Шановні читачі! Пропонуємо вам унікальну книгу-тренінг «Чему не научат в медицинском ВУЗе». Її автори – Гліб Загорій, Генеральний директор ПрАТ «Фармацевтична фірма «Дарниця», кандидат фармацевтичних наук, доцент, та Юрій Чертков, директор ТОВ «Агентство медичного маркетингу» – своїми порадами допоможуть вам налагодити відносини з пацієнтами, колегами, керівництвом.
(Продовження. Початок у №№ 10-31)
Терапевтический процесс в значительной степени зависит от взаимоотношений между врачами и медицинскими сестрами. Когда взаимопонимания и сработанности нет, под угрозой оказывается качество медицинской помощи.
Исторически сложилось так, что взаимоотношения между врачами и медсестрами приобрели статус особых отношений, особенно это заметно в стационарах. Врач и медсестра – доминантная пара, влияющая на все процессы в отделении, которые оказывают воздействие на пациентов.
Медицинские сестры общаются с пациентами на протяжении суток и призваны создавать лечебно-охранительный режим, без которого невозможно выздоровление.
В ЛПУ пациент обязательно испытывает физический и психический дискомфорт, который связан как с процессом лечения, так и с обслуживанием и общением.
Современные тенденции таковы, что постепенно происходит изменение старых стереотипов. Медсестра сейчас выполняет роль настоящего ассистента врача, его помощника и партнера.
В принципе, участие медсестры в процессе лечения можно рассмотреть с точки зрения двух позиций:
1. Медсестра выполняет вспомогательные функции, обеспечивает работу врача, действует инициативно, как игрок команды, нацелена на результат, переживает за пациента, вовлечена целиком в терапевтический процесс, как необходимое и ответственное звено.
2. Медсестра поддерживает пассивный отстраненный тип отношений с пациентом, не переживает за результат лечения, не чувствует своей ответственности, требует постоянного контроля со стороны врача, назначения врача выполняет буквально «для галочки», часто – не в полном объеме.
Какие возможны принципы взаимного поведения в системе «врач–медсестра»?
1) Принцип четкого разграничения функций.
Когда обязанности медсестры четко регламентированы и строго определены, они не пересекаются с обязанностями врача. Случай, когда врач взялся за объем работы медсестры либо медсестра «влезла» в зону компетенций врача, рассматривается, как посягательство на сферу компетенции коллеги. Такой подход возможен, но таит в себе определенные угрозы. Он приводит к тому, что медсестра не чувствует ответственности за результат лечения в целом, это дает ей возможность самоустраняться от терапевтических задач как таковых, а заниматься только механической работой.
Часто поведение такой медсестры бывает формальным и безучастным, она не занимается психологическим подбадриванием пациента, его информационным сопровождением. Пациент фиксирует ее в своем сознании, как некую тень, девушку в маске, которая молча и бездумно осуществляет процедуры, которые назначил врач. На вопрос пациента: «От чего помогает этот укол?» – обычно следует ответ: «Спросите у врача, он же назначил!»
2) Принцип «принеси–подай».
Этот принцип основан на четком функциональном ограничении, то есть медсестра из всего круга своих обязанностей выполняет только те, на которые указал врач.
Данный принцип еще более несовершенен, чем предыдущий. Фактически он вообще снимает с медсестры ответственность за свои действия, так как за все отвечает врач. Медсестра ответственна только за качество выполненного поручения, да и то, исключительно перед врачом, а не пациентом.
Принцип «делай то, что скажет врач» обесценивает опыт медсестры и блокирует инициативность и самостоятельность ее мышления.
Попытки медсестры давать советы врачу обычно приводят к конфликтам.
3) Принцип партнерства.
Современная идеология врачевания должна быть построена на принципах партнерства и взаимопомощи.
Медсестра должна иметь определенную независимость: разумеется, не расписывать самостоятельно карту медицинских назначений, но иметь возможность свободно варьировать свое поведение в зависимости от ситуации.
