ВРАЧИ И МЕДСЕСТРЫ. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

29949

 Шановні читачі! Пропонуємо вам унікальну книгу-тренінг «Чему не научат в меди­цинском ВУЗе». Її автори – Гліб Загорій, Генеральний директор ПрАТ «Фармацев­тична фірма «Дарниця», кандидат фармацевтичних наук, доцент, та Юрій Чертков, директор ТОВ «Агентство медичного маркетингу» – своїми порадами допоможуть вам налагодити відносини з пацієнтами, колегами, керівництвом.

(Продовження. Початок у №№ 10-31)


Терапевтический процесс в значительной степени зависит от взаимоотношений между врачами и медицинскими сестрами. Когда взаимопонимания и сработанности нет, под угрозой оказывается качество медицинской помощи.

Исторически сложилось так, что взаимо­отношения между врачами и медсестрами приобрели статус особых отношений, особен­но это заметно в стационарах. Врач и медсе­стра – доминантная пара, влияющая на все процессы в отделении, которые оказывают воздействие на пациентов.

Медицинские сестры общаются с паци­ентами на протяжении суток и призваны со­здавать лечебно-охранительный режим, без которого невозможно выздоровление.

В ЛПУ пациент обязательно испытывает физический и психический дискомфорт, ко­торый связан как с процессом лечения, так и с обслуживанием и общением.

Современные тенденции таковы, что по­степенно происходит изменение старых сте­реотипов. Медсестра сейчас выполняет роль настоящего ассистента врача, его помощника и партнера.

В принципе, участие медсестры в процес­се лечения можно рассмотреть с точки зрения двух позиций:

1. Медсестра выполняет вспомогательные функции, обеспечивает работу врача, дейст­вует инициативно, как игрок команды, наце­лена на результат, переживает за пациента, вовлечена целиком в терапевтический про­цесс, как необходимое и ответственное звено.

2. Медсестра поддерживает пассивный отстраненный тип отношений с пациентом, не переживает за результат лечения, не чувст­вует своей ответственности, требует постоян­ного контроля со стороны врача, назначения врача выполняет буквально «для галочки», часто – не в полном объеме.

Какие возможны принципы взаимного поведения в системе «врач–медсестра»?

1) Принцип четкого разграничения функций.

Когда обязанности медсестры четко ре­гламентированы и строго определены, они не пересекаются с обязанностями врача. Случай, когда врач взялся за объем работы медсестры либо медсестра «влезла» в зону компетенций врача, рассматривается, как посягательство на сферу компетенции коллеги. Такой подход возможен, но таит в себе определенные угро­зы. Он приводит к тому, что медсестра не чув­ствует ответственности за результат лечения в целом, это дает ей возможность самоустра­няться от терапевтических задач как таковых, а заниматься только механической работой.

Часто поведение такой медсестры бывает формальным и безучастным, она не занима­ется психологическим подбадриванием паци­ента, его информационным сопровождением. Пациент фиксирует ее в своем сознании, как некую тень, девушку в маске, которая молча и бездумно осуществляет процедуры, которые назначил врач. На вопрос пациента: «От чего помогает этот укол?» – обычно следует ответ: «Спросите у врача, он же назначил!»

2) Принцип «принеси–подай».

Этот принцип основан на четком функци­ональном ограничении, то есть медсестра из всего круга своих обязанностей выполняет только те, на которые указал врач.

Данный принцип еще более несоверше­нен, чем предыдущий. Фактически он вообще снимает с медсестры ответственность за свои действия, так как за все отвечает врач. Медсе­стра ответственна только за качество выпол­ненного поручения, да и то, исключительно перед врачом, а не пациентом.

Принцип «делай то, что скажет врач» обесценивает опыт медсестры и блокирует инициативность и самостоятельность ее мышления.

Попытки медсестры давать советы врачу обычно приводят к конфликтам.

3) Принцип партнерства.

Современная идеология врачевания должна быть построена на принципах пар­тнерства и взаимопомощи.

Медсестра должна иметь определенную независимость: разумеется, не расписывать самостоятельно карту медицинских назна­чений, но иметь возможность свободно ва­рьировать свое поведение в зависимости от ситуации.

