Валерий Запорожан: Без инновационных методов обучения подготовить современного врача невозможно

1665

Еще 5-10 лет назад внедрение в учебный процесс новых технологий предполагало переход к Болонской системе, использование компьютерной техники, интерактивных досок и т.п. Сейчас же этот перечень расширился не только количественно, но и качественно — настоящее требует от высших учебных заведений, особенно медицинских, новых подходов и стандартов подготовки специалистов. Наконец, это направление является одной из главных задач модернизации здравоохранения в Украине. О том, какие новации нужны отечественной системе медицинского образования — наш разговор с ректором Одесского национального медицинского университета, академиком НАМН Украины Валерием ЗАПОРОЖАНОМ.

ВЗ Как вы считаете, инновации в образовании — это стимул реформ или их следствие, возможное только при экономической поддержке?
— Проблемы реформирования здравоохранения лежат не только в экономической плоскости. Главным действующим лицом и гарантом всех медицинских реформ является врач. Именно по качеству его работы оценивают состояние отрасли. Поэтому, по большому счету, будущее здоровье нации формируется в университетских аудиториях.

Инновации в системе высшего медицинского образования тесно связаны с внедрением современных отраслевых стандартов, а также с усилением социальных стимулов и одновременно требований к получению высококачественной профессиональной компетентности специалиста.

Но те стандарты, по которым сейчас работают медицинские ВУЗы страны, разработанные еще в 2003 году, не отражают в полной мере современных требований к подготовке врача, поэтому нуждаются в пересмотре и обновлении.

VZ_14-15__Страница_07_Изображение_0001

ВЗ На что нужно сделать акцент?
— Специфика медицинского образования предусматривает тесное взаимодействие с клиниками и подготовку врача у постели больного. Это — аксиома. Клинические кафедры большинства высших медицинских учебных заведений Украины расположены на базе городских лечебных учреждений. Время продемонстрировало несостоятельность такой практики.

Во-первых, материальное положение этих учреждений здравоохранения не соответствует требованиям к учебным базам — врача завтрашнего дня невозможно готовить на оборудовании дня вчерашнего. Во-вторых, современный врач должен обладать инновационными технологиями диагностики и лечения, техникой эндоскопических, малоинвазивных, реконструктивно-пластических вмешательств и др. А для этого студент должен учиться у лучших хирургов, которые выполняют высокотехнологичные операции в соответственно оснащенных операционных, к которым студент имел бы доступ. Именно поэтому в странах Европы, Америки, даже в России при высших медицинских учебных заведениях существуют университетские клиники. В Украине также существует немалый положительный опыт создания и работы таких клиник. Как пример — многопрофильная университетская клиника Одесского национального медицинского университета.

Десятилетний опыт ее работы убедительно доказал целесообразность основной идеи университетской клиники — клиническое внедрение новейших технологий и интеллектуальных достижений, которые отрабатываются и внедряются метрами лечебной профессии одновременно с учебным процессом. В клинике уникально сочетаются додипломная и последипломная подготовка врача, научная работа и оказание высококвалифицированной медицинской помощи. При этом обучение и лечебно-диагностическая работа осуществляются с использованием самой современной медицинской аппаратуры и новейших медицинских технологий с привлечением высококвалифицированных специалистов различных профилей. Сейчас университетские клиники есть еще в нескольких медицинских университетах страны. Они имеют различные мощность, уровень оснащения и модель функционирования, но все являются безапелляционным доказательством необходимости создания собственных клиник в каждом медицинском университете.

Однако этот процесс идет в нашей стране медленно и, как говорят, скорее вопреки, чем благодаря. Потому что наличие клиники в медицинском университете законодательно не подтверждено, поэтому не является обязательным.

Важнейшей задачей современного высшего медицинского образования является создание условий для развития студентов и курсантов широкого круга компетенций, стойких практических навыков, способности быстро принимать решения и безупречно выполнять большинство манипуляций и вмешательств, особенно при неотложных состояниях.

Еще Конфуций сказал: «Я услышал — и забыл, я увидел — и запомнил, я сделал — и понял». Эта формула как нельзя лучше иллюстрирует необходимость улучшения практической составляющей в системе подготовки врача. Не случайно в 2005 году вместо теоретических государственных экзаменов введен комплексный практически ориентированный государственный выпускной экзамен, где молодой врач должен продемонстрировать не только теоретические знания, но и работу с реальным пациентом, конкретные практические навыки. Но это только полшага к цели — качественной подготовке врача современного уровня.

