратегиями в области здравоохранения, учитывают специфику ситуации в этой области в стране и особенности национальной системы здравоохранения.
Международная помощь — чрезвычайно выгодная страховка для экономически нестабильной Украины, но также не стоит забывать: нельзя завоевать авторитет на международной арене, постоянно выступая лишь стороной, которая «принимает помощь» и при этом не выполняет даже элементарных договоренностей и обязательств. Это существенно влияет на отношение партнеров и место Украины в мире. К сожалению, сейчас членство нашего государства в ВОЗ чисто формальное — мы ничего не решаем и не всегда используем те возможности, которые нам оно дает. Даже по количественным показателям Украина довольно слабо представлена в ВОЗ, не говоря уже о качественных.
Начнем анализ с верхушки: Всемирная ассамблея здравоохранения — высший руководящий орган ВОЗ, ежегодно собирается в Женеве на конференции. Каждое из 194 государств — членов ВОЗ имеет право делегировать не более 3 участников, одного из которых назначают главным. Украина в этом году тоже отправила своих представителей на 70-ю сессию Всемирной ассамблеи здравоохранения, председательствовала и. о. министра здравоохранения Ульяна Супрун. Она обратилась к ВОЗ с просьбой не избирать министра здравоохранения Российской Федерации Веронику Скворцову Главой Ассамблеи, поскольку Россия «ведет незаконную оккупацию и войну». Однако в ВОЗ «не услышали» украинского делегата и назначили министра здравоохранения РФ на эту должность сроком на 1 год. Неприятная ситуация, учитывая, что мир постоянно рассказывает о санкциях против РФ, СМИ говорят о «больших репутационных потерях России на мировой арене», а ВОЗ частично финансирует последствия ее агрессии для лиц, пострадавших в зоне АТО.
В Исполнительном комитете ВОЗ, состоящем из 34 человек, представителей Украины вообще нет. А это значит, что Украина фактически не имеет своего представительства на высших ступенях руководства в Организации — только в Европейском региональном бюро, в которое входят 54 государства-члена. Среди членов группы регионального руководства также нет представителей Украины, как и среди членского состава Постоянного комитета Европейского регионального бюро (в 2009-2013 годах от Украины там работала Олеся Гульчий, но это выборная должность, и политика ВОЗ в этом вопросе построена так, чтобы каждое государство-участник время от времени была представлена в Комитете). По сути, во всей разветвленной системе ВОЗ Украина сейчас представляет только краевой офис, созданный в 1994 году, где работают 25 сотрудников, в том числе 15 экспертов по проблематике ВИЧ-инфекции/СПИД, иммунизации и болезней, вакцинации, здоровья матери и ребенка, неинфекционных заболеваний, борьбы с табакокурением, туберкулеза, коммуникации и информационных технологий.
Это крайне неприятные цифры. А если учесть, что ВОЗ — структурное подразделение ООН, и к ней приковано внимание мирового сообщества, которое гарантирует решение важных вопросов в сфере мировой политики, в том числе вопросов мира и войны, то еще и не слишком обнадеживающие. Украине пора понять: усиливая свои позиции в Организации, мы автоматически усиливаем свои позиции на мировой арене, делаем наш голос более влиятельным, завоевываем авторитет и из объекта международных отношений превращаемся в субъект.
Планы и перспективы
С 1 июля обязанности Генерального директора ВОЗ выполняет д-р Тедрос Адханом Гебрейсус — первый руководитель ВОЗ из африканского региона. На новой должности он обещает реализовать программу, которая состоит из пяти основных пунктов.
Первый — решение чрезвычайных ситуаций в области здравоохранения. Его планируют реализовать за счет расширения полномочий и укрепления лидерской роли ВОЗ в мире.
Второй — решение вопросов женщин, детей и подростков. В частности, д-р Тедрос планирует в своей деятельности особое внимание уделять здоровью и благополучию женщин, детей и подростков в глобальном масштабе, а также позиционировать здоровье основным пунктом повестки дня, связанной с обеспечением гендерного равенства.
Третий — борьба с влиянием климатических изменений на здоровье человека. Речь идет о поддержке национальных органов здравоохранения в стремлении лучше понять и научиться правильно реагировать на последствия изменений окружающей среды в контексте влияния на здоровье человека.
Четвертый — реформирование ВОЗ, превращение ее в более эффективную, прозрачную и ответственную организацию, независимую в своей деятельности, опирающуюся на последние достижения науки, ориентированную на результат и способную быстро реагировать на вызовы.
Реализация последнего, пятого, пункта — здоровье для всех — непосредственно касается и Украины, стремящейся воплотить в жизнь реформы в сфере здравоохранения. Д-р Тедрос обещает обеспечить поддержку национальных органов здравоохранения для развития их базовой инфраструктуры (медицинских работников, механизмов предоставления услуг здравоохранения и информационных услуг), а также ввести принципы и правила, которые обеспечат одинаковую доступность медицинского обслуживания, включая охрану психического здоровья.
По мнению руководителя Организации, унифицированный подход, разработанный с учетом потребности отдельной страны или региона, должен уступить место индивидуализированным системам. Для реализации этого пункта д-р Тедрос планирует улучшить оказание первичной медико-санитарной помощи, профилактику, повысить общую доступность к жизненно важным вакцинам, видам диагностики и медикаментов, а также ускорить научные исследования и разработки, то есть способствовать партнерству между общественными организациями и частным сектором с целью разработки новых продуктов для решения конкретных проблем здравоохранения.
При условии целенаправленного сотрудничества, системного проведения реформ, желания, а также выполнения членских обязательств, Украина имеет шанс не только наладить тесные отношения с ВОЗ, усилить свои позиции на международной арене, но и доказать миру: изменения происходят не только на бумаге.
Татьяна КОЛЕСНИК, «ВЗ»