Часто врач просто не в состоянии подойти к пациенту, которому стало хуже. Он может быть на срочном вызове, либо проводить ре­анимационные мероприятия. В этом случае медсестра обязана правильно оценить ситуа­цию и оказать максимальную помощь.

Кроме того, медсестра должна стараться играть активную роль в судьбе пациента. Это и морально-информационное сопровожде­ние, и уведомление родственников пациента в случае необходимости. Медсестра в рамках этого принципа обязана вести себя активно. Разумеется, ее активность не должна быть чрезмерной. Например, некоторые медсестры любят включиться в диалог врача и пациента и давать определенные советы. Это, конечно, нужно пресечь, объяснив медсестре, что лиш­ний совет никогда не помешает, только давать его нужно не в присутствии пациента, да еще и перебив врача.

В идеале медсестра должна работать в «опережающем отражении», то есть взаимо­действовать с врачом так, словно она читает его следующее действие или распоряжение без слов.

Также медсестра должна быть инициа­тивной. Инициатива может проявляться в поисках усовершенствования своих мануаль­ных операций, определенной находчивости и скорости работы.

Разумеется, внедрение этих принципов в работу автоматически поднимает статус мед­сестры и она воспринимается не как простой исполнитель, а как ассистент врача. В этом качестве медсестра сможет действовать более активно, создавать комфортные условия как для коллег, так и для пациентов.

Для пары «врач–медицинская сестра» очень важно быть «сработанными», придер­живаться стиля совместной деятельности, который приводит к достижению хороших результатов без лишних затрат энергии.

Часто, когда медсестры дежурят в своем графике, а врач – в своем, на дежурства выхо­дят пары, которые по тем или иным особенно­стям (темперамент, воспитание) не совпада­ют и, как результат, страдает работа.

У сработанности врача и медсестры есть и отрицательная сторона, когда данное сотруд­ничество комфортно только для участников процесса лечения, но негативно влияет на ре­зультат терапевтического процесса. Иными словами, врач «не напрягает» медсестру, мед­сестра редко «дергает» врача, то есть оба рабо­тают в полсилы. Данный тип взаимодействия не ведет к улучшению терапевтических резуль­татов и негативно отражается на репутации отделения. Грамотный заведующий должен своевременно разрывать подобные альянсы.

Также негативным может считаться явле­ние, когда кто-то из пары фактически делает работу за своего партнера, то есть врач за мед­сестру либо наоборот.

Настоящая синергетическая работа – это уровень партнерского взаимодействия, когда 1+1=3, но никак не 1,5.

В процессе взаимодействия очень важно доверять друг другу. Профессиональное дове­рие – фундамент синергетического взаимо­действия.

Часто медсестры, особенно с большим опытом работы, не доверяют назначениям врача. Кроме того, они любят давать публич­ные оценки, ими может управлять личная не­приязнь к коллеге, обида, нереализованные жизненные возможности и т.д.

В коллективе должно быть принято не по­ощрять подобных высказываний. Но это быва­ет очень трудно сделать, особенно, если такие оценки «крышуются» старшей медсестрой.

Обычно, от старших медсестер очень много зависит, а еще больше зависит от того, каков тандем «заведующий отделением– старшая медсестра». Если данная пара ведет конструктивную политику, то и в отделении, как правило, хорошая атмосфера.

Очень важно понимание такого аспекта, как взаимозависимость врача и медсестры и нацеленность на достижение командного результата.

Часто опытные медсестры умело мани­пулируют врачами. Они учатся демонстри­ровать инициативу, преданность и заботу, одновременно проявляя покорность и под­чинение. Такие медсестры часто подводят врачей к определенным решениям, да так, что тот думает, что решение – его собствен­ное. Это не подрывает врачебный авторитет и позволяет избежать конфликтных ситуаций. Часто такие медсестры весьма успешны.

Есть и другой тип, который можно на­звать «молчаливыми саботажниками» – они не скандалят и не возмущаются, но при этом, их очень трудно заставить что-либо сделать.

Есть «протестующий тип» медсестер, которые испытывают трудности в процессе подчинения и часто не желают приходить к согласию во время оказания медицинской помощи пациенту. Нередко они склонны к гневливым и обличающим высказываниям, которые, как правило, не соответствуют силе инициирующего события.