ВЗ Имеем ли все необходимые инструменты и механизмы для ее достижения?
— Классическая система медицинского образования не способна в полной мере решить проблему качественной практической подготовки специалиста. Среди главных препятствий — отсутствие непрерывной обратной связи между студентом, курсантом и педагогом, а также отсутствие возможностей по практической иллюстрации всего спектра разнообразных клинических ситуаций. Существуют и морально-этические и законодательные ограничения контактов между пациентами и студентами-медиками или курсантами.

Во всем мире эти задачи решаются с помощью симуляционных технологий и студента не допускают к общению с пациентом, пока он не сдаст экзамены по практическим навыкам. Особенно это касается хирургии, реанимации и других дисциплин, где от качества и скорости оказания медицинской помощи зависит жизнь пациента. Применение широкого арсенала тренажеров, компьютерное моделирование различных клинических ситуаций в динамике их развития — все это открывает новые возможности для практической подготовки студентов и повышения квалификации врачей и медицинских сестер, создает реальные условия для контроля преподавателем знаний и навыков студента. Без инновационных методов обучения подготовить современного врача невозможно.

Одесский национальный медицинский университет уже создал учебно-инновационный центр практической подготовки врачей, оснащенный самым современным оборудованием с первого по седьмой уровень реальности. Это оборудование позволяет обучать студентов и медицинский персонал практически во всех сферах медицинской деятельности, используя современные методы и методики, в том числе моделирование различных уровней сложности, моделирование виртуальной реальности «стандартизированный пациент», систему психологического консалтинга и менеджмента, а также гибридную симуляцию.

Центр координирует свою работу с ведущими центрами симуляционных технологий мира, и когда он заработает на полную мощность — может стать базовым для модернизации переподготовки врачей и из других регионов страны.

ВЗ Теория без практики мертва, но и практика без теории слепа. Как усилить теоретическую часть подготовки врача?
— В наше время теоретически «подковать» высококвалифицированного врача значит обеспечить ему доступ к мировой научной и любой информации — другой перспективы нет. Поэтому одной из первых задач Концепции развития нашего университета было создание самой современной электронной библиотеки. Такие библиотеки функционируют и во многих других университетах. Но, опять же, и в этом вопросе отечественное законодательство отстает от жизни. Нужно создать Единую отраслевую образовательную информационную систему, объединив все информационные ресурсы университетов страны, чтобы ею могли пользоваться не только студенты, а все желающие специалисты отрасли. Это уже не просто желание, а необходимость. Если бы не одно «но» — не понятно, как это будет согласовываться с Законом Украины об авторском праве. Принятый в 90-е годы прошлого века, он не предусматривает создание электронных копий книг и других документов без согласия автора. Речь идет о выплате авторских гонораров. Насколько реально это для университетов? Считаю, нужно внести изменения в закон, которые бы разграничили цели создания электронных копий и позволили бы развиваться электронным библиотекам.

ВЗ Каким вы видите медицинский университет если не в идеале, то, хотя бы, в ближайшем будущем?
— Современное высшее медицинское учебное заведение — это инфраструктура (учебные корпуса, клиники, лаборатории, центры, библиотеки и т.п.), составляющие которой взаимосвязаны общими задачами — осуществлять учебную, научную и лечебную деятельность. В дальнейшем он должен развиваться как биомедицинский инновационно-технологический кластер. Это один неразрывный комплекс, к составу которого должны присоединиться, кроме университета, самые мощные региональные лечебные учреждения, академические научно-исследовательские институты, предприятия, производящие медицинскую продукцию и лекарства.

Неотъемлемой чертой кластера станет внедрение современных технологий во все сферы деятельности. Это даст возможность медицинским университетам идти в ногу с модернизацией медицинской сферы страны, приблизит разработки и новейшие технологии к практическому внедрению, сократит путь от чисто теоретической подготовки специалиста до оказания ему крепких практических навыков и формирования развитого клинического мышления. То есть это позволит получить качественно другого врача, который будет готов работать в условиях обновленной отрасли.

Беседовала Светлана ТЕРНОВАЯ, «ВЗ»

Якщо ви знайшли помилку, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Залишити коментар

Введіть текст коментаря
Вкажіть ім'я