(Продовження. Початок у №№ 10-35, 2012)
Успех — это успевать.
М. Цветаева
Время — это важнейший жизненный ресурс, и от того, как мы его распределяем, зависит качество жизни, и, если хотите, ее осмысленность . Бездумно расходовать время не стоит, врач обязан его правильно распределять.
Как правило, люди много планируют, но мало осуществляют, прикрываясь фразами «захлестнула текучка», «появились непредвиденные обстоятельства» и т. д.
В последнее время темп жизни стал очень высоким, но остается только удивляться, как мало людей по-настоящему научились планировать свое время. К примеру, водитель, который спешит на работу, мчится, нарушает правила, всем на дороге доставляет неприятности, а потом, приехав на работу, 40 минут пьет кофе, беседует с коллегами и т.д. Зачем тогда было так спешить и рисковать, если суммарный выигрыш времени на дорогу составил около 5 минут?
Времени не хватает только тому, кто не научился правильно его использовать.
Давайте рассмотрим наиболее важные приемы управления временем.
ПЕРВОЕ ПРАВИЛО
планируйте день на бумаге
Есть правило 6 П: правильное предварительное планирование предотвращает плохие показатели. Никогда не жалейте времени на планирование: чем лучше вы спланировали, тем больше времени у вас будет для реализации своего плана. Это можно сравнить с картой местности : прежде чем поехать, представьте маршрут. Если не представили — посмотрите карту, а только потом начинайте движение, иначе велика вероятность заблудиться и потерять массу времени. Даже если рядом сидит человек, который утверждает, что знает дорогу, все равно лучше заглянуть в карту.
Когда вы составите список дел, отранжируйте их по важности, то есть приоритетности выполнения, и начинайте реализовывать одно дело за другим. План нужно составлять с утра (утро вечера мудренее). Более того, с утра вы лучше осознаете свое функциональное состояние и тот объем дел, который вы сможете потянуть.
ВТОРОЕ ПРАВИЛО
беритесь, в первую очередь, за важные и срочные дела
Например, вы запланировали привести в порядок историю болезни пациента либо написать статью, а в это время поступает пациент. Естественно, приоритеты меняются, и вы вначале решаете важную и срочную задачу, то есть принимаете пациента, а потом приступаете к несрочным, но тоже важным заданиям.
Здесь есть одна тонкость: большее время нужно тратить на решение важных, но несрочных задач. Чем больше времени вы тратите на эти дела, тем меньше у вас становится важных и очень срочных дел, что защищает от ненужных стрессов. Например, если у вас выпала пломба из зуба, то вам нужно пойти к стоматологу, то есть осуществить важную, но пока не срочную задачу. А если вы долго не посещаете стоматолога и зуб начинает болеть, то такая задача — уже из категории важных и срочных, и ее придется решать в первую очередь. В принципе, чем меньше у вас важных и срочных дел, тем лучше вы планируете свое время.
А как же насчет врачей скорой помощи, реанимационных бригад и т. д., ведь там все ситуации из категории важных и срочных? Опять-таки, если вы правильно расставите приоритеты и спланируете время, то важные и срочные дела станут прогнозируемыми и выполняться будут легче и быстрее.
Какие это важные и несрочные дела, например, в отделении реанимации?
Проверить оборудование, например аппарат ИВЛ: все ли готово для экстренной интубации — ларингоскоп (светится ли лампочка), проводник и т. д., заряжен ли дефибриллятор, поднимается ли подголовник и в реанимационном зале на случай отека легких у пациента и т. д. Как говорится, готовься к бою, и боя не будет.
То есть, наши дела из разряда важных, но не срочных, облегчили и ускорили выполнение важных и очень срочных. Часто это спасает жизнь пациентам.
А как быть с неважными делами? Они тоже нужны, жизнь не может состоять только из полезных дел, поэтому отведите не более 20% своего времени на кофепития, разговоры с коллегами о политике и т. д.
ТРЕТЬЕ ПРАВИЛО
занимайтесь сиюминутно только одним делом
Достаточно много людей игнорирует данное правило, и пытаются заниматься всем сразу одновременно. Это неправильно: нужно, подобно песочным часам, пропускать через свое сознание одну песчинку (задачу) за другой в порядке значимости и очередности. Это правило одного активного документа на столе. Когда ваш стол завален историями, в которых вы одновременно что-то помечаете, неминуемы ошибки.
Что делать, если вас отвлекают? Например, вы обследуете пациента, а в это время вам кто-то звонит по телефону. Нужно взять трубку, сказать, что вы не можете сейчас разговаривать и попросить, чтобы перезвонили, например, через 30 минут. Если вы возьмете трубку и начнете решать другой вопрос, это будет иметь несколько негативных последствий. Во-первых, это не очень понравится пациенту, даже если он не подаст вида. Во-вторых, вам придется заново «погружаться в пациента» и тратить дополнительное время.
Кстати, такая отсрочка телефонного разговора часто приводит к тому, что проблема решается и без вашей помощи.
ЧЕТВЕРТОЕ ПРАВИЛО
старайтесь уединяться хотя бы на полчаса в день
Часто количество обращений бывает таким большим, что невозможно без помех рассмотреть наиболее важное дело. Поэтому практикуйте тактику закрытой двери, по возможности, с выключенным телефоном. Часто в такие минуты удается решить действительно важные задачи.