Часто врач просто не в состоянии подойти к пациенту, которому стало хуже. Он может быть на срочном вызове, либо проводить реанимационные мероприятия. В этом случае медсестра обязана правильно оценить ситуацию и оказать максимальную помощь.
Кроме того, медсестра должна стараться играть активную роль в судьбе пациента. Это и морально-информационное сопровождение, и уведомление родственников пациента в случае необходимости. Медсестра в рамках этого принципа обязана вести себя активно. Разумеется, ее активность не должна быть чрезмерной. Например, некоторые медсестры любят включиться в диалог врача и пациента и давать определенные советы. Это, конечно, нужно пресечь, объяснив медсестре, что лишний совет никогда не помешает, только давать его нужно не в присутствии пациента, да еще и перебив врача.
В идеале медсестра должна работать в «опережающем отражении», то есть взаимодействовать с врачом так, словно она читает его следующее действие или распоряжение без слов.
Также медсестра должна быть инициативной. Инициатива может проявляться в поисках усовершенствования своих мануальных операций, определенной находчивости и скорости работы.
Разумеется, внедрение этих принципов в работу автоматически поднимает статус медсестры и она воспринимается не как простой исполнитель, а как ассистент врача. В этом качестве медсестра сможет действовать более активно, создавать комфортные условия как для коллег, так и для пациентов.
Для пары «врач–медицинская сестра» очень важно быть «сработанными», придерживаться стиля совместной деятельности, который приводит к достижению хороших результатов без лишних затрат энергии.
Часто, когда медсестры дежурят в своем графике, а врач – в своем, на дежурства выходят пары, которые по тем или иным особенностям (темперамент, воспитание) не совпадают и, как результат, страдает работа.
У сработанности врача и медсестры есть и отрицательная сторона, когда данное сотрудничество комфортно только для участников процесса лечения, но негативно влияет на результат терапевтического процесса. Иными словами, врач «не напрягает» медсестру, медсестра редко «дергает» врача, то есть оба работают в полсилы. Данный тип взаимодействия не ведет к улучшению терапевтических результатов и негативно отражается на репутации отделения. Грамотный заведующий должен своевременно разрывать подобные альянсы.
Также негативным может считаться явление, когда кто-то из пары фактически делает работу за своего партнера, то есть врач за медсестру либо наоборот.
Настоящая синергетическая работа – это уровень партнерского взаимодействия, когда 1+1=3, но никак не 1,5.
В процессе взаимодействия очень важно доверять друг другу. Профессиональное доверие – фундамент синергетического взаимодействия.
Часто медсестры, особенно с большим опытом работы, не доверяют назначениям врача. Кроме того, они любят давать публичные оценки, ими может управлять личная неприязнь к коллеге, обида, нереализованные жизненные возможности и т.д.
В коллективе должно быть принято не поощрять подобных высказываний. Но это бывает очень трудно сделать, особенно, если такие оценки «крышуются» старшей медсестрой.
Обычно, от старших медсестер очень много зависит, а еще больше зависит от того, каков тандем «заведующий отделением– старшая медсестра». Если данная пара ведет конструктивную политику, то и в отделении, как правило, хорошая атмосфера.
Очень важно понимание такого аспекта, как взаимозависимость врача и медсестры и нацеленность на достижение командного результата.
Часто опытные медсестры умело манипулируют врачами. Они учатся демонстрировать инициативу, преданность и заботу, одновременно проявляя покорность и подчинение. Такие медсестры часто подводят врачей к определенным решениям, да так, что тот думает, что решение – его собственное. Это не подрывает врачебный авторитет и позволяет избежать конфликтных ситуаций. Часто такие медсестры весьма успешны.
Есть и другой тип, который можно назвать «молчаливыми саботажниками» – они не скандалят и не возмущаются, но при этом, их очень трудно заставить что-либо сделать.
Есть «протестующий тип» медсестер, которые испытывают трудности в процессе подчинения и часто не желают приходить к согласию во время оказания медицинской помощи пациенту. Нередко они склонны к гневливым и обличающим высказываниям, которые, как правило, не соответствуют силе инициирующего события.