Для врача уважение медсестер – очень важная вещь. Дело не только в том, что это об­легчает и улучшает терапевтический процесс, а еще и в том, что уважающая врача медсестра – это его «ходячая» реклама. На пациентов ока­зывает магическое воздействие сдержанная похвала врача медсестрой. Я иногда наблюдал ситуации, когда врачи, принимая частных пациентов, стремились заработать больше (не делиться с медсестрой) и самостоятельно снимали ЭКГ, брали кровь и т.д. Это – недаль­новидная политика. Если вы хотите, чтобы пациент по-настоящему стал «вашим», не сто­ит на нем экономить, пусть о нем позаботится медсестра, которая вас уважает.

Какие же практические действия мо­жет осуществить врач для укрепления сво­его авторитета среди медсестер?

Всех медсестер нужно знать по именам. Если в отделении появилась «новенькая», представьтесь ей сами, она это очень оценит и запомнит.

Станьте «своим» в «сестринской комнате», выделяйте для них время (конечно, в разум­ных пределах), выслушивайте их проблемы.

Будьте в курсе изменений их ролей и обязанностей (знайте, кто замещает стар­шую медсестру).

Если вы не дежурите по ночам, выберите время и поработайте несколько раз с ночными сменами, ночные дежурства очень сближают.

Когда даете указания, смягчайте их по форме: «Введи, пожалуйста…», «Не могла бы ты проверить…»

Если предстоит сложное задание, а мед­сестер несколько, то вместо директивного выбора «Ты сделаешь», лучше спросить: «Кто возьмется?»

Если вы замечаете первые признаки раз­дражения, не давайте ране нагноиться, луч­ше сразу наедине спросить «В чем дело?», и при этом быть готовым к критике.

Создайте такую культуру отношений, ко­торая поощряет всех членов бригады вносить свой вклад, а также открыто выражать свои взгляды.

Будьте готовы разделить работу в случае возникновения критической ситуации.

Принимайте риски на себя в случае воз­никновения опасной ситуации. Поддержи­вайте и признавайте мастерство медсестер, информируйте об этом руководство.

Будьте готовы помогать медсестрам как в жизни, так и в работе.

Поддерживайте хорошие отношения со старшей медсестрой.

Участвуйте в неформальных собраниях отделения, не игнорируйте медсестринское общество…

КАК ДОЛЖЕН ВЕСТИ СЕБЯ НОВИЧОК

Появление новичков, будь то клиниче­ские ординаторы, либо интерны, либо на­чинающие врачи, воспринимается медсе­страми, как лишняя головная боль.

Практически все новички — это вче­рашние выпускники ВУЗов, пока плохо знакомые с практической работой. Исклю­чение составляют лишь те, кто работал до этого в качестве медицинской сестры или фельдшера.

Особенно «проходными» для интернов и клинических ординаторов оказываются лечебные учреждения, имеющие кафедры по различным специальностям.

Чем же новички так досаждают меди­цинским сестрам? Прежде всего, неуемным энтузиазмом и стремлением привнести в лечебный процесс новые веяния. Правда, большинство остывает примерно через полгода. Часто этот энтузиазм проявляется в огромном количестве назначений и об­следований, которые для медсестер – лиш­няя работа. Бывает, что врачи младше мед­сестер – это усугубляет разногласия.

Иногда новичок переоценивает свои силы, берется за непосильный объем ответ­ственности. Кроме того, медсестры лучше ориентируются в практических алгорит­мах при возникновении экстренных ситу­аций. По вине новичка медсестрам часто приходится нервничать, и они требуют компенсации, выражая свое недовольство коллегам и руководству.

Новичку вообще нелегко в начале тру­довой деятельности. Как правило, он в цен­тре внимания, коллеги не подают виду, но наблюдают за ним очень пристально.

Новичку нужно вести себя сдержанно и тактично, не раболепствовать, но и не заноситься. Помочь медсестрам в «горячие минуты» в отделении – очень полезно для дальнейших взаимоотношений.

Также на все 100% нужно использовать неформальные мероприятия, различные праздники, дни рождения.

Таким образом:

Роль медсестры в условиях современ­ной медицины меняется.

Идеология взаимодействия должна основываться на идеях профессионального партнерства.

Уровень терапевтических результатов зависит от сработанности врача и медсе­стры.

Якщо ви знайшли помилку, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Залишити коментар

Введіть текст коментаря
Вкажіть ім'я