ПЯТОЕ ПРАВИЛО
максимальное количество вопросов решайте по телефону либо при помощи электронной переписки
Конечно, когда вам нужно осмотреть пациента, то телефон вряд ли поможет, хотя уже есть средства, позволяющие записать по телефону ЭКГ, что очень удобно, если у пациента периодически «срывается ритм». Я знаю одного врача, который при телефонном разговоре с пациентом предлагал приложить трубку к области сердца и внимательно что-то слушал, а потом давал рекомендации…
В любом случае, ситуаций, при которых личный визит врача не является необходимостью, достаточно много: откорректировать дозу гипотензивных, добавить пробиотики во время антибиотикотерапии и т.д.
ШЕСТОЕ ПРАВИЛО
учитесь быстро читать и анализировать прочитанное
Такая уж наша профессия, что со студенческой скамьи нам приходится много читать и много запоминать. Во время учебы в медицинском университете у меня был диалог со студентом политехнического института, который утверждал, что в медицинском институте интеллект, как таковой, не нужен, нужна просто хорошая память. Может быть, где-то он был и прав, но хорошая память — это главная составляющая интеллекта, которую нужно постоянно тренировать.
Конечно, желательно было бы освоить навыки быстрого чтения, это позволит тратить в 3 раза меньше времени на анализ документов. Если заниматься скорочтением нет желания, тогда нужно стараться из каждого материала выбирать главное — ключевые мысли.
СЕДЬМОЕ ПРАВИЛО
вырабатывайте полезные привычки, способные сэкономить время
Записывайте нужную информацию. Не стоит надеяться на память, т. к. тупой карандаш, говорят, лучше, чем самая острая память.
Перед тем, как куда-то ехать, перезвоните нужному вам человеку и подтвердите встречу. Часто люди забывают о встрече и можно потерять массу времени, а простой профилактический звонок предупреждает данную ситуацию.
Заполняйте паузы, когда кого-то или чего-то ждете. Не тратьте время впустую — читайте полезную литературу или просто обдумывайте что-то.
Умение заполнять паузы — черта высокоорганизованных людей. Если вы водите автомобиль, то для вас могут быть полезными аудиокниги, которые сейчас есть в продаже. При помощи этих книг можно даже выучить иностранный язык. Так что даже стояние в дорожной пробке может быть полезным. Только не стоит читать во время еды (см. третье правило), так как это, кроме всего прочего, вредит здоровью.
Не тратьте время на пустые разговоры, особенно на жалобы. Если мы акцентируем внимание на своих неудачах, мы закрепляем в нашем сознании установку «Я — неудачник», поэтому старайтесь запоминать и рассказывать окружающим только хорошие вещи. Некоторые даже советуют вести личный дневник успехов. Добился чего-то хорошего — зафиксировал в дневнике .
Анализируйте свои привычки и наклонности, чтобы избавляться от вредных. Очень важно следить за тенденциями. Например , если лягушку бросить в горячую воду, она тут же решит, что ей это все не нравится и выпрыгнет, но если воду нагревать постепенно, лягушка расслабится и, в конце концов, сварится. То же происходит и с нами: когда негативные привычки действуют на нас малыми дозами, мы склонны недооценивать их значимость.
Лучше формировать в себе позитивные зависимости, например, делать зарядку, читать одну книгу в неделю и т.д. Количество правильных воздействий приведет к хорошим качественным результатам.
Решив трудную задачу, наградите себя коротким отдыхом. Не стоит, закончив одно дело, сразу хвататься за второе. Лучше дать себе возможность сделать паузу, насладиться собственным успехом, закрепить позитивную установку.
Есть такие люди, которые просто не умеют отдыхать. Это называется «синдром достижений». Занимаясь постоянно чем-то важным, они просто не успевают замечать маленьких житейских радостей. В конечном итоге, ИХ жизнь не очень-то и счастливая.
Не думайте, что ваш рабочий стиль самый лучший. Есть такое выражение: хорошее — враг лучшему, поэтому поиск рационализации своего времени должен быть постоянно активирован в вашем сознании.
Если вы руководитель, как можно больше делегируйте подчиненным. Делегирование, то есть поручение дел своим подчиненным, — важнейший навык руководителя . Считается, что если руководитель делает сам ту работу, которую может сделать подчиненный, то такой руководитель лишний.
Время на пятиминутках
В нашей работе необходимы пятиминутки, то есть совещания медицинских работников, которые зачастую занимают достаточно много времени, во всяком случае, всегда больше, чем 5 минут. В разных ЛПУ заведено по-разному время проведения , порядок «передачи пациентов», количество присутствующих лиц и т.д. В некоторых отделениях на утренних пятиминутках не привлекают средний медицинский персонал, врачи сдают дежурства друг другу. Правильно ли это? Да, действительно, такие пятиминутки проходят быстрее, меньший круг участников, меньше дополнительных вопросов. Однако в лечебный процесс вовлечены все медицинские работники, поэтому, по нашему мнению, более эффективно проводить общие пятиминутки; это позволит разносторонне проанализировать ведение пациентов. Более того, часто средний и младший медицинский персонал подсказывает действительно очень полезные в практическом аспекте вещи.
Врачебная пятиминутка проходит быстро и конструктивно, когда все участники вовлечены в процесс, а заведующий обеспечивает эффективную модерацию, продолжительность которой заранее определена. Разумеется, для практикующего врача нужно очень внимательно записывать детальную информацию относительно пациентов, например, такая «мелочь», как злоупотребление спиртным на протяжении длительного периода перед поступлением в стационар может заставить врача усилить наблюдение за таким пациентом из-за возможности развития алкогольного психоза на фоне соматичекой патологии.
Наука управления временем называется таймменеджмент. Многие считают, что таймменеджменту невозможно научиться, человеку либо дано управлять временем, либо не дано. Однако, наше убеждение, что таймменеджменту научиться не только можно, но и необходимо, ведь ничто не стоит так дорого, как время.