Для врача уважение медсестер – очень важная вещь. Дело не только в том, что это облегчает и улучшает терапевтический процесс, а еще и в том, что уважающая врача медсестра – это его «ходячая» реклама. На пациентов оказывает магическое воздействие сдержанная похвала врача медсестрой. Я иногда наблюдал ситуации, когда врачи, принимая частных пациентов, стремились заработать больше (не делиться с медсестрой) и самостоятельно снимали ЭКГ, брали кровь и т.д. Это – недальновидная политика. Если вы хотите, чтобы пациент по-настоящему стал «вашим», не стоит на нем экономить, пусть о нем позаботится медсестра, которая вас уважает.
Какие же практические действия может осуществить врач для укрепления своего авторитета среди медсестер?
Всех медсестер нужно знать по именам. Если в отделении появилась «новенькая», представьтесь ей сами, она это очень оценит и запомнит.
Станьте «своим» в «сестринской комнате», выделяйте для них время (конечно, в разумных пределах), выслушивайте их проблемы.
Будьте в курсе изменений их ролей и обязанностей (знайте, кто замещает старшую медсестру).
Если вы не дежурите по ночам, выберите время и поработайте несколько раз с ночными сменами, ночные дежурства очень сближают.
Когда даете указания, смягчайте их по форме: «Введи, пожалуйста…», «Не могла бы ты проверить…»
Если предстоит сложное задание, а медсестер несколько, то вместо директивного выбора «Ты сделаешь», лучше спросить: «Кто возьмется?»
Если вы замечаете первые признаки раздражения, не давайте ране нагноиться, лучше сразу наедине спросить «В чем дело?», и при этом быть готовым к критике.
Создайте такую культуру отношений, которая поощряет всех членов бригады вносить свой вклад, а также открыто выражать свои взгляды.
Будьте готовы разделить работу в случае возникновения критической ситуации.
Принимайте риски на себя в случае возникновения опасной ситуации. Поддерживайте и признавайте мастерство медсестер, информируйте об этом руководство.
Будьте готовы помогать медсестрам как в жизни, так и в работе.
Поддерживайте хорошие отношения со старшей медсестрой.
Участвуйте в неформальных собраниях отделения, не игнорируйте медсестринское общество…
КАК ДОЛЖЕН ВЕСТИ СЕБЯ НОВИЧОК
Появление новичков, будь то клинические ординаторы, либо интерны, либо начинающие врачи, воспринимается медсестрами, как лишняя головная боль.
Практически все новички — это вчерашние выпускники ВУЗов, пока плохо знакомые с практической работой. Исключение составляют лишь те, кто работал до этого в качестве медицинской сестры или фельдшера.
Особенно «проходными» для интернов и клинических ординаторов оказываются лечебные учреждения, имеющие кафедры по различным специальностям.
Чем же новички так досаждают медицинским сестрам? Прежде всего, неуемным энтузиазмом и стремлением привнести в лечебный процесс новые веяния. Правда, большинство остывает примерно через полгода. Часто этот энтузиазм проявляется в огромном количестве назначений и обследований, которые для медсестер – лишняя работа. Бывает, что врачи младше медсестер – это усугубляет разногласия.
Иногда новичок переоценивает свои силы, берется за непосильный объем ответственности. Кроме того, медсестры лучше ориентируются в практических алгоритмах при возникновении экстренных ситуаций. По вине новичка медсестрам часто приходится нервничать, и они требуют компенсации, выражая свое недовольство коллегам и руководству.
Новичку вообще нелегко в начале трудовой деятельности. Как правило, он в центре внимания, коллеги не подают виду, но наблюдают за ним очень пристально.
Новичку нужно вести себя сдержанно и тактично, не раболепствовать, но и не заноситься. Помочь медсестрам в «горячие минуты» в отделении – очень полезно для дальнейших взаимоотношений.
Также на все 100% нужно использовать неформальные мероприятия, различные праздники, дни рождения.
Таким образом:
Роль медсестры в условиях современной медицины меняется.
Идеология взаимодействия должна основываться на идеях профессионального партнерства.
Уровень терапевтических результатов зависит от сработанности врача и медсестры.